Ярмарка
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белавина Лина Ильинична

Сценарий уличного гуляния "Покровская ярмарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ulichnogo_gulyaniya.docx65.8 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ

ПРОЕКТ

« ПОКРОВСКАЯ  ЯРМАРКА»

(для детей всех групп ДОУ)

Педагогические технологии:

  1. Информационная
  2. Коммуникативная
  3. Развивающего обучения
  4. Здоровьесберегающая
  5. Игровая
  6. Личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми и родителями
  7. Технология создания атмосферы русского народного праздника.

Составил: музыкальный руководитель

Белавина Л.И.,

ГБДОУ детский сад № 4

Приморского района

2015 г.

Санкт-Петербург

Участники проекта:

-Музыкальный руководитель

-Педагог доп.образования

-Инструктор по физической культуре

-Воспитатели всех групп

-Родители.

-Дети  всех групп

(Сроки реализации проекта – один месяц.)

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети всех групп);
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – средней продолжительности.
  • совместные работы детей и родителей из природного материала -  продуктивный

Интеграция с образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие – социализация, развитие общения, нравственное         воспитание; патриотическое воспитание .

Познавательное развитие – первичное представление об объектах окружающего мира, все виды игр.

Речевое развитие – формирование словаря, ЗКР, связная речь, приобщение к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие – приобщение к искусству, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность.

Физическое развитие – физическая культура.

Актуальность. 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в октябре «Покровская ярмарка». Наши дети, да и мы взрослые, очень далеки от настоящих ярмарок с песнями, шутками, прибаутками и баранками. А ведь Ярмарка  - это традиция русского народа, наша история, которую нельзя забывать. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать,  песни попеть да и в игры поиграть.  

Ярмарка (польск. jarmark, нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок) — ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром.

О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским просторам.

Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар.

Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

Пряники печатные (с надписями) и непечатные (с надписями и рисунками) раскупались с бешеной скоростью. А хохлома и гжелка, жосткинские подносы, картины Рублёва и прочие народные поделки, благодаря невысоким ценам, были в каждой избе.

Очень хорошо продавались различные лекарства, зелья и снадобья.

А ярмарочные петрушки? А конфеты-бараночки? А словно лебеди саночки? А облучки-каблучки? Всё прошло, все умчалося...

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали бои "стенка на стенку".

Длилась ярмарка, как правило, месяц, или два или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами.

Покров -  один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. К этому дню крестьяне уже были посвободнее от земледельческих работ и поэтому начинали подготавливать избы к зиме, запасать дрова, первый раз топили печь, осуществляли последний сбор грибов, последний раз выгоняли скотину, и с этого дня держали ее дома. И с этого дня начинались знаменитые покровские ярмарки.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Покровская ярмарка» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник «Покровская Ярмарка»), развитие чувства патриотизма.

Задачи:

-   Познакомить детей с народным праздником.

-   Пополнить детские  копилки знаний новыми русскими песнями, плясками, закличками, потешками, играми.

-    Воспитывать  у ребенка вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к народу.

-    Развивать музыкальные, актёрские, художественные способности детей.

-    Обобщить и закрепить знания детей о Ярмарке.

-   Обогащать духовный мир детей.

-   Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника «Покровская ярмарка»

-  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.-

- Развитие у детей навыков культуры взаимодействия «продавец – покупатель».

- Расширение представлений детей, взрослых о сельскохозяйственной деятельности.

-Создание благоприятной среды для творческого общения и обмена опытом..

-Приобщение родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.

-Создание условий активного взаимодействия коллектива детского сада с семьями воспитанников.

-Раскрытие творческого потенциала семьи, пропаганда положительных традиций доброжелательных отношений в обществе.

 

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника «Покровская Ярмарка», в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Костюмы и материал:

Костюмы для взрослых: костюм Зазывалы, (3) костюма скоморохов, костюмы Бабы Яги, костюм Осени, костюмы Коробейников (5).

Костюмы для детей: русские  косыночки, платочки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, треугольники, свистульки, барабаны и т.д.

Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).

 Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, волк…и т.д.

Техническое средство обучения: музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат, усилитель-колонка.

Спортивное оборудование: канат, конусы,  мячи, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы и т.д.

ОБОРУДОВАНИЯ  И  АТРИБУТЫ

  1.  ЛАВКИ – домики на площадке д/с
  1. «Музыкальная лавка»
  2. «Старушка – болтушка»
  3. «Спортивная - забавушка»
  4. «Овощной базар»
  5. «Полянка секретов»

  1. ТОВАР ДЛЯ ПРОДАЖИ
  1. 1 средняя – поделки из природного материала
  2. 2 средняя - поделки из природного материала
  3. 3 средняя - поделки из природного материала
  4. 1 старшая
  5. 2 старшая
  6. 1 подготовительная
  7. 2 подготовительная

  1. УГОЩЕНЬЕ
  1. сушки
  2. печенье
  3. конфеты

  1. ШАРФЫ  ИЛИ  ПЛАТКИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ
  1.  1 средняя
  2. 2 средняя
  3. 3 средняя
  4. 1 старшая
  5. 2 старшая
  6. 1 подготовительная
  7. 2 подготовительная

  1. ПЛАТКИ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП

  1. ЖЕТОНЫ

  1. ХЛОПУШКИ

Музыкальный репертуар:

Песни и хороводы: «Ах, Ярмарка» рус. нар. мел., «Коробейники» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Ой сапожки мои» рус. нар. мел., «Где был Иванушка» рус. нар. мел, «Ярмарочнае» частушки, русские народные наигрыши.

Музыкальные игры, рус.нар.игры, спортивные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел.мел.,«Пугало» р.н.м., «У медведя во бору», «Заинька», «Гости», « Сушки-ватрушки», «Лиска-лиса», «Волк и зайцы», спортивные с атрибутами и т.д.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – «Покровская ярмарка» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Сплочение коллектива детей и родителей.

Планирование работы над проектом:

Организатором проведения традиционной осенней ярмарки «Покровская ярмарка» является ГБДОУ детский сад 4.

 Ответственными за организацию участия каждой возрастной группы в ярмарке являются воспитатели данных возрастных групп. Ответственными за проведение ярмарки являются музыкальный руководитель Степаненко Л.И. И педагог доп.образования Богатая И.Н.

Дата проведения ярмарки – 14.10.2015г.

 Место проведения: при хорошей погоде ярмарка проводится на отрытых  площадках, при плохой погоде – в музыкальном зале и холлах 2 этажа сада.

 Время проведения: 10.30.-12.00

  • проведение в группах обсуждения идеи проекта.
  • распределение  на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

- выбор декораторов (помощь в оформлении);

- выбор затейников (для организации игр).

  • работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на осеннюю тематику) для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта «Покровская ярмарка».

2. Приложение:

  • Беседы о русской Ярмарке (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
  • Перечень  игр-забав.
  • Ярмарочные частушки, заклички, поговорки.
  • Коллективные работы детей и родителей к выставке «Что нам Осень подарила?»
  • Фотографии иконы «Покров Пресвятой Богородицы.»
  • Конспект занятия в подготовительной группе «Праздник Покрова Святой Богородицы»
  • Консультации для родителей «Народная музыка», «Музыкальный фольклор», «Малые формы русского народного фольклора», «Всех скороговорок не переговоришь»

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Сценарий         уличного гуляния « Покровская  ярмарка»

(дети под музыку собираются на ярмарку)

1 Зазывала – Распахнулись сини дали

                Для любви и для тепла

                Целый год его мы ждали

                День Святого покрова

2 Зазывала – Уж ты, батюшка – Покров

                Защити наш дом и кров

                От беды, ненастья

                Отсыпь нам горы счастья

3 Зазывала – Уж мы тебе рады

                Каждый год встречать

                Уж мы тебя станем

                Славить, величать!

1 Зазывала – Здравствуйте, дорогие зрители!

                Ярмарки большие любители!

2 Зазывала – Все, кто не остался в садике сидеть,

                И пришел на праздник представленье посмотреть!

Вместе – Здравствуйте люди добрые!

3 Зазывала – День Покровский красивый и праздничный

                Растворит он печаль и ненастье

                Праздник Осени желтый и сказочный

                Обернется удачей и счастьем.

1 Зазывала – Нужно Осень нам позвать

                Чтобы ярмарку начать.

Дети – Осень! Осень! В гости просим,

        Приходи недель на восемь

        С обильными хлебами

        С высокими снопами

        С листопадом и дождем

        С перелетным журавлем.

(появляется Баба Яга)

Баба-Яга – Вот и здрасьте, детвора.

                Это я, Баба Яга.

                Не люблю я Осень, дети

                Так не быть же ей на свете?

                Будет сразу вам зима,

                Холод, лед и снега тьма!

2 Зазывала – Бабка Ежка, не сердись

                Не стучи ногами

                Лучше с нами веселись

                Поиграй-ка с нами.

3 Зазывала – Мамы, папы, выходите

                Осень нам скорей верните.

ИГРЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

  1. «Разбери качан капусты»

2 « Вес качана на глаз»

  1. «Шишку на пол положи»

Баба-Яга – Хорошо играли, дружно,

                Похвалить за это нужно.

        (дети аплодируют родителям)

                Вы, друзья, меня простите,

                Осень вашу заберите

(выходит  Осень)

Осень – Вы меня освободили

        И на место возвратили

        Между летом и зимой

        Вновь явилась я домой

        А теперь, Батюшка Покров.

        Расстелись ковром

        Открывай, не жалей сундуки с добром

        Расшумись по площадкам, по улице

        Пусть Ярмаркой веселой весь народ любуется!

1 Скоморох – Внимание! Внимание»

                Начинаем веселое гуляние

                Торопись, честной народ

                Всех вас Ярмарка зовет!

2 Скоморох – На Ярмарку! На Ярмарку!

                Спешите все сюда!

                Здесь шутки, песни, сладости,

                Давно вас ждут, друзья!

3 Скоморох – Что душа твоя желает

                Все на Ярмарке найдешь.

                Всяк подарки выбирает

                Без покупок не уйдешь.

1 Зазывала – А товары, не простые, покупаются только за вашу смелость, ловкость,    находчивость, участие в веселых забавах и играх. В лавках вас будут ждать коробейники – затейники. За каждое задание вы будете получать жетоны, на которые сможете «купить» осенние поделки. Чем больше жетонов вы заработаете, тем интереснее поделку вы сможете «купить».

Осень – А сейчас пришла пора

        Открыть нам Ярмарку, друзья!

1 Скоморох – Ну-ка, закройте ушки,

                        Пусть салют дадут хлопушки.

( хлопают хлопушку)

2 Скоморох – Тары-тары-растобары!

                Продадим мы все товары.

(под музыку дети расходятся по разным лавкам, которые расположены на территории детского сада)

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАВКА»

Продавец – Тары-бары-растабары!

                Поглядите на товары,

                Есть и ложки, есть и кружки

                Музыкальные игрушки.

  1.    ЗАДАНИЕ

Продавец - Кто загадки отгадает, пляску русскую сыграет

  1. За обедом суп едят

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестренки (ложки)

  1. Деревянные пластинки, разноцветные картинки

Стучат, звенят, плясать велят (трещотки)

  1. Ими друг о друга бьют, а они в ответ поют

И блестят, как две копейки, музыкальные (тарелки)

  1. В лесу вырезана, гладко вытесана

Поет, заливается, как называется? (дудочка)

      c. Купи, денег не жалей, со мною ехать веселей! (колокольчик)

(за правильный ответ, ребенок получает жетон и интструмент)

  1. ЗАДАНИЕ

Продавец – «Оркестр»

(жетоны получают только те, кому дополнительно раздали инструменты)

  1. ЗАДАНИЕ

Продавец – Во саду ли, во огороде, Пугало стояло

                Шустрых галок и ворон лихо разгоняла.

ИГРА  « ПУГАЛО»

  1. ЗАДАНИЕ

Продавец – Сегодня в нашем хороводе, все, что растет на огороде.

ИГРА  « НАЙДИ ВСОЙ ОВОЩ»

(жетоны даются только тем, кто не ошибся в своем овоще)

Продавец – Моя лавочка закрывается, а другая Вас дожидается!!!

«ЛАВКА СТАРУШКИ – БОЛТУШКИ»

Продавец – Я, Старушка – болтушка!

                Живу в этой избушке

                Сядем рядышком на лавку

                Вместе с вами посидим

                Загадаю вам загадки

                Кто смышленей, поглядим.

  1. Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий

      В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)

  1. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней)
  2. Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)
  3. Что за желтый снегопад, ну конечно (листопад)
  4.  Пришла без кисти и перекрасила все листья (осень)
  5. Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул (лист)

Пословицы и поговорки

  1. Весна - красна цветами, а Осень – снопами.
  2. Весна – красна, да голодна, а Осень дождлива, да сыта.
  3. Не будь Осенью тароват, будешь к весне богат.
  4. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
  5. Август варит, а сентябрь к столу подает.
  6. В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается.
  7. Не велика у ноября кузнеца, да все реки кует.
  8. Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.
  9. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печки подбирайся.
  10. Сентябрь – пора мокропогодка, да сверх других плодородка.

Скороговорки

  1. Как на горе на пригорке стоят тридцать три Егорки
  2. Кошка крошка на окошке, кашу кушала по крошке.
  3. У тридцати трех полосатых поросят, тридцать три хвостика висят.

Продавец – В осенний день, чтоб не скучать, будем мы сейчас играть.

ИГРА «ЦАРЬ – ГОРОХ»

ИГРА «ДЕДУШКА – САПОЖНИК»

Продавец – Я тут малость посижу и вам сказку расскажу. Не с начало, с середины, с середины, половины.

ИНСЦЕНИРОВКА « КУРОЧКА – РЯБА»

Продавец – Славно  мы повеселились, поиграли, пошутили, а теперь пришла пора закрыть лавочку, друзья. Моя лавка закрывается, вас другая дожидается.

«СПОРТИВНАЯ  ЛАВКА»

Продавец – Тары – бары – растобары! Посмотрите на товары!

                Не товар, а сущий клад! Разбирайте нарасхват.

ИГРА   «СОРЕВНОВАНИЕ»

  1. «Ложка – картошка»
  2. « Собери картошку»
  3. «Замети листья»

ИГРА  «СПОРТИВНАЯ»

Продавец – Лавка закрывается, вас другая дожидается!

«ОВОЩНАЯ  ЛАВКА»

Продавец – Подходите, подходите! Яблочек сочных берите!

                Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок

                Вот картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

ИГРА  «  РЕПКА»

(Изображающий «Репку» крепко держится за дерево. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один игрок пытается выдернуть «Репку», т.е. оттащить его от дерева. Если «Репка» «выдергивается», то  играющие теряют равновесие.  Если ряд оборвался, а репку не вытащили, значит не поели….)

ИГРА  «ВЕРШКИ – КОРЕШКИ»

( Это игра «путаница». Называется овощ, дети должны показать, какая часть его съедобная, а ведущий их путает)

ИГШРА  «ОПРЕДЕЛИ  НА  ВКУС»

(с завязанными глазами желающие дети определяют на вкус овощи – морковь, репку, капусту, лук, свеклу)

Продавец  - Лавка закрывается, вас другая дожидается!

« СЕКРЕТНАЯ  ПОЛЯНКА»

Продавец – На секретной полянке вас ждут секреты

                Найди жетоны на поляне этой.

ИГРА « НАЙДИ  ЖЕТОН»

ИГРА «и ВЕСЕЛОЕ  ПОХИЩЕНИЕ»

(в круг кладутся различные предметы, в середине – сторож с завязанными глазами. Несколько человек – « Воры» встают друг за другом, пытаются пройти в круг, «украсть» предметы. Задача Сторожа – не допустить «кражу». Жетон получает тот, кто смог «украсть» предмет или Сторож, если ни одного предмета не «украли».

ВСТЕЧА ВОЗЛЕ  ЛАВОК  С ТОВАРАМИ.

1 Скоморох – Тары – бары – растобары!

                Есть хорошие товары.

                Эй, не стойте у дверей,

                Заходите поскорей.

2 Скоморох – Ребята, не зевайте,

                Кто, что хочет – покупайте.

                Не ходите никуда.

                Подходите все сюда.

3 Скоморох – Здесь товары знатные

                Складные, да ладные

                Всегда повсюду славятся,

                Вам они понравятся!

(дети за свои заработанные жетоны покупают товар)

1 Скоморох – Пора двери запирать, Ярмарку закрывать.

2 Скоморох – Вот уж солнышко садится, надо нам поторопиться.

3 Скоморох – Тары – бары – растобары,

                Распродали все  товары.

Осень – Расходись, честной народ по домам

        Открывала Ярмарка двери вам.

        А теперь, друзья, до свиданьица

        Покровская Ярмарка с вами прощается.

Приложение 1.

Игры для младшего и среднего возраста

1.«Кот и мыши»      Кот сидит в центре круга - «спит».Мыши вокруг него ходят по кругу и приговаривают:            Тра-та-та  !  Три-та-та! Не боимся мы кота.                                                                                                                                    Мы кота - ворката завернем за ворота ..    ( кот посыпается и ловит мышей).    

2.«Лиска - лиса» 

Выбирается лиска- лиса и садится в стороне. Дети идут к лисе и дразнят её:  

                                         Лиска - лиса  -   чудо – краса -    

                                             Долгий нос  !

                                               Рыжий хвост!  

После дразнилки дети разбегаются,  а лиса их ловит.    

3.«У медведя во бору»   Выбирается медведь и садится в стороне.

Дети подходят к медведю  и  приговариваяют:    У медведя во бору грибы ягоды беру ,

                                                                              А медведь не спит и на нас рычит  (ловит детей; дети разбегаются)

4.  «Зайцы и волк»

Выбирается волк. Остальные дети зайцы.  Зайцы прыгают и приговаривают:

                                       По дороге,  по дороге скачет зайка длинноногий.

                                        Зайка – прыг! Зайка – скок!

                                                  Не догонит зайку волк.            

С окончанием слов «волк» догоняет «зайцев».

5.  «Сидит зайка»

Дети стоят в кругу. В центре - «зайка»  

          Сидит зайка в колыбели

         Долги ушки отпотели.

        Не пойти ли на качели?

      На качели – карусели.   

Зайка пляшет в кругу. Дети хлопают.  По окончании пляски «зайка» пытается выбежать из круга.  

6.  «Кошки-мышки» с колокольчиком».

Дети стоят в кругу. В   центре стоят «кошка» и «мышка». У мышки – колокольчик,  а у «кошки» завязаны глаза.

Дети: Колокольцы  – бубенцы!

          Раззвонились удальцы  !

         Диги - диги- диги -дон !

         Отгадай откуда звон

.

«Кошка» по звуку колокольчика  ловит «мышку».

         

         

Приложение 2.

Игры для старшего возраста

Игра «Дружок, продай пирожок»

Дети встают кругом по двое друг за другом ,как в игре «Третий лишний».Один ребенок лишний ,он идет покупать пирожок. Те дети, которые стоят внутри круга- пирожки .а снаружи- продавцы. Покупатель подходит к любому продавцу и происходит диалог.

-Дружок, дружок, продай  пирожок!

-А что дашь

-Совок да веник , да сто рублей денег.

_- Согласен!

Участники ударяют по рукам и бегут в разные стороны ,кто первый добежит до пирожка. Нужно встать впереди «пирожка», тот кто прибежал последним становится покупателем и

 игра продолжается.

ИГРА «Царь –Горох»

Выбирают считалкой водящего.Он надевает корону и садится на трон. Остальные дети подходят к Царю-Гороху.

Дети     Царь ГОРОХ, Царь Горох! А - хи –ох ,а- хи  –ох!

Отгадать тебе пора .что мы делали вчера.(дети заранее договариваются ,какое действие будут показывать.)

Если Царь-Горох отгадывает, дети  разбегаются  и он их ловит.

ИГРА «Дедушка- сапожник»

Выбирают водящего. Все остальные дети встают  вокруг него в круг, начинается диалог.

-Дедушка – сапожник  ! Сшей нам сапоги .

-Погодите ,дети, потерял очки!

-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь?

-Два рубля с полтиной , пятачок и грош.

-Дедушка-сапожник, ты с ума сошел?

-Погодите .дети! Я очки нашел.

(дети разбегаются ,сапожник их ловит).

  ИГРА «Сушки-ватрушки»

Дети встают в круг ,  разбиваются на пары  и сцепляются правыми локтями , при  этом они стоят ,повернувшись в разные стороны( «самоварчик»).

Сушки, сушки,   - кружатся в подскоке парами.

Вы мои Ватрушки.                                                                                                                                                                                                                                       -кружатся в другую сторону.

Пряники, пряники -  встают в круг , делают 4 шага к центру.

Вы мои племянники  .

А кулич сломается – идут обратно

Дружба начинается  .   –дети разбегаются  

(дети бегают по залу, бегают ,пока звенит бубен, по сигналу бубна нужно найти себе пару.)

                                                                                                                                                                                               

Приложение 3.

Песенки, песни заклички на ярмарку, стихи.


Ярмарка огневая, яркая! 
Ярмарка плясовая, жаркая! 
Гляньте налево — лавки с товаром! 
Гляньте направо — веселье даром! 

***
А ну, не дорого,
Купите творога,
И вот вам курица и сельдерей!
Дешевле рублика,
Два с маком бублика,
Берите, милые, да поскорей!
А вот кирзовые,
Почти что новые,
Ну, что вы смотрите? Им сносу нет!
Берите кепочку,
И брюки в клеточку,
Да не жалейте вы, своих монет!
Ведь бы на ярмарке, 
А не на каторге,
Гуляйте, милые, чего уж там!
Штиблеты кожаны,
Почти не ношены…
Эх, ради праздника! И так отдам!

***
Вы поверьте мне, друзья: 
Без обману здесь нельзя. 
Бросьте, не спорьте, покупайте, 
Время даром не теряйте! 

***
Не держи язык за зубами, 
Покупай пироги с грибами. 
Уж потешь меня, дружок, 
Скушай этот пирожок! 
**
Становитесь в ряд, 
Забирайте всё подряд! 

*** 
Люди, подходите-ка! 
Платки поглядите-ка! 

*** 
Мои куклы разбирай-ка! 
Детям радость доставляй-ка! 

*** 
Сами мы — рязанские! 
Сельди — астраханские! 
Налетай — покупай, 
Выбирай — забирай!

***
Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные – 
Сами просятся в рот!

***
Платки, петушки, 
Расписные гребешки
Подходите, покупайте,
Честные казаки.

***
К нам сюда скорее просим, 
Подходи, честной народ. 
Веселиться начинайте. 
Всех нас ярмарка зовет! 
Подходите, граждане, 
Угодим каждому! 
Есть предметы, 
Чтоб скрыть приметы, — 
От носа до ушей 
Из папье-маше! 
А вот леденцы, леденцы-бубенцы, 
Петухи-синицы и прочие птицы! 
А вот маски из русской сказки! 
Леший, Лиса да прочие чудеса! 
Подходи, приценяйся, 
Покупай, не стесняйся! 
Почтенная публика, 
Кому дырку от бублика — 
От вкусного, хорошего. 
Отдаем дешево! 
А вот цветные фонарики, 
Воздушные шарики, 
Серпантин, конфетти — 
Покупай да шути. 
Подходи, народ, сюда 
И давай знакомиться! 
Пусть на долгие года 
Этот день запомнится! 
Собирайтесь веселей, 
Дорогие зрители! 
Ждем на ярмарку детей, 
Ждем и их родителей! 
Подходи смелей, народ, 
И слева, и справа! 
Мы встречаем Новый год 
Шуткой и забавой! 
Позабудь про грустный вздох, 
Прочь печаль отброшена. 
Если рядом скоморох — 
Будут скоморошины! 
Сообщим, пока не поздно, 
Мы условие одно: 
Сегодня быть серьезным 
У нас запрещено! 
А также запрещается 
Здесь хныкать и хандрить, 
И строго воспрещается 
Зевать, пищать и ныть! 
Не теряйте ни минутки 
Смейтесь весело, до слез. 
В каждый шутке — доля шутки, 
Остальная часть всерьез! 

***
Продаю пирожки-булыжники! 
Нет на земле пирожков полезней: 
Излечивают зубы от любых болезней! 
Куснешь разок такой пирожище — 
Не то что болезней — зубов не сыщешь! 

***
Набегайте, друзья-сударики! 
Продаются лопнувшие воздушные шарики! 
Купив, не раскаетесь — это точно — 
Гарантируется абсолютная прочность! 
Хоть иголкой коли, хоть жги огнем, 
Они не лопнут уже нипочем! 

***
Сейчас начнется торговля бойкая: 
Продаются тетради с двойками, с тройками, 
С записью классного руководителя, 
С вызовом в школу ваших родителей. 
Кто купит — тот сможет, уже сидя дома, 
Отметки иметь по предмету любому! 

***
Видно, сыт у нас народ: 
Пирожков он не берет, 
Видно, шарики у них 
Куплены заранее, 
И отметок вот таких 
Не нужны собрания! 
Подходи, честной народ! 
Ярмарка к себе зовет! 
Ярмарка не даст скучать! 
Петь заставит, танцевать!

Приложение 4.

Занятие на тему:

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы»

для подготовительных групп

Программное содержание:

-Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Божией

Матери».

-Дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительнице, Заступнице перед Богом за всех людей.

-Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями

рукотворной игрушки.

-Формировать навыки изготовления тряпичной куклы, умение трудиться и

творить.

-Закрепить знания фольклорной терминологии.

-Развивать познавательный интерес к изучению русского народного костюма и народной игрушки.

-Воспитывать художественный вкус на основе изучения народных ремёсел.

Новые слова и понятия:

Омофор (покров) - невидимое покрывало, Богородица - Заступница, рукоделие, летник, фартук - передник.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дорогие дети! Посмотрите, что я сегодня я принесла к нам на занятие.

Дети: Это икона.

Педагог: Правильно, это икона. У неё есть своё название - «Покров Пресвятой Богородицы».

(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)

Педагог: Дети, давайте вспомним, кого мы называем Богородицей?

Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле.

Педагог: Правильно, молодцы, ребятки. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном. И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как раз рассказывает про один из таких случаев. 14 октября мы отмечаем церковный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Сейчас я расскажу вам об этом празднике. (Негромко звучит аудиозапись старинной лирической мелодии) .

С именем Богородицы связан один из самых любимых праздников на Руси – «Покров Пресвятой Богородицы». В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой от Руси стране Византии. Большой город Царьград был окружён врагами сарацинами, которые хотели захватить город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы. Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор. Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступил рассвет (утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города Царьграда.

Посмотрите, пожалуйста, на икону. На ней изображены жители города которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.

(Дети рассматривают икону.)

Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед.

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» отмечают осенью – 14 октября. Особо почитаем этот праздник был на Руси.

(Звучит аудиозапись традиционной русской мелодии)

Существовало сказание о том, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со святыми и праведниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку – добром! »

К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покров исстари был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.

На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:

«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »

«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается! »

«Каков Покров, такова и зима! »

Детки мои дорогие! Лето давно закончилось, осень на дворе, дождик, холодно, на деревьях листья пожелтели.

По желанию дети читают стихотворения:

Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!

Время сказочных даров - будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.

Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!

Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,

Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.

От всего на свете злого лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом Богородица сама.

А ещё Покров - конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. Вот и мы с вами собрались сегодня на посиделки "Покровские". В старину женщины и девушки занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а маленькие девочки учились делать кукол. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях – то веселее. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Ещё в это время начинались свадьбы. Девушки должны были сами сшить себе праздничную одежду и приданное.

(Демонстрация иллюстраций, как в старину женщины занимались рукоделием)

Педагог: Я предлагаю вам поиграть. Какие игры вы любите? (Ответы детей). Во многих играх используются разные игрушки. А какая игрушка ближе всех девочкам? Конечно, кукла! Как вы думаете, сколько лет этой игрушке?

Дети: Наверное, много!

Педагог: Верно, кукла существует столько, сколько существует человек. Давайте совершим путешествие во времени, заглянем в глубину веков, в «детство» куклы. А поможет нам в этом волшебная бабушкина шкатулка. О многом может рассказать эта чудесная коробочка: как одевались в старину, чем украшали свой дом. А сегодня она нам поведает о том, как играли в детстве ваши бабушки, какие чудесные игрушки они умели делать. Да и вы сами сможете смастерить старинную игрушку.

Женщина играет в куклы всю свою жизнь: сначала - в детстве, потом со своими детьми и внуками. Сегодня кукол покупают в магазинах (демонстрация нескольких видов современной куклы, а раньше игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то детям надо! Как же выходили из этого положения родители? Давайте заглянем в шкатулку.

Педагог рассказывает присказку:

Как у бабушки Настасьи нету в доме даже квасу,

Нет ни печки, ни шестка, одна липова доска

Ой, да, лебеда, одна липова доска.

Это, девочки, слова одной старой - престарой песни. Тогда на Руси простые люди жили бедно. Кукольных магазинов не было. Мамы делали кукол для своих дочек из стареньких лоскутков, тесёмочек, ниточек.

(Педагог достаёт из шкатулки лоскутики, кружево, тесёмки и показывает детям. Далее он демонстрирует приёмы изготовления куклы из этого материала с помощью стихотворения, делая паузу на каждом этапе) .

Сверну ветошь валиком, будет кукла маленька.

Туго ниткой обвяжу, где головка - покажу.

Сверну квадрат в косынку, найду серединку.

Плат накину на головку, завяжу тесёмочку,

Будет куколка моя лучше, чем Дюймовочка.

Обозначим ручки кукле, завязав два уголка,

Лучше всех моя игрушка, хоть совсем невелика.

Листик в трубочку сверну, туго тканью обтяну

Та цветная трубочка будет кукле юбочкой.

Поясочком подвяжу, ярким и красивым.

Знайте, куколка моя родом из России!

Вот так и бабушка Настасья - взяла один лоскут — на юбочку, другой — на кофтёнку, платочком подвязала! - и готова куколка! Играй, внучка!

(Демонстрация готовой куколи. Дети её трогают, мнут, рассматривают,

некоторые прижимают к себе, гладят.)

Педагог: Ребята, правда, эта куколка получилась красивой? А какая она ещё, кто скажет?

Дети: Мягенькая, тёпленькая, красивая, добрая.

Педагог: Да, так и есть. Свои куклы крестьянские детишки никогда не выбрасывали, бережно их хранили, называли их ласково: потешки, балушки.

Очень талантлив русский народ, горазд на выдумку. Вот еще одна потешка. Она дошла до наших дней в своем первоначальном виде.

(Демонстрируется кукла на крестообразной основе. Две палочки скреплены нитками в виде креста. И снова в ход идут лоскутки от старой одежды.)

Педагог: Ребята, этот нарядный сарафан из яркой ткани назывался летник - любимая одежда девушек-крестьянок. Вспомните, где вы могли видеть куклу такого типа.

Дети: На картинках в русских сказках, а ещё на наших праздниках девочки и воспитатели надевают такой наряд.

Педагог: Молодцы, вы очень наблюдательные. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани. Такие куклы маленькие девочки начинали вертеть (делать) с пяти лет. А по тому, как кукла была наряжена, судили о мастерстве хозяйки. В иных избах их было до сотни штук! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок старой ткани - ветоши, свернутый в «скалку» (трубочку, тщательно обтянутое белой льняной тканью лицо, грудь, обязательно коса. В старину крестьянские женщины ничего не выбрасывали, бережно хранили остатки одежды – лоскутки, ниточки, ленточки, тесёмочки: всё это использовали в изготовления кукол. Главным условием было то, что человек, носивший эту одежду должен быть обязательно добрым. Кукольная одежда точно копировала наряд крестьянки. Обязательной принадлежностью народного костюма являлся передник, или завеса, а сейчас мы называем его фартук, прикрывающий сарафан спереди. Вот так русская красавица!

Косу длинную сплели, ленточка в косе -

Русскую красавицу в мире знают все!

Педагог: Ребята, а у ваших мам и бабушек есть фартук? А когда они его надевают?

Дети: Когда на кухне готовят еду: варят борщ, жарят пирожки…

Педагог: А теперь нам с вами самое время приступить к изготовлению куклы. В зависимости от способов изготовления, материалов, существует множество типов и названий кукол: «столбушки», «зернушки», «навертки», «скатки», «скрутки», «живульки» и др.

(Педагог демонстрирует несколько видов традиционных русских тряпичных кукол)

Давайте мы вместе сделаем самую простую куколку «Куватку». Для основы такой куклы необходимы однотонная и цветная ткань - два лоскутка один большой, другой по меньше, нитки для перетяжек, лоскутки цветные. (Дети рассматривают предложенные материалы)

Работа детей по алгоритму.

А теперь посмотрим, у кого что получилось. Правда, они все красивые? Покажите своих красавиц друг другу.

Фартучек - передник, сарафанчик - летник,

И в поневу обряжу, всем красотку покажу.

Вот моя малютка – куколка-закрутка.

В старину девушки собирались на лесной поляне пели песни и водили хороводы. Давайте и мы отправим своих красавиц водить хоровод.

Вышли девки на поляну, встали в хоровод.

Будут русские гулянья - веселись народ!

Вопросы для подведения итогов:

Что нового вы узнали сегодня?

Какие новые для вас слова, что они значат?

С какими русскими традициями познакомились?

Какая из выполненных кукол понравилась больше всего?

Педагог: Правильно, все куклы замечательные, т. к. каждая сделана вами с большой любовью и старанием. Эти куколки вы можете подарить младшей сестрёнке, или они станут удивительным сувениром для мамы и напоминанием о детстве для вашей бабушки.

А фотография русского хоровода станет украшением нашей группы.

Список используемой литературы

1. – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования   М: УЦ Перспектива, 2014 – 32 с.

  1. - Никитин.Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1990.

3 - Загребина Г.В. Энциклопедия любимых праздников. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 480 с.:

.4 - Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

5 -  Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

6 - Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

7 -  Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

8 -  Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. « Календарнрные обрядовые праздники» для детей дошкольного возраста. Уч.пособие . М: 2007.

9 -  Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Интернет - источники

10. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

11. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621Проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в   педагогический процесс включать разнообразные ...

«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...