Сценарий праздника в старшей группе «Родной свой край люби и знай».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Фёдорова Татьяна Валерьевна

Край мой пинежский, край мой таёжный.
Зорь июльских рябиновой жар,
Разнотравья узорные пожни,
Как старинная девичья шаль.
То с дождями, то знойное лето,
То зимою мороз ядовит.
А весна с Ледовитого ветром
Даже в мае озёра стеклит.
Край мой Пинежский,
край мой таёжный,
Я сроднился с тобою навек.
Ты во всем так же прост, как и сложен,
И тебя познает человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_v_starshey_gruppe.docx119.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника в старшей группе

«Родной свой край люби и знай».

Цель: создать праздничное настроение и положительные эмоции, посредством привлечения детей к народным традициям Пинежья.

Задачи: 

Познавательные: ознакомление учащихся с народными традициями Пинежья, с историей родного края, предметами старинного быта;

Воспитательные: воспитывать любовь к своему родному краю, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к пинежской природе;

Развивающие:  развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности, стремление изучать историю  родного края,

Оборудование:

пинежский костюм для бабушки, костюм для домовёнка Кузи, костюм для Фомы, костюм для Ерёмы, каравай, канат, связка баранок.

Оформление: 

зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта  и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные  и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

фото с праздника

Ход развлечения:

Входит ведущий. Звучит музыка (желательно спокойная русская народная в исполнении оркестра русских народных инструментов). Дети свободно входят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущий:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Пинежье. А отчего такое название кто знает? Река у нас протекает – Пинега. От неё и название такое – Пинежье!

 (видеозапись «речка Пинега»)

Ведущий: Узнаёте знакомые места?

Край мой пинежский, край мой таёжный.
Зорь июльских рябиновой жар,
Разнотравья узорные пожни,
Как старинная девичья шаль.
То с дождями, то знойное лето,
То зимою мороз ядовит.
А весна с Ледовитого ветром
Даже в мае озёра стеклит.
Край мой Пинежский,
край мой таёжный,
Я сроднился с тобою навек.
Ты во всем так же прост, как и сложен,
И тебя познает человек.

(Видеозапись вечерка)

Бабушка:

Добрый день, гости званные, да желанные!

Милости просим на Пинежские посиделки!

Посидеть да потешиться,

Поиграть, пошутить, посмеяться.

Ведущий:

Здравствуй, бабушка! Принимай гостей со всех волостей!

Бабушка:

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли места хватило?

Не тесновато ли вам?

Ведущий:

В тесноте, да не в обиде.

Бабушка:

Если есть в лесу цветы

Будет и поляночка.

Если есть в избе девчата

Будет и гуляночка. 

Ведущий:

По селу молва идет:

В эту горницу народ

Каждый месяц созывают,

Да так ласково встречают,

Леденцами угощают.

Бабушка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать,

так на пороге встречать.

Дай Бог тому,

кто в нашем дому:

Дорогим гостям,

добрым хозяюшкам,

да малым детушкам!

Наделил бы вас Господь

и житьем, и бытьем и здоровьецем.

 (с хлебом, солью)

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(Гости пробуют хлеб)

Ведущая: По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом с солью и песней. Хлеб убран в закрома! Потрудился честной народ на славу. (к детям).

В народе говорят: есть хлеб…

Дети: Будет и песня.

Ведущая: А умелые руки …

Дети: Не знают скуки.

Ведущая: Кто трудился от души-

Дети: Веселись теперь, пляши!

Хоровод «Уж мы вьем, вьем капустоньку»

Бабушка: 

Уж мы вьем, вьем капустоньку, да

Завиваем золотой кочешок, да

Завиваем приговариваем, да

Мы у батюшки в терему, да

Мы у матушки в высоком…

(хоровод развивается)

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок далее, далее, далее,

Нитка доле, доле, доле,

Я за ниточку взялась,

Тонка нитка сорвалась.

Ведущая: Талантливый и трудолюбивый русский народ! Сколько пословиц о труде сложил! Издавна Пинежье славилось своими мастерами.

Бабушка: Что, верно, то верно!

Без труда не вынешь рыбку из пруда!

Без труда не проживешь, а приложишь

Терпенье, да уменье,

Ох, и дивной красоты вещи получаются!

(Звучит русская народная песня, презентация мастера)

Ведущая: 

А у нас самих товар не хуже!

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК. 

  1. Я частушку на частушку,

Как на ниточку, вяжу.

Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

  1. Ах, топнула я,

И не топнула я.

Съела пряников полпуда

И не лопнула я.

  1. Ах, туфли мои,

Носа выстрочены,

Не хотела я плясать,

Сами выскочили!

 

  1. Ах, спасибо тебе, мама,

Что весёлой родила.

Хоть и горе, хоть беда,

Хожу весёлая всегда.

  1. Подружка моя,                             

Чем ты лучше меня?                   

Ты помадой мажешься              

И то хуже кажешься!   

  1. Не ругай меня, мамаша,

Не ругай меня, отец,

На работе я ленива,

На гулянье - молодец!

 (Из-под печки выглядывает домовёнок Кузя)

Ведущая: 

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Дети:

Кузя!

Домовой:

Аюшки!

Ведущая: 

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Ведущая: 

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Ведущая: 

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Ведущая: 

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Ведущая: 

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Ведущая: 

Кузя!

Домовой:

Аюшки!

Ведущая: 

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Ведущая: 

Что принес?

Домовой:

Сапожки.

Ведущая: 

Где же они.

Домовой:

А я сделал как вы велели.

На стол поставил и съел.

(Домовой вылезает из-под печки)

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

-Кто в избе рогат? (Ухват.)

-Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

-Черный конь скачет. (Кочерга.)

-Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)

-Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

-Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)

-Сидят две галочки на одной палочке. (Ведра на коромысле)

-Посуда новая, да вся дырявая. (Сито.)

-Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса)

-Кто берет сено тремя зубами? (Вилы)

-То толстеет, то худеет, на весь дом голосит» (гармонь) 

Ведущая: 

А вот бы нам, дорогой Домовой, посмотреть. Как люди на Пинежье досуг свой проводили.

Домовой:

У кого там хмурый вид!

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора-

Ждет вас добрая игра.

Игра «Плетень»

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетнём,

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьётся плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-

Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На берёзоньку завивайся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущая: 

Всякий молодец

На свой образец.

Пришли к нам два брата

Фома да Ерема.

Бабушка:

Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.

Фома:

Садись.

Ерема:

Нет, ты садись.

Фома:

Подвинься.

Ерема:

Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)

Ерема:

Фому поднимали,

Животы надорвали.

Фома:

Ерема худ, голова с пуд.

Нос крючком,

Хохол клочком.

Ерема:

Фома вредный,

Голос медный.

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Фома:

Любишь шутки над Фомой,

Полюби и над собой.

(ссорятся)

Ведущая: 

Получился у нас петушиный бой.

Домовой:

Кто вперёд идёт, того страх не берёт 

Игра: «Петушиный бой» 

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Ерема:

Фома, есть хочешь?

Фома:

Да нет, перекусил.

Съел кусок пирога,

Горшок сметаны,

Решето калачей.

Ерема:

Вот какой сильный стал.

Домовой:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Потянуть верёвку.

Игра: «Перетягивание каната» 

(Ерема и Фома против детей)

Ведущая: 

Эх, Фома да Ерема,

Сидели бы дома.

Пинежские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки. Для всех пинежских игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Горелки - особенно популярная и любимая были игра наших бабушек и дедушек.

Бабушка: 

Есть у меня такая игра, собирайся, детвора!!!

Не толкайтесь, не спешите, а скорее подходите.

Домовой:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Поиграть в горелки.

(Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!)

Правила игры «Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Ведущая:

На все игрища Пинежане красиво одевались, водили хороводы. Одежду они шили и украшали сами. Чтобы сшить рубаху или сарафан. Сначала необходимо соткать ткань из пряжи. Это делали пряхи. Они наматывали пряжу на веретено.
Домовой:

Без веретена-не пряжа,
Без иглы-не портной.

У ленивой пряхи, нет и рубахи.
Чтобы рубаху нам соткать, надо пряжу намотать.
 

Игра «клубочки»

Ведущая:

Празднования на Пинежье проходили круглый год. У каждого времени года были свои обряды и свои приметы. На гулянии предпочитали «ходить ходечи».

Этот хоровод-шествие – один из старейших хороводов на Пинеге. Постепенно из этого вида появились разновидности. Так называемые «ручейки». 

Бабушка:

Хожу я по травке

Гуляю по муравке

Ой, мне по этой травке

Ходить не находится

Ой, ходить не находится

Гулять не нагуляться.

Домовой:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Поиграть немножко.

 Игра «ручеёк»

Девочка: 

Пойдемте, девочки домой,

Пойдемте, ягодиночки.

Дадим хозяевам покой

Закончим вечериночку.

Девочка:

Пойдемте, девочки домой

Я уж насиделася.

Моего милого нет,

На ваших нагляделася.

Ведущая: 

Путешествие в старину завершается. О русских обычаях и традициях много узнали. Так жили на Пинежье наши предки и нам завещали - очень хотели, чтобы традиции мы продолжали.

Бабушка: Ну, добры молодцы и красны девицы, понравились вам русские народные традиции? По русскому обычаю всех угощаем баранками.
(Вручает детям связку баранок.)

Ведущая: 

Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца, праздник,
До новых праздников, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД в младшей группе «Родной свой край люби и знай!»

Конспект НОД посвящено теме знакомства с родным тульским краем. в нем описаны задачи, а также сам ход занятия....

сценарий осеннего праздника " Родной свой край люби и знай"

В зал входит Хозяйка в русском народном костюме с двумя детьми.Хозяйка: Хороший, радостный день сегодня. Частенько ко мне заходят красны девицы, да добры молодцы - сказку послушать, да себя показать. ...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Родной свой край люби и знай»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...

Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...

НОД во II младшей группе «Родной свой край люби и знай!»

НОД во II младшей группе «Родной край люби и знай!»...

Отчет по проекту в подготовительной группе: «Родной свой край люби и знай»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияния на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития детей при знакомстве с малой родиной возможна т...