«Закликание весны» Сценарий досуга для детей 5-7 лет
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Балюта Галина Михайловна

В старину на Руси был распространен обряд закликания весны. Люди верили, что кликание способствует приближению тепла и света. Поскольку взрослые, как правило, были заняты работой,  закликанием весны занимались дети. Они относились к этому делу очень серьезно и считали его таким же важным, как и работа взрослых.

Настоящий сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста, приобщает их к национальным «корням» и способствует воспитанию любви к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklikanie_vesny_soroki.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для детей 5-7 лет

«Закликание весны»

 

В старину был распространен обряд закликания весны. Поскольку взрослые, как правило, были много заняты на различных работах, закликанием весны занимались дети. 22 марта проводился народный праздник «Со́роки». Обряд сопровождался пением песен-веснянок или выкрикиванием специальных закличек, смысл которых – приглашение-призыв весны и птиц. Подразумевалось, что кликание способствует приближению тепла и света, пробуждению  жизненных сил природы и наступлению весны. Из теста выпекали фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Подобные печеньица назывались грачами, жаворонками или просто птичками. Дети подкидывали «жаворонков» вверх, бегали с ними, изображая полет птиц.

Цель

  • Воспитывать любовь к русскому народному художественно-эстетическому творчеству, приобщая детей к национальным «корням» в процессе знакомства с календарно-обрядовым фольклором

Оформление зала

  • Панно с изображением березок со скворечниками, летящих птиц, а также солнца, которое до времени прикрыто отодвигающимся облаком.

Атрибуты

  • Прутик с «жаворонком»
  • Свистульки
  • Трещотки
  • Расшитое полотенце
  • Испеченные из теста «жаворонки»

Все участники праздника наряжены:

Музыкальный руководитель (МР) и фольклорная группа (ФГ) –  в русские народные костюмы;

Девочки – в шубейки, юбки, сапожки, павлопосадские платки;

Мальчики – в шубейки, брюки, ботинки, легкие шапочки.

Звучат народные наигрыши (в записи), и дети заходят в зал и рассаживаются по местам. Играя на глиняных свистульках, стайкой входят 10 детей (ФГ). Направляющий ребенок несет на прутике жаворонка из теста. Группа выстраивается у центральной стены лицом к залу.

МР. Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется.) Рады видеть вас в добром здравии. Сейчас мы вам поведаем, как в далекую старину русские люди весну-красну встречали.

Закличка «Подай, Боже, ключик»:

(МР запевает, ФГ отвечает, вторит)

МР

ФГ

Подай, Боже, ключик!

Зиму замыкати,

Весну отомкнути.

Зима на возочке,

На одном полозочке.

Весна в челночке,

А лето в карете.

Подай, Боже, ключик!

Зиму замыкати,

Весну отомкнути.

Зима на возочке,

На одном полозочке.

Весна в челночке,

А лето в карете.

МР. А теперь давайте вместе позовем весну! (Закличка повторяется с участием всех присутствующих).

1-й ребенок. (Закликает, сделав ладони рупором.)

Весна, весна красная!

Вся ФГ.

Приди, весна, с радостью! (Выполняют земной поклон.)

С великой милостью! (Поднимают руки вверх.)

Со льном высоким! (Показывают руками.)

С корнем глубоким! (Показывают, приседая.)

С колосом сильным! (Встав, поднимают руки с растопыренными пальцами.)

Хлебом обильным! (Руками держат воображаемый каравай.)

МР начинает следующую закличку.

Закличка «Чувиль-виль-виль»

Чувиль-виль-виль!

Жаворонушки!

Прилетите к нам!

Принесите нам

Лето теплое,

Весну красную!

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела!

МР запевает.

ФГ подхватывает.

Подняв руки вверх, манят кистями.

Раскрывают-закрывают руки с поворотом корпуса вправо.

То же влево.

Делают притоп на слог «-ма».

То же на слово «хлеб».

2-й ребенок (говорком).

Весна-красна,

На чем пришла?

Вся ФГ.

На кнутике,

На хомутике.

Чувиль-виль-виль!

Жаворонушки-и! (на звук «-и» глиссандо вверх)

МР. Позовем все вместе жаворонушков! (Закличка повторяется с участием всех присутствующих).

МР. А теперь пора солнышко звать-закликать.

3-й ребенок (начинает закличку, сопровождая хлопками каждый слог).

Солнышко, покажись!

ФГ.

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети денек!

Выкрикивание сопровождается хлопками в ритме стиха.

МР. Позовем все вместе солнышко! (Закличка повторяется с участием всех присутствующих).

На центральном панно воспитатель передвигает облачко, открывая солнышко.

МР. Хорошо позвали! Услышало нас солнышко, засветило ласково. И птички к нам вернулись!

ФГ исполняет песню, подыгрывая на свистульках и трещотках.

Инсценировка песни «Летели две птички»

1. Летели две птички

Ростом невелички.

Припев: Ой, сад, виноград,

Зеленая роща.      – 2 раза

2. Как они летели –

Все люди глядели.

Припев.

3. Как они садились –

Все люди дивились.

Припев.

4. Как они вставали –

Крыльями махали.

Припев.

5. Как они прощались –

Крепко целовались.

Припев.

Поют, стоя шеренгой.

Два солиста – рослый мальчик и маленькая девочка – бегут по кругу перед шеренгой, помахивая руками.

Присев лицом друг к другу, солисты выполняют встречные хлопки.

Встав, солисты машут руками.

Держа руки за спиной, солисты имитируют поцелуи: 3 раза прикасаются одноименными щеками.

Солисты, помахивая руками, бегут в разные стороны и, встав по противоположным концам шеренги, кланяются.

МР предлагает желающим повторить инсценировку песни. Дети из ФГ становятся в пары с желающими.

Затем со всеми присутствующими проводятся игры.

Игра «Селезень утку загонял»:

Дети встают в круг. Выбирается мальчик-селезень. Он выбирает девочку-утицу, выводит ее на середину, а сам уходит за пределы круга. Дети с песней идут по кругу хороводным шагом. За пределами круга селезень движется противоходом. Время от времени, но не часто, он делает вид, что хочет пройти под руками детей в круг к утице. Дети слегка опускают руки, не прекращая движения. Утица скромно стоит в центре, глазами следя за селезнем.

С концом песни дети останавливаются и поднимают соединенные руки («воротики»). Селезень догоняет убегающую утицу. Дети ему препятствуют, а утице помогают. Если селезень догоняет утицу, то выводит ее на середину круга, целует в щечку, затем провожает до места в кругу и становится рядом.

При желании выбирается новый селезень.

1. Селезень утку загонял,

Селезень серу загонял:

– Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой!

2. У нас семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Игра «Тетерка»

Мальчики приглашают девочек и пары становятся колонной в середине зала. Первая пара образует «ворота». Вторая пара – направляющая. Дети с пением проходят за направляющей парой через ворота и идут в конец колонны. На слова «затворяй ворота» первая пара-ворота опускают руки, преграждая путь ближайшей паре. Эта пара «целуется» – дети 3 раза прикасаются одноименными щеками. Ворота открываются, игра повторяется.

Кри-кри-кри – тетерка шла,

Кри-кри-кри – за собой детей звала.

Кри-кри-кри – она маленькая,

Кри-кри-кри –  аккуратненькая.

Кри-кри-кри –  затворяй ворота,

Кри-кри-кри –  (говорком) целоваться пора!

В конце праздника повара вносят подносы с жаворонками из теста, поздравляют с приходом весны, желают здоровья и отдают подносы воспитателям. Дети уходят в группы. Во время чаепития воспитатели, раздавая печенье, говорит: «Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели».

Литература

1. Веретенникова С.А., Клыкова А.А. Четыре времени года. М.: Просвещение, 1971. 

2. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель» № 2 / 2008

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

4. Литвинов М.Ф. Русские народные игры. Санкт-Петербург, 2000. 

5. «Воспитание звуком», Рокитянская Т. А.. Учебное пособие. – Издательство "Академия Развития" , 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как Колобок весну встречал - сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий содержит множество стихов, а также достаточное количество сказочных персонажей, что дает возможность задействовать в постановке наибольшее количество детей группы. Литературный материал помог...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Снеговик Антошка и дети».

Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных проблем. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Чудотворца Николая – дети ждут, любят, величают!»

Образовательные задачи:- приобщать детей к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа на примере Дня Святителя Николая Чудотворца;  - расширить пр...

Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Жизнь замечательных детей»

Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Жизнь замечательных детей»...

Сценарий досуга для детей младшей группы "День защиты детей"

Сценарий досуга для детей младшей группы "День защиты детей"...