Методическая разработка к празднику "Масленица", 2015 год.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Материал подобран для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Посвященный масленичным гуляниям. Содержит много познавательного материала и веселых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_2015_starshaya_podgotovitelnaya_gruppy.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Масленицы 2015 г.                      

« …Дети радуются блинам, чучелу и тому, что можно намазюкать мордашки и смешно одеться (приносят из дома мамины юбки, шали, платки, фартуки)
Оформление.
Зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты. Обязательно — изделия русских промыслов, самовар.
На листах ватмана нарисуйте блины, пусть у них будут забавные мордашки, развесьте блины по комнате. Под потолком можно закрепить бумажное солнышко…»

За участие в конкурсах - призы. Награда — орден солнца (на грудь медалька, на ленте).
Всем участникам – леденцы.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД -         Кто не знает, сообщаем!
        Сегодня Масленицу мы встречаем!
        Зиму провожаем,
        Весну закликаем!
А чтобы праздник встретить, что нам нужно?
(Дети отвечают: -   Веселиться, радоваться, хороводы водить!

ВЕД -
 Сегодня мы будем зиму гнать со двора, звать весну.
        Масленица - очень древний праздник, он был самым веселым         праздником в году.
         Люди не работали целую неделю, а только веселились, ходили в гости         друг к другу,  ели разные вкусности!
        Праздник отмечали в марте, когда зима уже уходила.
        Вместе с зимой уходили холод, голод, невзгоды. Весна приносила         тепло, солнце, зелень, цветы, надежды на счастливую жизнь и         хороший урожай.

ВЕД  – А теперь – ответьте, что бывает зимой?
                Вьюги да метели?
Дети: Да! (поднимают руки вверх)
                 Смех да веселье?
                Коньки да салазки?
                Цветы «Анютины глазки»?
                Снежные горки?
                Грибы на пригорке?
                Резные снежинки?
                Зимние ботинки?
                Трескучие морозы?
                Красивые розы?
                Звонкие капели?
                Птичьи трели?


ВЕД – Ребята, давайте споем песню про весну, которую мы так ждем!!
 (Стоя у мест) -  Песня о весне                            -сесть

ВЕД – К празднику готовились заранее – строили снежные крепости,         заливали горки, чтобы они стали         ледяными.
        
Зачем?  (Кататься с горок)
        
А еще - убирали дом, готовили угощения на всю неделю.
ВЕД – Но самым главным угощением было что?
                        
У Масленицы герой один:
                        Круглый и вкусный?..
                        А зовут его…  (Блин)

ВЕД - Блин – символ Масленицы. Он – горячий и круглый, как Солнце, которое все         так ждут!
        
 -А с какой начинкой бывают блины?
(Дети – С грибами, с капустой, творогом, картошкой…) 
        -Что еще готовили к столу, знаете?

(Дети – Блины, пироги, жаворонки, голубей, сласти, орехи, семечки…)

ВЕД – А с
какой начинкой бывают пирожки?
                        (Дети – перечисляют)

ВЕД – Ребята, если вас попросила мама помочь ей испечь яблочный пирог – вы бы ей помогли? Тогда готовьтесь, мы сейчас с вами займемся пирогом!

ВСЕ (на местах) –
«Яблочный пирог» -(жестовая игра-массаж Железновой)



ВЕД – Ну вот, молодцы! Пирог испекли, а теперь нам пора Масленицу звать!

Дети кричат- «Мас-ле-ни-ца!»

Под  весел. муз. ( Фолк-шоу-группа «Колесо» … «Едет…Давай, встречай!»)  воспитатели вносят Масленицу, обходят с ней по залу, припласывая, ставят в центре зала). – (Дети хлопают).

ВЕД – Здравствуй, Масленица! Мы ждали тебя! Давай-ка мы тебя         рассмотрим хорошенько!
        Вы видите, что привязано к руке Масленицы? Блин!
        Каждый день праздничной недели имел свое название.
         Первый день праздника назывался «Встреча».
        В этот день  делали вот такое чучело – большую толстую бабу, набитую         соломой и старыми тряпками, сажали на палку.
ВЕД – Ой, смотрите – Масленица не только в руке блин держит! В другой         руке – что там?
(берет лист с загадками из рук М-цы, читает         загадки)

        Жидкое, а не вода,
        Белое, а не снег.
        Ешь да пей,
        Да гостям налей
        И коту не пожалей.
(Молоко.)
        Лоснятся у него бока,
        Он сотворен из молока,
        В нем бывает много дыр,
        Все мы очень любим …
(Сыр.)
        Белая бочка,
        Нет на ней ни сучочка.
        Может разбиться,
        А может свариться.
(Яйцо.)
        Захотели мы поесть,
        Напечем их горок шесть,
        Наедимся, как слоны.
        Очень любим мы …
(Блины.)
ВЕД – Ребята 4 группы, спойте нам песню про блины!

4 гр –
П-  «Блины»
ВЕД – Молодцы, спасибо!  Можно продолжать веселиться.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – На второй день праздника люди ходили в гости, на ярмарку, катались в         расписных санях и хвастались ими перед соседями. Катались с горок,         мужчины мерялись силой, устраивались кулачные бои. Состязались в         ловкости, находчивости. Второй день называли  «Заигрыш».
        Мы сейчас тоже посоревнуемся – кто более ловкий?

Игра со снежками - «Снежный тир»

                                        - и т о г и -

ВЕД - Третий  день назывался очень вкусно: «Лакомка»!
        Женщины звали мужей своих взрослых дочек (зятьёв) на блины.
        И у нас блины!
         Наша Маслёна будет наблюдать за соревнованиями . Мы поиграем в         игру с блинами. (Поставить Масленицу  около столика)

Игра «Кто перенесет больше блинов с подноса на свою тарелку»

                        ( 2-3 человека, 1 поднос с блинами, 2-3 пустые тарелки) Блины бутафорские. Переносить по одному)

                                        -  и т о г и  -

ВЕД – На  третий день заканчивалась «Узкая Масленица» - когда         праздновали, в основном, в своих семьях.
        Сейчас мы встанем около Масленицы  и спляшем для нее веселый         танец про веснушки!

Т (все) – по кругу – «Где живут веснушки?»                        -сесть

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


ВЕД - В четверг начиналась
Широкая Масленица – «Широкий _                разгул».
        Гуляли шумно, весело, тратили много денег на еду и развлечения,         угощали друг друга. Наряжались в  веселые, яркие наряды. Каждый         мужчина хотел показать, что он самый сильный. Женщины наряжались         – каждая хотела быть самой красивой!
(Перенести Масленицу на другое место)

ВЕД - Сейчас я вас на смекалку проверю. Я буду рассказывать о тех, кто летает и         не летает, а вы все внимательно слушайте. На словах «летят, летят»,         вместе со мной нужно поднимать руки и махать ими как крылышками, или         совсем не махать.

Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Летят, летят, летят!
Пчелы летят, жжужат-гудят:
Жу-жу-жу, медову несем росу!
Летят, летят, летят!
Поросята летят, розовеньки визжат:
Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят, летят, летят!
Комары летят, во все горло звенят:
Зы-зы-зы,наточим носы!
Летят, летят, летят!
Медведи летят, во все горло рычат:
Ры-ры-ры, не пустим в боры!
Летят, летят, летят!

Вед. Ну, молодцы, внимательные какие, трудно вас с толку сбить.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В пятницу  взрослая дочь, в ответ на мамино приглашение, звала свою         мать к себе в гости на блины.
        Мама должна была придти не одна, а с подругами. Было шумно и         весело. Выходили на улицу, играли во взятие снежной крепости, в         снежки.
        Кто у нас сегодня самый меткий?

Игра «Попади снежком в блин Маслёны». 
(Муз. «Ой, блины, блины…»)
                                (5 чел. У каждого по 2 снежка. Бросаем поочередно                                         по одному снежку.) 1-2 раза

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В субботу – «Золовкины посиделки». 
          Катались с горок, ели угощения, каждый придумывал, как лучше встретить гостей.

Игра ……………………………………………………………………………….

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В воскресенье – последний день праздника.
        -Как вы думаете, что будет, если всю неделю кататься с горок,         бороться, бросаться снежками?
        -Да, будут синяки и шишки.
        Их залечивали, поправляли здоровье.
        Догуливали, доедали то, что осталось.  
        Этот день назывался
«Прощеное воскресенье» - с утра просили         прощения у своих близких за те обиды, которые им причинили , даже         нечаянно, в течение года.
        У хозяек было много забот.
        -Какие?
        -Да, отмыть дом, вымыть всю посуду – ведь гуляли целую неделю!
        Отмывали так, чтобы не осталось ни жириночки!
        -А Масленицу куда девали?

        Т.к. она изображала злую зиму, голод и несчастья, ее сжигали. Сам         праздник Масленицы, гулянья любили, а Масленицу – нет.  Настоящую         Масленицу делали некрасивой, на лице не изображалось ни глаз, ни         рта, ни носа.

        Но сейчас все изменилось – мы не боимся холода и голода. Поэтому         Масленицу мы не будем сжигать.
         Мы ее делаем веселой, и она украшает наш праздник.

И блины у нас есть настоящие!

МАМА: Ой, сыночки, дочки!
        Испекла для вас блиночки.
        Блиночки горячи,
        Не хотят сидеть в печи.
        Блиночки румяны,
        С маслицем, сметаной.
        Угощайтесь детки!

ВЕД – Спасибо большое! Мы обязательно отведаем блинов, это будет немного         позже – в группе. А сейчас – проводим Масленицу, пусть зима уходит, а весна приходит!

        
«Масленица со двора съезжает»… (М-цу носят взрослые на                                                                 руках. Она машет и уходит)        

ВЕД -                 Вот уж Зимушка проходит,
                Белоснежная проходит,
                Снег и холод прочь уводит
                Весну красную приводит.

        Давайте хороводы водить!        

Х-д (ВСЕ) -  «Весну звали» (фонограмма)                  -НЕ садиться!

ВЕД -         Идет матушка-Весна,
        Отворяйте ворота!
        А теперь, через весеннюю дугу - милости просим!

(Под муз. дети проходят через дугу, а ведущий произносит):                                                
ВЕД -         Пусть нам ярко светит весеннее солнышко!
        Пусть оно нас согревает, тепла не жалеет!
        Пусть принесет нам радость и здоровье!
        Весну красную зовем, скоро лето в гости ждем!..
 …И т.д., своими словами.

(Каждая группа цепочкой проходит через дугу, подходит к своему воспитателю, который берет блины со столика, и уводит детей в группу.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Приготовить:

Масленицу, дерево с лентами, блины бутафорские, блины настоящие, мама, читающая стихотворение,  дуга весенняя, тарелки одноразовые 3-4 шт, поднос, снежки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста "У истоков народного мастерства" 2014-2015 уч.год

Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами - потешками,  песенками; сказками; народными промыслами....

Методическая разработка "Перспективное проектное планирование лексических тем в средней группе на 2015-2016 учебный год"

Методическая разработка представляет собой перспективное планирование лексических тем для детей средней группы компенсирующей направленности на 2015 - 2016 учебный год. План представляет собой таблицу...

Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.

Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.Учитель – логопед Сидорова Мария Ильинична МАДОУ № 219 «Детский сад комбинирован...

Методическая разработка "Игра как средство обучения общению" 2014-2015

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВ...

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...