Коляда
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Дошкольникам о празднике Коляды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada_dosug_pg.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

Коляда. Колядование.

Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен  праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой  древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

Само слово «сочельник» происходит от сочива, зерновой постной каши на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
В этот день было принято прославлять благополучие дома и семьи (желали всего, «что хозяину нравно»). А для того чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. — крава).

Позже, с приходом христианства, в празднование Коляды были привнесены некоторые не столь существенные изменения. Все так же в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, иногда в колядовании участвовали молодые женатые мужчины и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.
Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду,
т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других — овсенями, виноградьем.

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января)  и 10 (23) мая, Мать — сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка).

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А. Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

Во многих районах Белгородской и Воронежской областях после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома, заставляли их «квохтать» — «штобы куры лутше неслись». Этот обряд совершался с целью обеспечения благополучия, плодовитости домашнего скота и птицы

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.

Козули – лепное печенье из "белой" (пшеничной) или "черной" (ржаной) муки, чаще всего в форме домашних животных, диких зверей, птиц. Козули известны, в основном, как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовлением нередко занимались перед Рождеством или Крещением. Козули считаются наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века. Имеется летописное свидетельство, что уже в то время наши предки лепили из теста фигурки быков и коров. В то же время, их до сих пор пекут старожилы в селах на Севере России. В северно-русских губерниях поморские козули чаще изображали птиц-уточек, коников, оленей, бычков, коровок, козочке, тюленей. Чаще всего это были фигурки с рогами, рога символ плодородия и богатства, духовной силы. В Сибири наряду с изображениями животных из теста делали еще фигурку пастуха. 
«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием

Однако практически везде колядование начинали словами:

Коляда, Коляда!
 А бывает Коляда
 Накануне Рождества.
 Коляда пришла,
 Рождество принесла.

Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду — «кликать овсень», «кликать Коляду». Во время обходов колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!»

После разрешения «Кличьте!» начиналось восхваление двора и величание хозяев:

Ой, овсень, бай, овсень! 
Что ходил овсень по светлым вечерам, 
Что искал овсень Иванов двор. 
У Ивана на дворе три терема стоят: 
Первый терем светлый месяц,
 Второй терем красно солнце,
 Третий терем часты- звезды.
Что светел месяц то Иван-хозяин,
 Что красно солнце то хозяюшка его,
 Что часты звезды то детки его.

После этого раздавались пожелания хозяйственного благополучия:

Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
 Чтоб рожь родилась,
 Сама в гумно свалилась.
 Из колоса осьмина,
 Из полузерна пирог,
 С топорища длины,
 С рукавицу ширины. 

А дай Бог тому,
 Кто в этом дому!
 Ему рожь густа.
 Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
 Из зерна ему коврига;
 Из полузерна пирог.
 Наделил бы вас, господа,
 И житьем, и бытьем,
 И богатством...

В этих пожеланиях колядовщиков изображалась яркая и сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. В этот день крестьяне обычно говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков"
Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила» . В конце колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа.

У скупого мужика
 Родись рожь хороша:
 Колоском пуста,
 Соломкой густа!

Или:     На двор чертей; на огород червей! 

Или:  Коляда-моляда,
 Уродилась Коляда!
 Кто подаст пирога
Тому двор живота.
 Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать! 
А кто не даст ни копейки
Завалим лазейки. 
Кто не даст лепешки
Завалим окошки, 
Кто не даст пирога
Сведем корову за рога, 
Кто не даст хлеба
Уведем деда, 
Кто не даст ветчины
Тем расколем чугуны!

И все же до выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX — начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.
После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, на стол ставилась водка, самогонка, шкварки, пелись песни, кружились хороводы. Большой популярностью пользовались различные игры. Наиболее известной и в полной мере дошедшей до нас является игра «Женитьба Терешки». Основное действие происходило ночью и обязательно в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.


Коляда

Досуг. Подготовительная группа.

        Воспитатель ГБОУ СОШ №2088, филиал №4 Алексеева Г.А. январь 2014)

Коляда – славянский праздник зимнего солнцеворота и одноимённое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря (месяц студень) Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами, по древним поверьям совпадающими с разгулом нечистых духов и ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру народа в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов во время празднований жгли костры, плясали вокруг них, пели песни.

        Цели:

-  Возвращение к истокам народных традиций, что помогает восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

- Изучение через фольклор жизни народа, духовного мира русского человека, его жизненного опыта.

- Развивать интерес к народной кукле, понимание её значимости в жизни славян, как обязательного атрибута древних обрядов.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами и выражениями: обереги, колядование, ряженые, кликать, святки, дарить-жаловать, козульки и др.

Предварительная работа: Рассматривание картин о праздновании Коляды, беседа об истоках славянских традиций и перерождении данного праздника в Рождество христово в христианстве, их общие черты и отличие.

Ход занятия:

- В помещении музея детского сада дети рассаживаются на лавки.

- Воспитатель рассказывает о происхождении слова «коляда», значении этого праздника и времени его проведения.

(Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен  праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой)

- Показ презентации об обряде колядования на Руси, рассказ о главных героях сего действа и их значении.

( Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой  древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Само слово «сочельник» происходит от сочива, зерновой постной каши на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
В этот день было принято прославлять благополучие дома и семьи (желали всего, «что хозяину нравно»). А для того чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. — крава).)

- Знакомство с народной куклами «Коляда» и «Коза», их значением и способом изготовления.

( С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляет собой дородную женщину, одетую во всё новое и нарядное. От её имени колядующие желают всем счастья и благополучия. В некоторых областях России колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. В других местностях куколку оставляли до следующего года как оберег дома. Кукла изготавливается из берёзового полена. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда выгоняет из дома нечистую силу.

Коза: В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла "Коза"’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. )

- Предлагаем детям поиграть в ряженых и поучиться колядовать.

- Дети наряжаются в костюмы ряженых , хозяев и гостей дома. Начинаем представление с запевки:

Не дуй, не вей, метелица. Коляда!

Не завевай дороженек, Коляда!

Я к мамке иду, веночки вью. Коляда.

От мамки пойду, венок разовью. Коляда!

Цветок упадет, слеза проплывет. Коляда!

А где венок — там ручеек. Коляда!

Коляда, Коляда!
 А бывает Коляда
 Накануне Рождества.
 Коляда пришла,
 Рождество принесла.

- Произвольный танец под песню «Коляда»

- После разрешения «Кличьте!» начинается восхваление двора и величание хозяев:

Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень по светлым вечерам,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана на дворе три терема стоят:
Первый терем — светлый месяц,
 Второй терем — красно солнце,
 Третий терем — часты- звезды.
Что светел месяц — то Иван-хозяин,
 Что красно солнце — то хозяюшка его,
 Что часты звезды — то детки его.

- Одаривание хозяевами «непростых гостей»

- Пожелания добра и богатства хозяевам за их щедрость:

(А дай Бог тому,
 Кто в этом дому!
 Ему рожь густа.
 Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
 Из зерна ему коврига;
 Из полузерна пирог.
 Наделил бы вас, господа,
 И житьем, и бытьем,
 И богатством...

В этих пожеланиях колядовщиков изображалась яркая и сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. В этот день крестьяне обычно говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков"
Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила» . В конце колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

У скупого мужика
 Родись рожь хороша:
 Колоском пуста,
 Соломкой густа!

Или:     На двор чертей; на огород червей!

Или:  Коляда-моляда,
 Уродилась Коляда!
 Кто подаст пирога —
Тому двор живота.
 Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!

И все же до выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными)

- Народные игры.

Славяне верили, что колядование отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол.

- Одаривание рождественскими козулями и окончание праздника.


Хороводы для праздника

Плетень

–   

Заплетайся, плетень.
Завивайся, труба золотая,

А росплетайся, плетень,

Розвивайся, камка золотая.

 

Уточка       (Во время пения цепочка проходила под руками двух водящих, стоявших петлей, то есть подняв руки. Последнего водящие задерживали, и он вставал за одним из них. Оставшийся последним утёнок становится водящим в другой игре) 


Шла утка по бережку,
Шла серая по крутому
Вела детей за собою:
 

Детоньки, берегитесь,
В петелькю не попадитесь!

Тетёрочка   (Игроки, обхватив друг друга за пояс, ходили цепочкой вокруг двух стоящих лицом друг к другу водящих под песню. Первый в цепочке старался разорвать руки водящих. Если это удавалось, он становился вместе со своим соседом на их место.)

–   

Шла тетёра,
Шла полевая.
Шла она лугом,
Вела детей кругом,
Напоршилась
И натопорщилась,
Кш-ш-ш –И полетела!

Капуста

–  

Вейся ты вейся, капустка,
Вейся ты вейся, белая (вар.: вилая),

–  

Как мне, капустке, не виться,
Как мне, вилой, не ломиться?
Был на капустку дождик,
Был на вилу частой мелкой.
Вил, вил я капустку,
Розвивал я белой клубышок,
Росплетал я шёлков поясок.

–  

Вейся, капустка, развивайся.
Оставайся один стебелек!
(при этом расплетались)

Уточка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение для детей дошкольного возраста «Коляда, коляда - растворяй ворота»

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 января начинались Святые дни, или Святки. По вечерам дети ходили по домам и пели ос...

Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"

интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....

"Коляда, коляда, открывайте ворота!"

Презентация и сценарий детского праздника....

Коляда, коляда, открывай ворота!!!

  В рождественские дни в подготовительной группе "Кот в сапогах" прошла интегрированная образовательная деятельность "Рождественские колядки".  Дети приняли участие в изготовлении кос...

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Развлечение  , которое поможет приобщить детей к народным истокам и традициям....

Конспект НОД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Коляда, коляда, отворяй ворота!"

Конспект составлен по ФГОС и прикреплено приложение с колядками, физминуткой и беседой....

Коляда-коляда

Прощание с ёлкой...