Авторская методическая разработка сценария театрализованного представления «По следам Пушкинских сказок» Для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Журавлева Наиля Хуснуллиновна

 

Данный сценарий предназначен для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей  с целью ознакомления с творчеством А.С. Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkiniana.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Воспитывать интерес  (любовь) к творчеству великого русского поэта.

 Расширять        знания детей о сказках А.С. Пушкина                                                 Развивать сценическую речь, актерское мастерство, творческие            

 способности.                                                                                                                                        

Материал: элементы декораций к отрывкам из  сказок, костюмы

                     персонажей, аксессуары.                                                

Действующие лица и  исполнители.

Взрослые:        Ведущая, Няня, Кот Баюн.                        

Дети:   Рыбка, Старик, Старуха, Королевич Елисей, Солнце, Месяц, Ветер,          

Лебедь, Князь Гвидон, Белка, Царь Салтан,  Корабельщики, Торговцы, Балда, Поп, Шамаханская Царица.

                   

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости, дорогие ребята! Это прекрасно, что свет и тепло старинной свечи собрал сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной столько почитателей творчества А.С. Пушкина. Крик золотого петушка оповестил о начале праздника. Прошло более двухсот лет со дня рождения, как появился на свет Александр Сергеевич Пушкин. Люди по двести лет не живут, а вот стихи могут. И вы сами в этом убедитесь еще не раз. До Пушкина никто не сумел написать таких чудных стихотворений, сказок, повестей. Все что выходило из-под его пера, было ново, талантливо, необычно. Кстати вы знаете, что во времена Пушкина, писали не какими нибудь, а настоящими гусиными перьями. Это было так давно! Но почему мы с вами говорим что Пушкин - это наш с вами сегодняшний  поэт. Да потому, что он просто и красиво писал о том, что нам близко и понятно. Ну, например: (обращается к детям). Вы любите природу? И Пушкин её очень любил. В его поэзии природа меняется с наступлением нового времени года.

Пушкин-это наш поэт. Мы находим в его стихотворениях то, что уже успели увидеть и почувствовать сами. Вы помните, как зимой ветер рвал тёмные тучи, сыпал снег на шапку и за воротник. А утром? Снег лежит спокойным покровом, блестит и отливает розовым. А небо голубое и высокое

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

И ты печальная сидела.

А нынче погляди в окно!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя, на солнце снег лежит

А эти стихи о ком?

Наша ветхая лачужка и печальна и темна,

Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена?

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена.

Посвящены они няне поэта, Арине Родионовне. Она любила и заботилась о Пушкине, ну как о вас заботятся ваши бабушки.

Няня: Вы правы, Здравствуйте, мои дорогие. Как я рада снова слышать эти милые строчки обо мне. А ещё Сашенька называл меня «мамушкой».

Ведущая: Так вы Арина Родионовна?

Няня:        Она самая.

Ведущая: Вот так чудеса!

Няня: А как же без чудес, коли о самом Пушкине, говорим, толи ещё будет? Не могла  я не появиться на вашем празднике. Ну, кто как не я расскажет, как зарождались сказки. Вокруг нашей «ветхой лачужки» снежные вихри, шум непогоды, завывание бури. И под все эти недобрые звуки природы любил мой питомец послушать хорошую русскую песню или сказочку. А что вы думаете: поэзия на Руси повелась от старых нянюшек, бабок, простых крестьянок. Слушал Сашенька сказки мои, а позже под его пером они превращались в волшебные поющие строчки.

«У Лукоморья» - это берег сказочный неровный – тоже мой сказ. Уж  два столетия минуло, а гляди ж ты до сих пор, любят и хорошо знают, по памяти читают. А ну-ка, гости дорогие, сказывайте про берег чудный!  

Гости читают по строчке «У Лукоморья».

- Спасибо, милые. За то чудеса вам будут

Кот Баюн, где ты? Где-то был мой путеводитель по сказкам, он великий сказочник.

Появляется Кот.

В честь такого праздника, устрой-ка, милый, парад сказок Пушкина. А чтоб не напутал чего, вот тебе сундучок волшебный. По одной вещице вынимай, да по ней и сказку сказывай.

Кот: Будет сделано.

Няня: А мне пора.

Ведущая: А вы, правда, тот самый кот, который живёт у Лукоморья, под дубом?

Кот: И знаю много песен и сказок.

Ведущая: А где же ваша цепь золотая?

Кот: Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу бурого волка и русалку посторожить мою цепь. А скажите-ка мне, дети, хотели бы вы побывать у самого синего моря, и увидеть героев любимых сказок, которых придумал А. С. Пушкин?

Ответ детей. :  

Кот: Ну что же я мигом перенесу вас.

         Сундучок ты наш волшебный,

         Отвори замок железный.

         В чудеса нас посвяти,

         В сказок мир скорей впусти!

Открывается занавес. У избушки СТАРУХА и СТАРИК.

Кот: Жил старик со своею старухой, у самого синего моря

Ведущая: Они жили в ветхой землянке

                   Ровно тридцать лет и три года.

                  Старик ловил неводом рыбу

                  Старуха пряла свою пряжу.

Кот: Раз он в море закинул невод

          Пришёл невод с одною тиной

          Он в другой раз закинул невод.

          Пришёл невод с травою морскою.

          В третий раз закинул он невод,

          Пришёл невод с одною рыбкой,

          С непростою рыбкой, золотою.

          Как взмолится золотая рыбка

Голосом молвит человечьим.        

РЫБКА: Отпусти, ты старче, меня в море

                Дорогой за себя дам откуп,

                Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Кот: Удивился старик, испугался.

СТАРИК: Я рыбачил тридцать лет и три года.

                   И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

                   Бог с тобою, золотая рыбка.

                  Твоего мне откупа не надо.

                  Ступай себе в синее море,

                  Гуляй там себе на просторе.

Танец РЫБКИ.

Ведущая: Воротился старик ко старухе,

                  Рассказал ей великое чудо.

                   Старика старуха забранила:

СТАРУХА: Дурачина, ты, простофиля!

                      Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                      Хоть бы взял ты с неё корыто,

                      Наше-то совсем раскололось.

Кот: Эх, старуха, старуха.

          Кабы только корыто просила,

          Погубила тебя твоя жадность-

          У разбитого осталась корыта.

Посмотрим, чем ещё нас удивит волшебный сундучок. Вот, свет наш зеркальце. Тише, кажется, кто-то приближается к синему морю. Похоже, он кого-то ищет.

Ведущая: За невестою своей королевич Елисей

                  Между тем по свету скачет.

                  К красну солнцу, наконец, обратился молодец.

Звучит «Богатырская симфония» Римского-Корсакова.

ЕЛИСЕЙ: Свет наш солнышко! Ты ходишь

                    Круглый год по небу, сводишь

                    Зиму с тёплою весной,

                    Всех нас видишь под собой.

                    Аль откажешь мне в ответе,

                    Не видал ли где на свете

                    Ты царевны молодой? Я жених ей.    

СОЛНЦЕ: Свет ты мой, я царевны не видало.

                    Знать, её в живых уж нет. Разве месяц мой сосед

                    Где-нибудь её да встретил, или след её заметил?

Кот: Только месяц показался, он за ним с мольбой, погнался.

ЕЛИСЕЙ: Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!

                  Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете

                  Ты царевны молодой? Я жених ей.

МЕСЯЦ: Братец мой, не видал я девы красной

                  На стороже я стою, только в очередь мою

                  Без меня царевна видно пробежала.

ЕЛИСЕЙ: Как обидно!

МЕСЯЦ: Погоди, о ней, быть может,

                 Ветер знает, он поможет.

                 Ты к нему теперь ступай,

                 Не печалься же, прощай.

ЕЛИСЕЙ: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

                  Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

                  Аль откажешь мне в ответе, не видал ли где на свете

                  Ты царевны молодой? Я жених её.

ВЕТЕР: Постой, там за речкой тихоструйной

               Есть высокая гора, в ней глубокая нора;

               В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный

               На цепях между столбов, не видать не чьих следов.

               Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста.

Кот: А что это вы приуныли? Разве забыли, что в сказке о мёртвой царевне, любовь и преданность Елисея, спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрёт и закончится сказка свадебным пиром. Путешествие по сказкам продолжается!

Сундучок наш непростой

В нём орешек золотой!

Звучит оркестровое вступление, музыка Римского-Корсакова «Вариации на тему русских народных сказок».

Кот:   Князь Гвидон у моря ходит,

           С синя моря глаз не сводит.

            Глядь, поверх текучих вод

            Лебедь белая плывёт.

ЛЕБЕДЬ: Здравствуй князь ты мой прекрасный!

                   Что ты тих как день ненастный?

                   Опечалился чему?

КНЯЗЬ: Грусть, тоска меня съедает;

               Чудо чудное завесть мне б хотелось.

                Где-то есть ель в лесу. Под елью белка

               Диво, право, не безделка. Белка песенки поёт,

               Да орешки всё грызёт, а орешки непростые,

               Все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд,

               Но, быть может, люди врут?

ЛЕБЕДЬ: Свет о белке правду бает. Это чудо знаю я

                   Полно, князь, душа моя, не печалься:

                   Рада службу, оказать тебе я в дружбу.

Кот: С ободрённою душой, князь пошёл к себе домой.

         Лишь ступил на двор широкий Что ж…

Танец Белки. Русская народная песня «В саду ли в огороде».

Ведущая: Изумился князь Гвидон:

КНЯЗЬ: Ну, спасибо, Ай да лебедь – дай ей боже,

                Что и мне веселье тоже.

Кот:  Ветер весело шумит, судно весело бежит.

          Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.

Ведущая: Вот на берег вышли гости

                  Царь Салтан зовёт их в гости.

                  А потом гостей сажает за свой стол и вопрошает.

ЦАРЬ: Ой, вы гости господа! Долго ль ездили, куда?

             Ладно, ль за морем, иль худо; и какое в свете чудо

КОРАБЕЛЬЩИКИ: 1.Мы объехали весь свет,

                                         За морем житьё не худо;

                                         В свете ж вот какое чудо:

                                      2.Остров на море лежит,

                                         Град на острове стоит

                                         Со златоглавыми церквами,

                                         С теремами да садами.

                                      3.Ель растет перед дворцом,

                                        А под ней хрустальный дом;

                                        Белка там живёт ручная,

                                        Да затейница, какая!

1.Белка песенки поёт, да орешки всё грызет.

   А орешки не простые, все скорлупки золотые.

     2.Ядра – чистый изумруд; слуги белку стерегут.

        Все в том острове богаты, изоб нет везде палаты.

     3.А сидит в нём князь Гвидон; Он прислал тебе поклон.                                              

ЦАРЬ САЛТАН: Если только жив я буду,

                               Чудный остров навещу,

                               У Гвидона погощу.

Кот: По равнинам Окияна, едет флот царя Салтана.

          К морю сам идёт Гвидон, там гостей встречает он.

          И садятся все за стол, и весёлый пир пошёл!

          Я там был, мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил.    

Ведущая: Сказки Пушкина все знают, очень любят и читают.

                  Изучают наизусть. Жив доселе русский дух.  

                  Я напомню, вам, ребята как Балда попа исправил,

                  Уважать свой труд заставил!

                  Жил был поп толоконный лоб.

                  Пошёл поп по базару, посмотреть кой какого товару.

ТОРГОВЦЫ:

                1.Тары – бары, растобары, есть хорошие товары.

                   Продаю без барыша, зато слава хороша!

                2.Все Алёнки, все матрёшки! Все сюда, все сюда,

                   Здесь распродажа, господа!

                3.Посмотрите, какие матрёшечки! Расписные, весёлые.

                   Есть Ванюшечки, есть игрушечки!

                   Подходи, покупай, девки – душечки!    

                4.Приехали с ложками, свистульками, да гармошками!

Подходи честной народ, стоит дядька у ворот,

По дешёвке продает.

Оркестр детских музыкальных инструментов. Русская народная песня «Выйду на улицу». Девочки исполняют танец с платками.

Ведущая:  Пошёл поп по базару.…Навстречу ему Балда, идёт, сам не зная куда.

БАЛДА: Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?

ПОП: Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.

           А где найти мне такого, служителя не слишком дорогого?

БАЛДА: Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно.  

                 В год за три щелчка тебе по лбу.

                 Есть же мне, давай, вареную полбу.

Ведущая: Призадумался поп: стал себе почёсывать лоб.

                  Щелк щелку ведь рознь.

                  Да понадеялся он на русский авось.

Кот: Ай да, Балда! Работник хоть куда.

         Ест за четверых, работает за семерых.

         И смекалист, и хитер, лишь затылок он потёр

         Преподал попу урок: С самих чертей собрал оброк!

         И вот настал расплаты час….

         Поп, завидя Балду, вскакивает,

         За попадью прячется, со страху корячится.

         Балда его тут отыскал, отдал оброк, платы требовать стал.

         Бедный поп, подставил лоб.

         С первого щелка прыгнул поп до потолка.

         Со второго щелка лишился поп языка.

         А с третьего щелка вышибло ум у старика.

БАЛДА: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

                Пляши народ, выходи в хоровод!

Хоровод. Русская народная песня « Ой во поле трава».

Ведущая: вот и подошло к концу наше чудесное путешествие в страну Пушкинских сказок.

Кот: А мне пора в Лукоморье. Направо песни заводить, налево сказки сказывать. Это мой последний сказ, время уходить от вас.

Входит Шамаханская ЦАРИЦА.

Восточный танец. Музыка Римского – Корсакова из сюиты «Шахерезада».

Шамаханская ЦАРИЦА:

           Сказки очень я люблю, и в одной из них живу.

           Всем известная девица – Шамаханская Царица.

           Появилась в добрый час, издала для вас указ.

           С сей поры, все непременно, сказки сочинять отменно.

           Вот пергамент и перо, Муза в каждое словцо,

           Пусть войдёт и освежит, сказку лирой оживит.

Ведущая: Пушкин – Гений всё любивший. Всё в самом себе вместивший – Всеобъемлющ и велик. Ныне мы поэта славим – и на пьедестале ставим, прославляющий нас лик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления по сказке "Теремок" с детьми среднего-старшего дошкольного возраста

Сценарий театрализованного занятия с детьми среднего (или старшего) дошкольного возраста с диагнозом ТНР: ОНР (2-3 ур. р. р.) по сказке "Теремок". Дети надевают маски или костюмы соответсвующих героев...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.формировать представление детей об опасных для че...

Методическая разработка сценария развлечения на экологическую тему "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста.

Детей приглашают в путешествие по  весннему лесу и в игровой форме, посредством сценок на экологическую тематику, разыгрываемых детьми,  знакомят  с правилами поведения в природе. Дети ...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.Задачи:- формировать представление детей об...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детейпредвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Задачи:формировать представление дете...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной  безопасности для детей старшего дошкольного возраста...