ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
консультация (старшая группа)

Ляхова Валентина Алексеевна

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyahova_sayt.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Исходя из этого, мы разработали, подобрали и модифицировали дидактические игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе.

Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с прирезными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению, животному, поглаживании ствола листьев и т д.) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр необходимо учитывать следующее:

 * у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

*игры лучше проводить в естественной природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными растениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

* дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой — препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;

 * игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному ее объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

     Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идет поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

Дидактическая игра «Необычное путешествие»

Цель. Расширять нравственные представления старших дошкольников о деятельности людей в природе. Обогащать их личностный поведенческий и оценочный опыт.

Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением людей, бережно и заботливо относящихся к природе (сажают деревья, подкармливают животных и т. п.), и картинки, свидетельствующие о жестоком отношении людей к природе (сломанные деревья, разоренные гнезда и т. п.); длинная полоса обойной бумаги.

Игровые действия. «Путешествие» по игровому полю; оценка хороших поступков словом «хорошо» и плохих — «плохо».

Игровые правила. Заострять внимание на добрых, полезных делах, которые приносят радость людям и природе.

Ход игры

I вариант. На игровом поле (ковер или освобожденное на полу место) раскладываются картинки. Дети «путешествуют» по игровому полю от картинки к картинке (очередность определяется с помощью жребия) и рассказывают, что на них нарисовано. В соответствии     с содержанием картинок дети дают характеристику поступкам людей словами «хорошо» и «плохо».

II вариант. Все картинки раскладываются на полосе обойной бумаги на одной линии. Дети распределяются по парам. Каждая пара идет навстречу друг другу и быстро подбирает картинки под названием «хорошо».

III вариант. Картинки под названием «хорошо» размещаются на одной линии (в длину), а «плохо» — на другой. Дети сравнивают, каких дел на картинках больше — хороших или плохих (лучше, если хороших).

IV вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки под названием «хорошо». Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могут участвовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста

Сообщение на тему: «Дидактические игрыв воспитание интереса к природе и окружающему мирудетей младшего возраста»2012 год...

«Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста»

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выгодский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства....

Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам детей дошкольного возраста

обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников.  Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробуд...

Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа от...