Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рыжих Светлана Викторовна

обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников.  Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробудить интерес детей к народному искусству. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам

детей дошкольного возраста.

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

 Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

 Г.Н. Волков

           О важности приобщения к народному творчеству детей дошкольного возраста сказано и написано немало, поскольку обращение к этой теме воспитывает такие ценности как любовь к Родине, гордость и уважение к предкам  за землю, на которой живешь, с уважением относиться к культурным традициям других народов.  Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков.

        Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

        Поэтому обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников.  Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробудить интерес детей к народному искусству. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Развивать музыкальные способности детей: учить ритмично играть на различных музыкальных инструментах; петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; ритмично, выразительно двигаться под музыку. Воспитывать бережное отношение друг к другу, воспитывать уважение, эстетическое и эмоциональное восприятие. Приобщение ребенка  к культуре своего народа и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

     Хочу предложить вашему вниманию цикл обрядовых праздников и фольклорных развлечений, инсценировки народных сказок:

1. Сценарий весеннего праздника «Встреча  весны»

2. Сценарий весеннего обрядового праздника «Жавороночки»

3.Фольклорный праздник «Сороки»

4.Фольклорное развлечение « Приди, лето красное»

5. «В гостях у Мухи-цокотухи» с использованием фольклора

6. «Война грибов с ягодами» инсценировка народной сказки

Сценарий весеннего праздника «Встреча  весны»

В зал забегают скоморохи.

Скоморохи.

Здравствуйте, ребята! Мы развеселые потешники, столичные насмешники, веселые скоморохи! У нас есть гусли, гудки и дудки, загадки и прибаутки, песни и пляски, игры и сказки!

Играют на рожках, поют «Вот уж зимушка проходит». 

1-йскоморох.
Зима бела нам с собой принесла:
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветры завьюжные, метели дружные,
Масленку, колядку, день с куриную пятку!
2-йскоморох.
Заводи, честной народ,
Развеселый хоровод!

Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия. 

Скоморохи.
Веселье да смех у нас лучше всех!
Будем зимний город брать,
Выходи в снежки играть!

Игра в снежки

1-йскоморох.
Отгадайте-ка, ребятки, мою трудную загадку!
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На землю холод трясет!
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает!
Девочка.
А мы вам песенку споем, вот и отгадка!

Исполняется «Зимняя песенка», музыка М. Красева. Скоморохи хвалят детей, один из них предлагает приятелю переодеться в двух Морозов и поиграть с детьми в игру «Два Мороза». 

1-й скоморох.
Посидим рядком,
побеседуем ладком
О зиме и о весне, о родной стороне!

Дети читают пословицы и поговорки о весне. 

1-й скоморох.
Мороз не велик, да стоять не велит!
В зимний холод всякий молод!
Мороз ленивого за нос хватает,
А перед проворным шапку снимает.
Мир да лад — большой клад.
На чужой стороне и весна не красна!

2-й скоморох.

Ну вот, теперь можно и за игры приниматься! Хотите поработать, погреться? Не за горами и весна, а за нею и лето. Давайте вспомним, какая работа нас ждет? Мы вам будем песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться! А кто ошибется — тот не игрок!

1-й скоморох.
Коваль в кузнице кует,
в наковальню бьет,
Колокольчики звенят,
молоточки гремят:
«Тук-тук-тук!»

Дети показывают, как кует кузнец. 

2-й скоморох.
Серпы золотые, жнеи молодые,
Весело жали, серпочки мелькали!

Дети показывают, как они жнут серпом. 

3-й скоморох.
Блестит коса, сверкает,
К сырой земле припадает,
Посвистывает, поскакивает,
Добрый молодец подхватывает.

Изображают движения косаря. 

4-й скоморох.
Тох-тох-торорох,
Уродился горох,
На каждом месте пудов по двести,
На каждом колосочке —
Всем по мешочку.
Уродился он густой,
Рви, щипли его, не стой!

Дети рвут горох, некоторые ошибаются. 

2-й скоморох.

Кто ошибся, помните уговор: за ошибку — из игры долой, отходите в сторону, да на нас смотрите, уму-разуму учитесь!

5-й скоморох.
Ай, чук, чук, чук,
В сеть поймали сорок щук.
Сеть тяни-потягивай,
В короб щук покладывай.

Дети показывают, как тянут сети. 

1-йскоморох.
Ну и горазды вы, ребята, в игры играть! Никак вас не переиграешь!

2-й скоморох.
А теперь мою загадку отгадайте-ка, ребятки!
Заря-заряница, красная девица,
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной с сохой, с бороной,
С ключевой водой.

Мальчик.
А мы хоровод заведем, вот и отгадка будет!

Исполняется хоровод «Ой, бежит ручьем вода». 

2-й скоморох.
Молодцы, ребята, плясать мастера!
А вот давай подходи и других подводи!
Не проходите мимо нас, быстрая карусель сейчас!
Дедушка Гаврила катает всех на диво,
Кому делать нечего, катайтесь хоть до вечера!

Аттракцион «Карусель». Звучит русская народная мелодия. В центре — взрослый с обручем. Дети держатся за ленты и бегут по кругу.

1-й скоморох.

Только потехе-то час, а делу — время! Пора нам с вами и про дела вспомнить!
Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова.

Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Сядь на пенек,
Посвети весь денек!

2-й скоморох.
Глядите, теплее стало, солнышко из-за тучки выглянуло, птички звонко запели.

2-й скоморох.
Видно, и вправду весна к нам идет!

Скоморохи берут рожки, играют «Вот уж зимушка проходит». 

1-й скоморох.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных!

2-й скоморох.
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли расписные,
И блины, и калачи,
Нам в окошко их мечи!

Дети.
Весна-красна,
Наша ладушка пришла!

Скоморохи уводят детей на чай с масленичными блинами.

Сценарий весеннего обрядового праздника «Жавороночки»

            Дети входят в зал и исполняют  песню «А мы зиму провожаем».

А мы зиму провожаем, а мы зиму провожаем,

Лели, лели провожаем, лели, лели провожаем.

Весну красную встречаем, весну красную встречаем,

Лели, лели, встречаем, лели, лели, встречаем.

Жаворонков закликаем, жаворонков закликаем,

Лели, лели, закликаем, лели, лели закликаем.

Жаворонки, прилетите, жаворонки, прилетите,

Лели, лели, прилетите, лели, лели, прилетите.

Весну красну принесите, весну красну принесите,

Лели, лели, принесите, лели, лели, принесите.

1 реб:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Исполняется весенняя закличка „Жавороночки“

Жавороночки, перепелочки!

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную, лету теплую.

Нам зима – то надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю капустку подбрала,

Всю соломку подмела!

2 реб:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки – ноги отморозила.

Дети встают в круг и поют:

Ой, кулики – жаворонушки!

Прилетите к нам в одонушки!

Летел кулик из – за моря,

Принес кулик девять замков.

Кулик, кулик, запирай зиму,

Отворяй весну, тепло летечко!

3 реб:

Ой вы, жаворонки – жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!        присели.

                              К ним подходят остальные дети, тоже приседают.

Первая девочка считает:

Тара – бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

                                                         Кого выбирают, тот «волк».

Вторая девочка считает:

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет от,

Выходи вон!                                      Кто выходит, тот «хозяин».

Проводится игра «Гуси - лебеди».

Хозяин кричит: Гуси – лебеди, домой!

Гуси: Серый волк под горой!

Хозяин: Что волк делает?

Гуси: Травку щиплет.

Хозяин: Ну, бегите же домой!

Гуси бегут, волк их ловит и уводит к себе. Когда волк переловит всех гусей, хозяин идет к волку и говорит:

  • Волк, волк, я баньку истопил, иди помойся.

Волк отходит в сторону. Хозяин подходит к волку и говорит:

  • Волкушка, я тебе коровушку брошу.

Хозяин бросает палку. Волк бежит за палкой, а гуси в это время бегут к хозяину.

Дети садятся.

Ведущая:

  • А кто загадку отгадает: «Не портной, а всю жизнь с иголками» (еж)
  • «Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит» (грач)
  • «В болоте плачет, а из болота не идет» (кулик)

Ведущая:  А я умею сказки сказывать. «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

  • Когда весна придет, тогда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вода. Напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду увстречать, в село погостить кликать – звать.
  • Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует; надоскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги познобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает:

  • Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли ты свою сестру?
  • Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в каких краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки – крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капли голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит: летит лебедь белая приметливая, через крыло серебряная, через два позолоченая. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. Та лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, разливает быстрые речки в мелкие ручейки. Стала тут Маша Весну кликать -  звать, рассказывать:

  • Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А Зима не уходит, Морозы кует, да их наперед Весны заслоны склонить, сугробы намести. А Весна идет, где крылом серебряным махнет, там и заслон сметет, другим махнет и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает метель да вьюгу повыхлестывать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с вьюгой от тепла до света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко – далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так – то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село, а там молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.    

Дети поют весеннюю закличку «Весна, весна красная»:

Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью!

С радостью великою,

С милостью богатою:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Весна, весна красная,

На чем пришла, прибыла?

На сошечке, на бороночке.    Во время пения заклички появляется Весна.

        Дети встают в два круга вокруг Весны и поют:

Вот пришла весна, весна красная,

Ой, люли, люли, весна красная.

Зароди, весна, жито густое,

Чтоб было с чего пирогов напечь!

Дети меняются своими жавороночками.

        В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

      Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

       Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Фольклорный праздник «Сороки».

Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Оформление зала.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Сколько проталинков – столько и жаворонков.
  • На Сороки день с ночью меряются.
  • Зима кончается – весна начинается.
  • Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны -“Сороки”или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.
В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Ведущий:1

Весна, весна красная

Приди, весна с радостью

С великой милостью

Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебом

обильным

С ливнем обильным.

Ведущий:1

         Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» - пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота».

 (Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается,

А на третий раз пойдете

Сами в клетку попадете.

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас.      (Дети садятся на стулья)

Ведущий:1

Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

Машенька. Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ведущий:1

Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце:

Машенька. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

         Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!

Ведущий:1 Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает:

Машенька. Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко: Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Ведущий:1 Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька.

Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила

К новой жизни пробудила

Вот уже снег последний в поле  тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето

Всё вокруг и любит и поет.

Ведущий:1

А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька.

Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы:

Видели, видели

Это она нас с юга домой позвала.

Ведущий:1

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

Мы скучали по деревне

По скворечне, по деревьям

По соседу - воробью

Ведущий:1

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети: Жаворонки

Ведущий:1

Давайте попросим их помочь нам

Дети:

* * *

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

* * *

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

 

* * *

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

* * *

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

* * *

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

Унесите!

* * *

Жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

Ведущий:1

Стала тут и Маша Весну кликать -  звать

  • Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Ведущий:2

  • Давайте, ребята и мы поможем Маше кликать Весну Красну!

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою

Со овсом кучерявыим,

Со ячменем усатыим,

Со просом, со гречею,

С калиною-малиною,

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой

Журчик, ключик, паучок.
Прилетел к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!


Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

 
ВЕСНА:
 Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ведущий:2

Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Ведущий:

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:

 Кто же тебе помогает, Весна-красна?
ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий:

Весна красна долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать и веселится!

ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД.

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).


Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Ведущий:3

22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», «чувилек», мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, Печеных «жаворонков»

насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали  на  высокое  место  закликать  жаворонков,  а  с  ними  и  весну.   Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц. Иногда  в  жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.  Давайте послушаем эти заклички:

Дети:
Приди, весна, приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А ним лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, жаворонки,

Катитесь колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

 

В разных местах заклички были разные. Были и такие слова:

 

«Весна красна,

На чем пришла?»

- «На жердочке,

На бороздочке,

НА овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето!»

 

Ведущий:2

А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»  (общая)

Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда!

Прилетели журавли
И соловушки-малы.

Журавли, журавли!
И соловушки-малы!

Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!

Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!

Ведущий:3

Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали

Хочу, чтоб о весне, прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Ведущий:3    Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

(раздача угощения)

Фольклорное развлечение « Приди, лето красное».

Ведущий. Собрались мы позабавиться да потешиться.
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Смех, музыка да веселье!
1-й ребенок. Но что-то грустно у нас, не веселится, не тешится.
Ведущий. Нету с вами сладу –
Ну, чего вам надо?
2-й ребенок. Тепла, лета,
Больше солнечного света!
Ведущий. Да как же мы не позвали Лето прекрасное?
Солнышко летнее красное?
Дети исполняют русскую народную попевку «Солнышко».
3-й ребенок. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Будем солнце звать,
Да в «горелки» играть.
Русская народная игра «Горелки».
Ведущий. Солнце землю согревает,
Летний дождик ее поливает.
Русская народная попевка «Дождик».
4-й ребенок. А вот и летняя радуга-дуга
Несет меня в луга, на зеленые берега.
Русская народная попевка «Радуга».
5-й ребенок. А еще, радуга-дуга,
Неси меня на речку бирюзовую,
На травушку шелковую!
Звучит русская народная песня «Трава моя, трава»:
Трава моя, трава,
Трава зеленая,
Трава моя, трава,
Трава зеленая.
Я по той, по травке
Пойду, погуляю,
Я по той, по травке
Пойду погуляю.
6-й ребенок. Мы в речке искупаемся,
На травке поваляемся,
В песочке наиграемся!
7-й ребенок. А летом в лесу грибочки найдем,
Землянички и малинки наберем.
Муз. руководитель (напевает русскую народную песню «Земляниченька»).
Земляниченька спела, зрела,
На пригорочке росла,
Ах, цветочек, цветик аленький,
Ро… Розовый, малиновый.
Выходит группа детей. 
Девочка. Будем по лесу гулять,
Земляничку будем рвать.
Исполнение русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Под русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени…» выбегает Ванюшка.
Ваня. Ой, ну что это со мной,
Кто-то вдруг летит за мной,
Это кто-то так звенит,
И опять за мной летит.
Я в кусты упал,
Он над ухом прожужжал,
Он как хвать меня за лоб,
Я рукою его «хлоп!»
Девочка. Ой дуды, дударики –
Это ведь комарики!
Русский народный хоровод «А я по лугу…».
Звучит русская народная мелодия песни «На зеленом лугу», выходит Пастушок.
Пастушок. Добрый день всем добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
В зелен луг я пойду,
Заиграю во дуду!
Исполнение русской народной песни «На зеленом лугу».
Ведущий (подсказывает).
Скорее ложки, трещотки, бубны берите,
Да добру молодцу играть помогите!
Исполнение оркестра. 
Под мелодию частушек выходит группа девочек. 
1-я девочка. Эй, пойду, попляшу –
На народ погляжу!
2-я девочка. Встанем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.
Летние частушки. 
Выходят дети в шапочках цветов. Звучит русская народная мелодия «У меня ль во садочке».
Дети.Пусть летнее яркое солнце светит
Всем, всем на белом свете!
1-я девочка. Я – веселая ромашка.
2-я девочка. А я – розовая кашка.
1-й мальчик. А я – голубой цветок,
Вася, Вася-Василек.
2-й мальчик. А я – веселый красный мак,
Лету тоже очень рад!
Дети.Посмотрите на цветы –
Как красивы летом мы!
Звучит русская народная попевка «Роза, береза». 
Приплясывая, выходит девочка Маша.
Ведущий. А вот и Маша –
Певунья наша.
Маша. Лето, лето, сколько света!
Как прекрасно все вокруг,
Солнцем летним все согрето:
Речка, поле, лес и луг.
Исполняет русскую народную песню «Летом»:
Зеленейся, зеленейся,
Мой зеленый, пышный сад.
Расцветайте, расцветайте,
Мои алые цветочки.
Поспевайте, поспевайте,
Вкусны ягодки, скорее,
Ко мне будут, ко мне будут
Мои гости дорогие!
Ведущий. Светит солнце нам с тобою,
Над нами небо голубое,
Шумит зеленая трава,
Пестреют цветы, зеленеет листва.
Вся природа теплом согрета,
К нам пришло, ребята…
Все. Лето!
Все дети исполняют русский народный танец «Травушка-муравушка» или любой русский танец.
Ведущий. Вот какое веселое наше лето –
Улыбками, радостью да солнышком согрето!

В гостях у Мухи-цокотухи
(инсценировка сказки)

Цели: продолжить знакомить детей с фольклором: с загадками, потешками, попевками о насекомых; прививать интерес к жизни насекомых; вызывать эмоциональный отклик у детей на образы народного фольклора.
Действующие лица: Пчелка, Блошка, Муха-Цокотуха, Бабочка, Божья Коровка, Таракан, Кузнечик, Жук, Паук, Букашка, Комар.
Представление проводится в русской «избе».

Ход занятия
Звучит русская народная песня «А я по лугу…». Выходит Муха с корзинкой и поет песню; по дороге находит «денежку» и покупает самовар у Стрекозы и Муравья на «базаре».
Ведущий. Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Муха накрывает на стол, ставит угощение.
Ведущий. Узнали лесные букашки о празднике – дне рождения Мухи, и полетели к ней – поздравлять ее с этим прекрасным днем.
Летит пчела, гудит пчела,
Цветок душистый нашла,
Пьет из цвета сладкий сок,
Купает в нем свой хоботок.
Пчелочка, пчелочка,
Жальца как иголочки.
Под русскую народную песню «Пчелки» вылетает Пчела.
Дети исполняют русскую народную песню «Пчелки»:
1. Пчелки, пчелки
Гудут, гудут,
Пчелки, пчелки
Медок несут.
2. Пчелки, пчелки
В поле идут,
Пчелки с поля
Медок несут.
Пчелка.Я – соседка Пчела,
Тебе меду принесла!
Ах, какой он чистый,
Сладкий и душистый!
Передает Мухе банку с медом. 
Выбегает Блошка под русскую народную песню «Я на горку шла», поет:
Я на горку шла,
Сапоги несла.
Уморилась, уморилась, уморилася!
Блошка. Ты прими от Блошки
Эти красные сапожки.
Но они не простые,
В них застежки золотые.
Муха-Цокотуха.
Спасибо, родные,
Гости дорогие,
Садитесь за стол,
Самовар готов.
Блошка с Пчелкой садятся за стол.
Звучит мелодия русской народной песни «Посею лебеду на берегу». Вылетает Бабочка.
Ведущий. А вот и Бабочка-летунья,
Порхунья, попрыгунья,
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Танец Бабочки под русскую народную мелодию.
Бабочка. Я порхала по цветам,
Прилетела в гости к вам,
Поздравляю, поздравляю!
Счастья, радости желаю!
Муха сажает Бабочку за стол.
Звучит русская народная попевка «Божья коровка».
Выбегает Божья Коровка.
Ведущий. А вот и Божья Коровка летит,
Улыбается и молчит.
Спинка в горошину –
Гостья хорошая!
Дети исполняют русскую народную попевку «Божья коровка»:
Божья коровка,
Улети вверх ловко,
Принеси нам с неба
Хлебу замену,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.
Божья Коровка. 
Я, Коровка-Боговка,
Слетала на небо,
Принесла вам хлеба.
Муха. Спасибо, спасибо!
Сажает Божью Коровку за стол.
Ведущий. Вдруг что-то зашуршало, зашелестело за дверью, и появился Таракан.
Звучит русская народная мелодия приговорки «Муха».
Выходит важный Таракан, исполняет русскую народную приговорку «Муха»:

Муха, муха,
Золотое брюхо,
Дай воды напиться,
Чтобы повалиться.
Вот тебе цветы,
Чтоб была такой же цветущей ты!
Муха-Цокотуха. 
Спасибо, спасибо,
Букет красивый.
Прошу за стол садиться –
Не воды, а чайку напиться.
Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени…»,
к столу подходят Муравей, Стрекоза, Кузнечик, Жуки, Букашки (все дети – в шапочках насекомых).

Ведущий. Как чудесно, как прелестно!
Кузнечик. Очаровательно!
Жук. Замечательно!
Жук (обращается к Пчеле).
Пчелка, дорогая,
С цветов мед собираешь,
А с гостями поиграешь?
Все дети играют в русскую народную игру «Пчела». Дети становятся в круг, Пчела – в центре, поют:
1. Пчелки, пчелки,
Жальца – иголки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
2. Поверху летают,
К цветкам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают, ж-ж-ж…
Пчела ловит; кого поймала, говорит: «Замри»; ребенок остается стоять на месте, а игра продолжается. И так 2–3 раза.
Ведущий. Ну, а теперь,
Сапог не жалей,
Не жалей лаптей –
Давай «русскую» скорей!
Любой танец под русскую народную мелодию или русская народная пляска «Калинка». Звучит в низком регистре русская народная мелодия песни «Пойду ль, выйду ль я».
Ведущий. А кто сюда ползет?
Без станка и без рук,
А холст ткет?
1-й ребенок. Сети, как рыбак, готовит,
Да рыбу никогда не ловит.
2-й ребенок. Висит сито, не руками свито.
Выходит Паук, гости застывают от ужаса. Паук набрасывает веревочную петлю на Муху-Цокотуху и подтягивает ее к себе, приговаривая и напевая:
Паучок ковер свой ткет –
Паутиночку плетет,
В сеть свою ловит мух,
Выпускает дух!
Ведущий. Но кто это спешит на помощь?
Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сидит – молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет!
Букашка. Это спаситель наш,
Комар-Комарище,
Длинный носище!
Звучит русская народная мелодия «Полянка»; вылетает Комарик с саблей, разрубает петлю. Паук убегает. Комар берет Муху за руку, все дети-гости выходят вперед.
Комар. Я злодея победил? Победил!
Я тебя освободил? Освободил!
И теперь, Душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Эй, тараканы, жуки, кузнецы,
Играть, плясать начинайте,
Веселье затевайте!
Все заканчивается русской народной песней «Как у наших у ворот». В конце праздника «гости» пляшут русскую народную пляску «Барыня».

«Война грибов с ягодами»
( инсценировка русской народной сказки )
Цели: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах.

Действующие лица: Сказочница, Боровик, Сморчок, Грузди.

Инсценировка.

Звучит русская народная мелодия «ПОЛЯНКА», выходит СКАЗОЧНИЦА.

СКАЗОЧНИЦА.
Здравствуйте, добрые молодцы
Да красны девицы!
У нас на Руси сказки очень хороши!
Я на вас погляжу,
Да сказочку расскажу.
Вы на ус все намотайте,
Да сказку рассказывать мне помогайте!

- Красным летом да ранней весною всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малина с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают.

Группа девочек или музыкальный руководитель исполняют русскую народную песню «КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ».

- А гриб-боровик под дубочком сидит, пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь сколько их уродилось! Бывали и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит».
«Постой же, - думает боровик, всем грибам голова. – Нас, грибов, сила великая, - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи и стал он грибы созывать, стал помощь скликать.

БОРОВИК. Идите вы, волнушки – рыжие веснушки, выступайте на войну!

СКАЗОЧНИЦА. Отказались волнушки:
- Мы все старые старушки, не пойдем на войну!

БОРОВИК.
 Идите вы, опенки!

СКАЗОЧНИЦА. Отказались опенки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдем на войну!

БОРОВИК. Эй вы, сморчки! Снаряжайтесь на войну!

Исполнение русской народной песни «СМОРЧОК».
Сморчок маленький,
Сморчок удаленький,
Сквозь землю прошел,
Бел кафтанчик нашел.
Перед солнышком встал,
Колпачишко снял,
Кто его увидал,
Тот домой и взял.

СКАЗОЧНИЦА. Отказались сморчки:
-Мы сморчки-старички, уж куда нам на войну!

Рассердился боровик, прогневался гриб, и крикнул он громким голосом.

БОРОВИК.
Грузди, вы ребята дружные,
Идите со мной воевать,
Кичливую ягоду избивать.

Откликнулись грузди-молодцы, боевые удальцы:

ГРУЗДИ.
Мы грузди-братья дружны,
Мы идем с тобой на войну,
На лесную и полевую ягоду.
Мы ее шапками закидаем,
Пятками затопчем!

Исполняется русская народная попевка «БЕЛЕНЬКИЙ ГРУЗДОЧЕК».
Грузди маленькие,
Грузди удаленькие,
Сквозь землю прошли,
Колпачишки нашли,
Перед солнцем встали,
Себя показали.

СКАЗОЧНИЦА.
И грузди полезли дружно из земли,
Сухой лист над головой их вздымается,
Грозная рать поднимается.
- Ну, быть беде, - думает зеленая трава.

Музыкальный руководитель исполняет русскую народную песню «ТРАВА МОЯ, ТРАВА».

СКАЗОЧНИЦА. Набрала кузовок полным-полнешенько, насилу домой донесла, а дома разобрала грибы по родам да по званию: волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки (корзина с крышкой из бересты –березовой коры), грузди – в кузовки, а набольший гриб-боровик попал в вязку: его пронизали, высушили да продали. С той поры перестали грибы с ягодами воевать.
Ну-ка, грибки, теперь плясать пошли.

Мальчики надевают шапочки грибов, а девочки – косыночки.
Все дети исполняют русский хоровод «ВЫХОДИЛИ РАЗ РЕБЯТУШКИ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольнᡃое детство – нᡃачальнᡃый этап форᡃмирᡃованᡃия личнᡃости человека, его ценᡃнᡃостнᡃой орᡃиенᡃтации в окрᡃужающем мирᡃе. В этот перᡃиод закладывается позитивнᡃое отнᡃошенᡃие к прᡃирᡃоде, к...

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Описание собственного инновационного педагогического опыта  по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к...