Непосредственно - образовательная деятельность совместно с родителями на тему "Рождество. Колядки"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кудрявцева Ирина Николаевна

Сценарий праздника "Рождество. Колядки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

совместно с родителями на тему «Рождество.Колядки».

Колядки – это прекрасное Рождественское пение, которое уносит нас в ту чудесную ночь,  когда над родившимся младенцем летали Ангелы, светила с небес яркая Вифлеемская звезда, освящая собой маленькую пещеру, вместившую Господа нашего Иисуса Христа!

    Колядованием, называлось хождение по домам с песнями. Колядующие наряжались в самые разнообразные костюмы: старика, старухи, цыганки, черта, бабы-Яги, коня, козы, медведя. Хозяевам дома желали жизненных благ, счастья, большого урожая и требовали за это вознаграждения. Хозяева щедро одаривали гостей разными сладостями.

     Дети входят в зал вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни.

У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами - символ коляды. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Родители играют роли: хозяина и хозяйки — уходят в свои «избы».

  Колядующие с ведущей становятся полукругом возле первого дома.

     

1реб-к: Глубже в небе синева

             Ярче вспыхнула звезда

             Приходила Коляда

             Накануне Рождества.

2реб-к: Растворяйте ворота!

             Пришла коляда да из Новгорода.

             По сугробам снеговым шла смеясь и веселясь

             И к знакомым и к чужим под окошками стучась.

3реб-к: Коляда, коляда,

             Собирай ребят сюда!

Звучит русская плясовая входят колядовщики и ряженые.

Ведущая. 

-Ребята, вы слышали, пришла Коляда да из Новгорода. Ай да по дворам колядовать! Заводи колядку. Коляду величать, хозяев прославлять.
Дети идут змейкой по залу и поют:

 Коляда, коляда,

 Зародилась коляда

 Накануне Рождества.

 Раз пришла коляда

 Отворяй ворота!


Ведущая. 
Пойдем к дядьке Мирону  колядовать. 
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. 

  1реб-к : Коляда - моляда! 
Прикатила молода! 
Мы нашли коляду, 
Во Мироновом двору. 

Ведущая: Мир дому сему,

                  Да хозяевам – здравия!

                  Богато живите,

                  Да нас одарите.

               2реб-к: Эй, дядька Мирон, 
Выноси добро во двор. 
Как на улице мороз
Подмораживает нос, 
Не велит долго стоять, 
Велит скоро подавать. 

3реб-к:    Коляда, коляда, подай пирога! 
               Не подашь пирога — возьмем корову за рога! 
   
Выходят хозяин и хозяйка.
Хозяин:
- Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. 
Хозяйка:
- Сдобные лепешки не лезут в окошко. 
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Дети с большой кошелкой в руках принимают дары.

Колядующие славят хозяев:
1-й реб-к.:  Дай Бог тому, 
                   Кто в этом дому! 

                    Вам и плюшек с творогом. 

                    И детишек полный дом. 

2реб-к:        Пусть сбудется всё

                    Что у вас на примете,

                    Пускай почитают

                    Родителей, дети!

3реб-к:        Пусть горе обходит

                    Сторонкою хату,

                    Пусть с песней живется

                    Легко и богато!


Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая:

 - Спасибо этому дому – пойдем к другому. Ребята, ай да дальше колядовать!
Пойдем колядовать к дяде Ивану. 

Дети идут цепочкой за ведущим и поют. 

Коляда - моляда! 
Прикатила молода! 
Мы нашли коляду, 
У Ивана во двору. 

Колядующие останавливаются у дома Ивана и стучат в окно. 
Ведущая: Мир дому сему, да хозяевам здравия!

                  Богато живите, да нас одарите!


1реб-к: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. 
             С праздником! С Новым годом, со всем родом! 
             Открывайте сундучок — доставайте пятачок! 

Ведущий.     Может, крепко спит дядя  Иван? 
                     Давайте ему еще колядку споем. 


                     Овсень, овсень, 
                     Ты гулял по всем. 
                      По за улочкам, по про улочкам. 
                      Кому песни поем — тому сбудется, 
                     Тому сбудется, не минуется. 
                      Выходи, хозяин, выходи, боярин, 
                      Принимай гостей со всех волостей! 

Выходит дядя Иван, зевает и потягивается. 

Иван:         Кто тут орет, 
                  Спать не дает? 


Все дети:   Мы маленькие колядовщики,

                   Мы пришли прославлять - хозяев величать!

Иван:        И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать,

                  Петь да колядовать?

Колядующие.    Коляда, коляда,

                            Не жаднись ни когда

                            Хлеба дай ломтину

                            Денег полтину.

   1реб-к:         Чем вы нас одарите
                       Денег мешок или каши горшок? 
                       Кувшин молока или кусок пирога? 
                       Копеечки на конфеточки, 
                       Или гривенники  на пряники? 

Иван:              Не плясали и не пели

                        Угощенья захотели?

                        Погодите же, постойте

                        Попляшите и попойте.

Хоровод.

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют «Частушки». 

Ведущая:
                       Заиграй-ка, балалайка, 
                       Балалайка — три струны! 
                       Подпевайте, не зевайте, 
                       Выходите, плясуны. 

1-ая девочка: Эй, топни, нога, 
                       Топни, правенькая. 
                       Я плясать пойду, 
                       Хоть и маленькая! 

2-ая:                Не хотела я плясать, 
                       Стояла и стеснялася, 
                       А гармошка заиграла — 
                       Я не удержалася! 

3-я:                По деревне я шла, 
                     И Ванюшу видела, 
                     Под кустом сидел и плакал — 
                     Курица обидела! 

4-ая:              Эх, топну ногой, 
                     Да притопну другой, 
                     Устоять не могу, 
                     Вот характер какой! 

5-ая:              Раздайся, народ, 
                     Меня пляска берет; 
                     Пойду, попляшу, 
                     Себя людям покажу. 


6-ая:            У частушки есть начало, 
                   У частушки есть конец, 
                   Кто частушки наши слушал, 
                   Прямо скажем — молодец! 


Иван:           Вот вам угощение — 
                    Пряники, конфетки, 
                    Кушайте, детки! 

Колядовщики берут все, укладывают в мешок. 

                 
1реб-к:         Дяде Ивану житья сто лет,

                     А его жёнушке – всегда здравице.

                     Жить Вам вместе лет до двести!

Ведущая:   Спасибо, Хозяин и Хозяюшка,

                    Здоровья – семье,

                    Счастье – детям!

 А главное, чтоб земля уродила богатый урожай, а скот принес хороший приплод.

Дети исполняют песню «Зимушка – зима»

Ведущая.  Коли, коли - коляда 

                   Весела да богата!

Ребята, посмотрите, полный мешок наколядовали!

Пойдемте к тете Арине в избу греться. Заводи колядку!


                     Коляда, коляда,

        Зародилась коляда

        Накануне Рождества.

        Раз пришла коляда

        Отворяй ворота!


Дети подходят к дому тетушки Арины. 
Все. Тетушка Арина, пусти погреться! 


Арина.   Милости прошу, люди добрые, проходите! 
              Будем вечер коротать, песни петь да плясать. 

1 реб-к:   Тетенька, добренька

                 Дай что-нибудь сдобненько. 

                 Не режь, не ломай,

                 Целиком подавай!

Арина:    Ай вы, хитрые ребятки,

                 Отгадайте-ка загадки.

Тётушка Арина загадывает загадки для взрослых и детей.

Арина:    Ай да, молодцы, ребятки!

                Вот вам угощенье, прянички, печенье!


Вбегает ряженая цыганка.

Арина: Ах, спасибо, что не обошли мой дом!

Ведущая: Спасибо, хозяюшка, за радушный приём, за тепло.

                  Счастья и здоровья вам.

Ребенок берет мешочек и разбрасывает зерна.

                   Сею, вею, посеваю,

                   С Рождеством всех поздравляю.

                   Чтобы все здоровы были,

                    Много лет жили.

1реб-к:        Всем людям добрым

                    Желаю добра

                    Золота и серебра

                    Доброго здоровья!

                    Маслица коровья.

Ведущая:    Выходите все плясать

                     Коляду величать.

                     Рождество прославлять.

Ну, ребята, посмотрите, сколько наколядовали, пора и пир устроить.

- Приглашаем всех на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность совместно с родителями и детьми средней группы на тему: Моя семья.

Цель: Повышение духовно нравственного потенциала  семьи, укрепление базовых семейных ценностей семьи. Задачи:•Продолжать пополнять знания детей о семье и родителях.•Воспитывать уважени...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности, совместной воспитателя с родителями и детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Приключение на дне морском»

Данный сценарий может быть использован на занятии у в рамках "Дня открытых дверей" с участием родителей, где дети расширят свое представление об обитателях морских глубин и познакомяться с новой техни...

Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности, совместно игровой деятельности, мастер – классов и др.

№ГодОбобщение опыта1.2019г.АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК им С.Н. Донского II обобщение опыта на республиканских проблемных курсах тема: «Шахматы для малышей» (Сертификат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми) по образовательной области « Речевое развитие» во 2 группе раннего возраста на тему: «Знакомство с рассказом Якова Тайца «Поезд»

Задачи:1. Учить детей внимательно слушать рассказ Я.Тайца «Поезд» без наглядного сопровождения. 2.Продолжать учить детей рисовать карандашом.3.Обогащать словарь детей словами: машинис...