Иван Купала
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Нестерова Юлия Юрьевна

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Иван Купала»

Подготовила воспитатель

Нестерова  Ю.Ю.

Сухиничи, 2014 год

Цель: воспитание интереса к традициям русского народа через обрядовые праздники.

Задачи: знакомить детей с устным народным творчеством (заклички);

обогащать словарь детей при помощи фольклора;

воспитывать уважение к традициям своего народа.

Действующие лица: Иван, Марьюшка, Береза, Лесовичок, Кикимора, Водяной.

Праздник проводится на улице.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы собрались, чтобы отметить один из самых древних праздников. Праздник этот был приурочен ко дню летнего солнцестояния – 24 июля по старому стилю. В это время, обычно, когда уже темнело, наши предки славяне устраивали молодежные гуляния на берегу реки и жгли костры в честь языческого бога плодородия. С приходом христианства этот праздник не исчез из жизни русского народа. Теперь его связывают с именем одного из библейских пророков Иоана Крестителя. В наши дни этот праздник отмечается в ночь с 6 на 7 июля и называется Иван Купала.

Иван: все правильно, а теперь присаживайтесь, я вам расскажу об этом красивом празднике.

(дети садятся на лавочки, Иван рассказывает об истории праздника, фоном звучит русская народная мелодия.)

Иван: Праздник Ивана Купалы связан с именем святого Иоана Предтечи или Иоана Крестителя, а обряды – с огнем, водой и травами. Люди считали, что природные силы – огонь и вода оказывают влияние на плодородие. Подготовка к празднику начиналась заблаговременно: изготавливалось чучело Купалы, которое устанавливалось на возвышении. Накануне праздника чучелу преподносились угощения, вокруг него водили хороводы и пели песни. После праздника чучело сжигали, либо топили в каком –то водоеме. Песни на праздник  Ивана Купалы были слышны повсеместно. Пели их девушки, опуская в речную воду венки из трав с зажженными лучинами.

Пели много песен и во время прыжков через костер, в который добавлялись травы. Люди верили, что костер избавляет их от многих болезней. Молодежь и детвора, прыгая через костер, изо всех сил старались подняться как можно выше. Считалось, что самого ловкого человека ждет счастье.

Главным героем растительного мира в ночь на Ивана Купалу становился папоротник. Люди верили, что тот кто увидит как цветет папоротник найдет клад.

Дети с Иваном идут и поют песню «Ой, купаленка»

Ой, Купаленка – ночка маленька.

Я не спала, Петра ключи брала,

Зарю размывала, росу отпускала.

Роса медовая, трава шелковая,

Месяц увидал, ни слова не сказал.

Солнце увидало, ключи подбирало.

Иван: Где же Марьюшка? Вот ее венок лежит. А это что?

Дети: метла.

Иван: Что могло произойти?

Марьюшка(аудиозапись голоса): Иванушка несет меня Баба Яга за темные леса, за высокие горы в тридевятое царство, в тридесятое государство. Спаси меня, Иванушка.

Иван: Что же делать, как же быть? Нужно спасать Марьюшку! Но как найти дорогу в тридевятое царство? (Думает). Я знаю, как быть. Ведь сегодня праздник Ивана Купалы. Кто в этот день папоротник найдет, да цветущим сорвет, сможет загадать желание. Давайте найдем цветок, и он исполнит наше желание: освободит Марьюшку от коварной Бабы Яги. Только найти его не так просто, нам могут помешать злые силы. Цветок охраняют русалки, Кикиморы, Водяные, Лешие лесные. Придется преград немало пройти, и даже если мы справимся, то нужно быть готовым к тому, что все наши старания могут оказаться напрасными: цветок папоротника распускается всего лишь на миг, и в это самое мгновение надо успеть его сорвать. Вы готовы?

Дети: Да.

Иван видит ленточку привязанную к березке

Иван: Посмотрите, ребята, это Марьюшкина ленточка на березке. Давайте попросим березку помочь нам, подсказать дорогу туда, где растет волшебный цветок папоротника.

Дети: березка, помоги, пожалуйста, нам отыскать волшебный цветок папоротника.

Береза: детушки, ребятушки, на Ивана Купалу в старину деревья украшали разными ленточками. Завязывая их, загадывали желание. Украсьте меня, и я расскажу вам дорогу в тридесятое государство, где растет папоротник.

Иван: Конечно, мы тебя с ребятами мигом нарядим. Да еще и хоровод вокруг тебя поводим.

Дети под русскую народную песню «Во поле береза стояла» водят хоровод вокруг березки и наряжают ее.

Береза: ребятушки, позабавили вы меня. Вот вам подарочек – березовый венок, он путь дорогу укажет, от злых сил защищать вас будет.

Игра «Венок»

Двое детей берутся за руки и, держа венок, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют песню.

Березка девочек кричала, к себе призывала:

- Идите, девочки на луг гулять,

Зеленые веточки завивать.

- Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки не завьем.

- Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веточки совьюсь.

Завьете венки зеленые –

Станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, надевают одному из участников на голову венок и произносят: « Веночек – венок, спрячься в теремок». После этого участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают «горячо – холодно». Кто первым найдет венок, забирает его себе.

Береза: Нелегко заветный папоротник найти. Только смелым да умелым откроется заветный цветок. Как найдете его, быстрее срывайте да желание свое загадывайте, чтобы Марьюшка вернулась. А теперь идите прямо к избушке Лесовичка. Счастливого пути!

Дети под музыку отправляются в путь.

Лесовичок: Здравствуйте, гости дорогие! Куда путь держите?

Дети: Идем искать волшебный цветок папоротника, чтобы спасти Марьюшку.

Лесовичок: Запасайтесь храбростью и отвагой: сорвавшего цветок будет преследовать нечистая сила и всячески попытается напугать и отобрать чудесный цветок. Открою вам один секрет: боится нечистая сила лечебной травы. Если отгадаете мои загадки, я вам дам в дорогу разгадку, чтобы вы ничего не боялись.

  1. Какой цветок носит

И женское, и мужское имя?

Дети: Иван – да – Марья.

  1. Он сорняк, он цветок

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик

Вспомню желтый…

Дети: Одуванчик.

  1. Шарик нежно голубой,

Хоть колючий, но не злой

И в букете он не плох. Кто такой?

Дети: Чертополох

  1. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен.

Листочки сорваны, помяты.

Что вдыхаешь? – запах…

Дети: Мяты.

  1. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Дети: Подорожник.

Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. В старину в Иванов день собирали травы и цветы, высушивали и хранили, считая их целебными. Дымом этих трав окуривали больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предотвратить дом от удара молнии. На Ивана Купали девицы плели венки из семи трав. Вот и вам от меня в подарок такие веночки. Они будут вам помогать во время пути.

Дети надевают венки.

Ведущий:

Иван Купала – известный нам праздник,

И вечеров все соберутся к костру,

Давайте поздравим друг друга с Купалой,

Чтоб лето сложилось еще веселей.

Ведь этот праздник – только начало

Теплых и радостных дней.

Лесовичок: А чтоб сильными стать,

У костра силы надо взять.

Купальский огонь как и вода,

Несет заряд здоровья и сил.

Игра «Перепрыгни костер».

Дети встают в колонну и перепрыгивают друг за другом через импровизированный костер, не задевая «пламени». Пока один игрок не прыгнет, другому прыгать не разрешается.

Слышится голос Кикиморы:

Никогда вы цветок не сыщите, пока все обряды не совершите!

Я – Кикимора лесная,

Я – колдунья деловая!

Делать пакости люблю;

И лягушку, и змею положу я на обед

Вам вместо булок и конфет.

Я испортить праздник рада –

Лучше ничего не надо!

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купалы – обливай кого попало.

Выбегает Водяной и вместе с Кикиморой они стараются облить детей из водных пистолетов. Дети от них убегают.

Кикимора: Ох, как славно поиграла –

Подобрела я немало.

И растрогалась совсем,

Что кого – то, может, съем.

С Водяным мы вам покажем,

Всех поймаем, скрутим, свяжем! (Замахивается метлой.)

Иван: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну – кА, посмотрите!

 Дети снимают веночки и держат перед собой двумя руками.

Кикимора (дрожит): ой, ой, боюсь – боюсь.

Водяной (дрожит):

Уберите их отсюда,

Как бы не было нам худо…

Мы не будем вам мешать,

С вами будем мы играть.

Иван: Ну так и быть, оставайтесь и показывайте нам свои игры.

Игра «Горелки»

Участники встают парами друг за другом, перед ними, на расстоянии двух – трех шагов, становится водящий. Затем играющие нараспев произносят текст:

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле:

Ходят грачи, да едят калачи.

Птички летят, колокольчики звенят!

Раз, два, не воронь. Беги, как огонь.

После слов «Беги, как огонь» последняя пара бежит вдоль колонны к «горельщику» и пытается взяться за руки перед ним, прежде чем он поймает одного из них. Если им это удается, они встают перед первой парой, а горельщик снова водит, если нет – водящий встает в пару с пойманным, а тот кто остался один «горит».

Во время игры водящий не может оглядываться и смотреть по сторонам, но при этом, ему достаточно просто дотронуться до него рукой, «запятнать». Когда пара выбегает вперед «горельщика», она уже не может убежать обратно, к колонне. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не доберутся до «горельщика».

Кикимора: Да, смелые вы да ловкие. А какую игру вы знаете? (дети играют с Кикиморой в игру «Заря».)

Кикимора: вами я, друзья, довольна

Смельчаки и храбрецы,

Удаль, ловкость показали!

Все сегодня молодцы!

Водяной: Купаться в Иванов день – обычай всенародный. Я тоже купаться хочу.

Игра «Пятнашки с водой»

Иван: Кикимора, Водяной, хватит уже в игры играть! Нам надо еще успеть папоротник найти, пока он не распустился.

Водяной:  слушать ничего не хочу, хочу танцевать. Вот если сможете меня танцем развеселить, тогда я еще подумаю, пропустить ли вас к волшебному цветочку.

Дети водят хоровод под русскую народную мелодию «По малину в сад пойдем».

Водяной: Ну, молодцы! Давненько я так не веселился. Вот держите- это вам за старания. (Протягивает обычный цветок.)

Дети: Это не папоротник.

Водяной: Ищите тогда сами. Ищите, да не заплутайте в дремучем лесу. Дети ищут цветок папоротника: рассматривают цветы, травы, растущие на участке.

Ведущий: как Иванова ночь наступает,

Снова папоротник здесь зацветает.

К кладу нам откроет путь тот цветок,

Только нам бы не уснуть в тот часок.

Клады волшебные в нашем лесу,

Ноги промочим с тобой о росу.

Коль увидишь огонек с лепестка на лепесток,

Этот путь запоминай, к кладам он, ты так и знай.

Иван: Водяной, Кикимора! Мы свами в игры поиграли, теперь настал наш черед игры придумывать.

Водяной: Мы согласны играть хоть до утра, лишь бы вас к папоротнику не пустить.

Иван: Поиграем в игру «Прятки». Прячьтесь как можно лучше, а дети вас будут искать. (Водяной и Кикимора прячутся.)

Иван: Дети, скорее идемте искать папоротник. (Дети находят цветок, в это время выбегают Водяной и Кикимора).

Кикимора (уговаривает): отдайте нам цветочек, а мы вам конфет целый меок дадим.

Иван: Ребята, скорее становитесь вокруг папоротника и загадаем наше желание. (Дети образуют круг, звучит волшебная музыка, Иван срывает цветок, нечистая сила убегает в лес.)

Выходит Марьюшка: Спасибо ребята и Иванушка, что спасли меня. Вы нашли цветок, а то значит, что мы теперь найдем клад

Марьюшка:Ой, Купаленка – ночка маленька.

Я не спала, Петра ключи брала,

Зарю размывала, росу отпускала.

Роса медовая, трава шелковая,

Месяц увидал, ни слова не сказал.

Солнце увидало, ключи подбирало.

Иван: ребята, смотрите, что это такое?

Марьюшка: да ведь это клад за все ваши старания – ларец с угощениями! Иван и Марьюшка угощают детей конфетами из ларца.

Иван: удался сегодня праздник на славу,

Устроил нам Иван Купала забаву!

Марьюшка: Были и волшебство и загадки,

И с нечистой силой прятки.

Но преодолев и страх и лень,

Отыскали мы папоротник в Иванов день!

Иван и Марьюшка провожают детей до группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "ИВАН КУПАЛА"

Фольклорный летний праздник "Иван Купала" был проведён в конце июня прошлого года....

Сценарий праздника Иван купало ДОУ

Сценарий праздника Иван купало ДОУ, разработка представлена на старший дошкольный возраст, соответствует требованиям ФГОС, может быть интересна как для опытных педагогов так и для молодых специалистов...

Презентация на тему: "Иван Купала"

Иван Купала  - один из главных   праздников календаря славян,  совпадающий с Рождество Иоанна Крестителя. Ивановская ночь по народному поверью была полна чародейских явлений. ...

Летнее развлечение "В гостях у Водяного на праздник Иван-Купала"

На Ивана на КупалуСмеха, радости немало.С песней водит хороводыПод берёзками народ,И на землю, и на водыСолнце щедро свет свой льёт!Праздник света, праздник света!Золотая горка лета!...

«Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе)

Сценарий летнего праздника, посвящённого Ивану Купала.Цель: формировать интерес к народной культуре.Задачи:1. Знакомить с обычаями народного праздника Иван Купала.2. Развивать интонационную выразитель...

Сценарий Иван Купала

Сценарий летнего развлечения на улице "Иван Купала" с обливанием водой...

Сценарий праздника "Иван купала"

Данный сценарий был реализован и имел успех у детей....