Конспект опытнической деятельности "Лаборатория Горелкина"
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа) по теме

Корнева Юлия Фуатовна

Цель: Показать детям как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем. Закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня.  Воспитывать уважение к труду пожарного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения опытнической деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

тема: «Лаборатория  Горелкина»

Провела:

воспитатель подготовительной группы

Корнева Ю.Ф.

2013 г.


Цель

Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня

Продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём.

Закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня.

Воспитывать уважение к труду пожарного.

Оборудование

Полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель,  иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат «Правила поведения при пожаре», фартук, нарукавники.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическая культура».

Ход занятия.

У  воспитателя  забинтован палец. Он  одевает фартук,  нарукавники,  шляпу.

 -Дети! Сегодня мы с вами поговорим об огне. Видели ли вы огонек свечи, огонь костра? Расскажите, как выглядит огонь. Верно, огонь ярко красный или оранжевый, он горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет» или «Дыма без огня не бывает».

Попробуйте отгадать загадку:

  • Красный бык на земле лежит,
  • Серый бык к небу тянется.

- Верно! Красный бык – это огонь, а серый бык – дым.

- Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищников.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставался пепел.

Постепенно люди привыкли к огню и даже научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов. Древние люди использовали огонь, который возникал во время гроз. В каждом племени были воины, которые охраняли огонь. Люди сравнивали огонь с красным цветком. Послушайте стихотворение, которое нам прочитает…(ребенок).

-Сейчас мы с вами откроем лабораторию. Я – профессор Горелкин. (Воспитатель надевает фартук и нарукавники) Я выучил все правила обращения с огнём, буду осторожен и приглашаю вас всех в свою лабораторию.

Воспитатель зажигает свечу, стоящую в подсвечнике на столе.

Проводится опыт №1 «Горячо – холодно».

Вокруг лежит «круг безопасности» (это может быть обруч).  Педагог постепенно приближает ладонь к огню, комментирует свои впечатления: ладонь далеко от свечи – холодно, близко – горячо. Воспитатель предлагает детям сделать то же самое. Комментируя выполняемые действия, дети на собственном опыте убеждаются, что огонь – горячий и трогать его нельзя.

Опыт № 2 «Ветерок». 

Детям предлагается задуть горящую свечу. Дети по очереди пробуют задуть, совершая вдох носом, выдох ртом. Воспитатель говорит, что для тушения свечи нужен целенаправленный, сильный, короткий выдох. Обращает внимание на запах и легкий дымок потухшей свечи. Далее детям дается задание дуть на свечу так, чтобы пламя не погасло, а только колыхалось. Т.о. ребенок видит результаты разной силы выдоха, а значит, и результат «тушения» огня.

- А сейчас я  предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Горелки». 

Дети встают парами, впереди водящий – «горелка». Все напевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле.

В поле едут трубачи

И едят калачи.

Раз, два – не воронь

И беги как огонь!

Первая пара размыкается и бежит вокруг детей, стараясь соединиться в конце строя детей. А «горелка» салит их. Победивший занимает место водящего. Далее игра повторяется 4-5 раз.

- Мы продолжаем опыты в нашей лаборатории.

Опыт №3.

При этом обязательно соблюдаются правила безопасности (все предметы тушатся над тазом с водой)

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Теперь вы знаете, насколько быстро сгорают вата, бумага, ткань и дерево. Металл не загорается, но при пожаре сильно нагревается и может причинить нам ожоги. Огонь бывает не только нам добрым другом, но и злым врагом, уничтожающим все вокруг. А сейчас мы посмотрим, что изменится, если эти предметы намочить в воде.

Проводится опыт №4. 

Педагог предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, Мокрую и сухую щепки,  мокрую и сухую вату. Все предметы даются детям для обследования, еще раз уточняются их состояния. Далее воспитатель поочередно поджигает предметы с соответствующими комментариями. При этом обязательно соблюдаются правила безопасности (все предметы тушатся над тазом с водой).

В заключении детям предлагается рассказать, какие предметы быстро загораются, какие не могут гореть совсем и что надо делать, если предметы горят. Закрепление знаний о способах тушения огня.

Загадывание детьми загадок об огне, воде, пожаре, спичках и т.д.

- А сейчас мы рассмотрим картины и определим, какая деятельность детей приводит к возникновению пожара. (Показ иллюстраций с различными действиями детей: рисуют, играют со спичками, с машинами, бегают, поджигают петарды около елки ит.д.) Дети комментируют и объясняют увиденное на рисунках.

Мы сегодня с вами побывали в лаборатории профессора Горелкина. Посмотрели интересные опыты. Но помните, что эти опыты повторять дома одним, ни в коем случае нельзя. Это может привести к пожару.

- Давайте подумаем, что же может стать причиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и провода,  незатушенный  окурок, детские шалости со спичками, свечками. Причиной пожара может стать и невнимательность, например, утюг, который забыли вытащить из розетки. Будем же, дети, внимательны и осторожны, это сохранит нам жизнь!

 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период"

конспект содержит перечень опытов с водой, песком и воздухом. дается краткое описание опыта и необходимый материал....

Конспект опытнической деятельности в старшей группе «Наши разведчики»

НОД направлено на развитие представлений о собственном теле ...

Конспект опытнической деятельности для детей средней группы

Предлагаю конспект занятия для средней группы...

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"...

Конспект опытнической деятельности "Лаборатория Горелкина"

Цель: Показать детям как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожного обращения с ...