По сказкам Габдуллы Тукая
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сценарий праздника посвященного Габдулле Тукаю для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_skazkam_gabdully_tukaya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

« По  сказкам  Габдуллы Тукая»

Звучит  музыка. В зал заходят дети и поют песню  

« Тукай абый».

Ведущий: Исэнмесез балалар! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный дню рождению Габдулла Тукая.

Музыка.

В.: Дорогие ребята! После долгой зимы, когда наступает весна, мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая. Потому что он родился весной, 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Арского района. Отца Габдуллы Тукая звали Мухамедгариф, мать - Мамдуда. Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца у него умер папа, а в три годика умерла мама и Габдулла стал круглым сиротой. Трудно было мальчику без родителей.

Габдулла Тукай жил в деревне и люди, заботившиеся о мальчике прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться.. Габдулла рос смышленым, старательным ребенком, рано научился писать и читать. Он навсегда сохранил в сердце любовь к родному краю.

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Здесь он учится в медресе, изучает разные языки. Здесь же он начинает писать свои первые стихи.

Но в самом расцвете таланта здоровье Тукая резко ухудшается. Надеясь поправить свое здоровье, отправляется в казахскую степь - пить кумыс. Возвратившись в Казань работает в типографии, и несмотря на плохое самочувствие продолжал писать. Самочувствие Тукая с каждым днем ухудшалось. и в апреле 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он умер, когда ему было 27 лет. Родился весной и весной ушел из жизни.

Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик» и многих других воспитывалось не одно поколение. Многим из вас мамы и бабушки пели колыбельные, написанные Тукаем, рассказывали его сказки на ночь.

Ведущий: А теперь послушаем стихотворения « Забавный ученик»  на татарском языке.

Ведущий: Габдулла Тукай жил у одной бабушки. Видите у нас тут стоит красивый деревенский домик. В нем живет бабушка. Ребята, а как у нас бабушка переводиться на татарский язык? Эби

Бабушка: Кто меня зовет? А это же дети!

 Исэнмесез балалар! Хэллэрегез ничек?Я живу в этом красивом домике. Дети, посмотрите, что это ?

Сундук. Может откроем и посмотрим что там?

Бабушкин сундук хранит искусные изделия, славились они давно у народа моего.

(Бабушка показывает тюбетейку).

 Вот это тюбетейка.

Я калфак свой вышивала нитью золотой.

 (Бабушка показывает калфак). Вот татарский женский головной убор калфак.

Бабушка: Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Я знаю одну игру, которая называется «Тюбетейка».

Объясняет правила. Тюбетейку надо передавать друг- другу под музыку. Когда музыка закончиться, у кого останется тюбетейка, тот должен выполнить мои задания. 1- станцевать, 2- рассказать стих 3- спеть песенку.

Звучит музыка, входят Коза и Баран с мешком со словами: - Куда это мы попали?

Коза:  Дядюшка Баран, не праздник ли здесь?

Баран:  Ах какие же мы забывчивые, конечно праздник! Сегодня же день рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая!

Коза: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Мы пришли к вам в гости не пустыми руками, а вот с этим волшебным мешочком. Ребята, давайте-ка мы с вами вспомним сказки Габдуллы Тукая и сыграем в игру «Отгадай  сказку».

(из мешка достают гребень, топор, маску барана).

Гребень из какой сказки? «Су анасы»

Топор из какой сказки? « Шурэле».

Барашек из какой сказки? « Кожэ  хэм  бэрэн».

Ведущий: Ребята, а теперь давайте покажем ваши знания нашим гостям. Наши гости хотят послушать стихи, которые вы выучили.

Дети рассказывают стихи.

1. « Бала белэн кубэлэк»

2. « Безнен гаилэ»

3.  « Эшкэ ондэу»

Коза: Спасибо, ребята! И стихи знаете и чтите память поэта.

Ведущая: А сейчас  мы хотим показать отрывок из скази Г. Тукая.

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть, брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом болтать!

( Мальчик показывает эти движения. Появляется водяная)

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой

Космы чешет, продирает прядью тешется седой.

Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно

В озеро – бултых – нырнуло и ушло к себе на дно.

Мальчик:  Уф! Собрался духом. Выйду из листвы густой

Ой! На мостике забытой ведьмой гребень блещет золотой.

Кругом безлюдно, не зевай, да не робей.

Возьму его, давай бог ноги. Побегу село скорей.

(Звучит музыка, выходит Водяная и бежит за мальчиком).

Водяная  Не беги! Стой! Ты украл мой гребень, чудный гребень золотой.

Ведущая:  Знают все в лесах дремучих

Зверя разного не счесть

Волки есть и есть медведи

Лис разбойник рыжий есть.

Говорят, что в темной чаще

В непролазной хвойной мгле

Нечесть водится лесная –

Албасты и Шурале.

Кто же это – человечек?.

Джин, разбойник или призрак

Этот скрюченный урод?

До чего он безобразен,

Поневле страх берет!

Нос изогнут на подобие

Рыболовного крючка.

Руки, ноги – точно сучья

Устрашат и смельчака.

Он похож на человека.

Очень тонкий и нагой

Узкий лоб украшен рогом

В палец наш величеной.

У него же в пол аршина

Пальцы на руках кривых

10 пальцев безобразных

Острых, длинных и прямых.

( Под музыку входит Шурале)

Шурале: Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать.

Убиваю я зверей, людей, заставляю хохохать.

( Шурале заигрывается с детьми и убегает в лес. Под музыку появляется джигит.)        

Ведущая:   Как –то в ночь, когда сияя в облаках луна скользит , из аула за дровами в лес отправился джигит.

Вот он взялся за топор, тук да тук, деревья рубит, а кругом дремучий бор.

( Появляется Водяная)

Водяная :  Помогите, ограбили, обидели!

Джигит :  Да что с тобой, Водяная? Кто тебя обидел?

Водяная : Пока я купалась в озере мальчишка украл гребень и убежал от меня. Что мне делать?

Джигит :  Да не расстраивайся, я всех в округе знаю. Отыщем твоего обидчика. Но сначала мне надо дров нарубить, а ты сядь, подожди.

( Появляется Шурале)

Водяная : Стой, Шурале! Чего ты хочешь? Зачем джигита ты щекочешь?

Водяная :Ой! Не ладное творится в нашем сказочном лесу.

 Джигит  Не беспокойся Водяная, с Шурале я разберусь.( К Шурале )

 Хорошо , я поиграю. Только при одном условии. Видишь толстое бревно? Щель большая там видна, на другом конце бревна? Так держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна.

Ведущая:   На указанное место покосился Шурале

И джигиту не переча , согласился Шурале.

Пальцы длинные прямые положил он пасть бревна

Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?

Клин, заранее заткнутый выбивает топором.

Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком.

Вот и вылетел со свистом, толстый клин исчез во мгле

Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.

( От боли кричит Шурале)

Шурале: Отпустите меня на волю, много выгоды во зле.

Что за прок ты парень видишь в жутких муках Шурале.

Водяная : Поделом тебе досталось от джигита, Шурале.

Всех в лесу ты обижал, вот и сам в беду попал!

Шурале: Ой, простите, отпустите, со всеми буду в мире жить. С людьми и зверятами дружить!

( Из –за двери мама тянет мальчика)

Мальчик: Не хочу, не пойду!

Мама: А не хорошо ты поступил. Взял чужой гребень, отдай обратно!

Водяная :  Вот, вот, мой гребень золотой!

Мальчик:  Гребень вы свой возьмите, и меня прошу, простите.

Слово честное даю, чужого больше не возьму.

С той поры и научился, наконец, то я добру,

Есть хозяин или нету - я чужого не беру!

( Все герои выходят, строятся).

Ведущий:

Дорогие дети и воспитатели! Закончим  наш праздник песней « Родной язык» написанную на слова Г.Тукая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы любим сказки Габдуллы Тукая.

Образный язык Габдуллы Тукая помогает формировать у детей честность, правдивость, доброту, любовь к Родине....

НОД "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"

ЦЕЛИ: Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.Развивать логическое мышление.Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.Учить оъяснять...

Проект «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая»

 Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чте...

Мы любим сказки Габдуллы Тукая.

Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....

Мы учим сказки Габдуллы Тукая.

Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....

Проект по НРК "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"

Чем больше дети знакомы с творчеством татарских деятелей, чем выше интерес ребенка к их трудам, тем эффективнее у детей формируется познавательный интерес к татарской культуре, тем больше нравственных...

Проект "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"

Работа над проектом направлена на приобщение к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая, повышение интереса к книгам и сказкам...