"Почемучки" интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

1 тур городского интеллектуального конкурса "Почемучки" проходил на базе нашего детского сада. Цель конкурса активизация деятельности ДОУ по развитию творческих и  интеллектуальных способностей каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

проведения 1-го тура интеллектуального конкурса «Почемучки»

Место проведения: МДОУ «ЦРР – д/с № 178» г. Магнитогорска

             

Дата проведения:10.03.2015

Цель: активизация деятельности ДОУ по развитию творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка, умения общаться.

Задачи конкурса:

- выявление интеллектуально способных детей дошкольного возраста, поддержка и содействие развитию их способностей;

- создание благоприятных условий для реализации возможностей развития познавательных и творческих способностей дошкольников;

- повышение качества дошкольного образования в плане подготовки детей к обучению в школе;

- обмен педагогическим опытом коллективов ДОУ по интеллектуальному развитию старших дошкольников.

Персонажи: ведущий, персонаж –   Бяка.

                                                   Ход мероприятия

Зал оформлен согласно тематике мероприятия.

Звучит отрывок из песни «Почемучка». Проходит парад участников.

Ведущая

- Кому нравится учиться,

Кто не думает лениться,

Кто упорством знаменит.

Дружным, любознательным,

Добрым и старательным

Путь сюда всегда открыт!

- И вот сегодня вы на конкурсе  у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Её начинать нам настала пора!

- Приветствуем участников конкурса! Команда детского сада № 20, команда 173  и 85 детского сада, ребята 178 и 18 дошкольного учреждения, дошколята из 71 и 15 д/с!

- Собрались мы сегодня с вами на конкурс «Почемучек», чтобы показать свои знания и умения.

Пора увидеть, пора узнать

Героев дня – участников турнира!

Доверено которым ныне,

Себя и сад свой представлять,

А в будущем страну – в турнирах мира!

Итак, ура – участникам турнира!

Ведущая

1- й тур мы начинаем, двери в конкурс открываем.

Конкурс занимательный, будьте все внимательны.        

Здесь вам нужно постараться,

Быть серьезным, не играться.

Размышлять и рассуждать,

Все задания выполнять.

Победы, а не пораженья,

Желаем всем без исключения!

Прошу всех садится, занять свои места за столами.

Звучит веселая музыка (песня Бяки).

Вбегает Бяка.

Бяка

- Что я слышу, конкурс! У вас конкурс красоты? Я тоже буду в нем участвовать, я самая красивая Бяка на свете!

Ведущая

- Так ты Бяка! Здравствуй, Бяка, приятно познакомиться! Только у нас не конкурс красоты, а интеллектуальный конкурс, тема которого «Юные исследователи»

Бяка

- О, я тоже исследователь! Особенно люблю исследовать карманы на наличие конфет! А ну, показывайте свои карманы!

Ведущая

- Бяка, ты все неправильно поняла. Наши ребята исследуют не карманы, а природные объекты и проводят с ними опыты, поэтому они и называются – «юные исследователи».

Бяка

- Я тоже умею проводить опыты!

Ведущая

- Ну, ты прямо мастер на все руки. Ты или иди, куда шла, или, если тебе интересно, оставайся и сиди тихонечко. Я думаю, тебе будет интересно.

Бяка

- Хорошо, я буду сидеть очень тихо.

Ведущая

А мы, ребята, с вами начинаем наш конкурс и приступаем к выполнению первого задания.

Внимание! Все задания сегодня будем начинать по сигналу «Раз, два, три - начни!», а по звуковому сигналу (звучит сигнал) – сразу закончить выполнение задания.

Повернитесь к своим столам, сядьте удобнее.

Первое задание: Вам нужно быстро и правильно ответить на вопросы взрослого, сидящего за вашим столом. Правило – отвечать по цепочке, не подсказывать, ждать своей очереди. Задание понятно? (Ведущий повторяет задание). «Раз, два, три - начни!».

1. Блиц-турнир  (время 2 мин.).

Бяка

- Ох, вы такие молодцы! Я бы никогда не ответила на такие сложные вопросы. Зато я могу показывать опыты. Смотрите, во мне есть воздух.

Бяка надувает шарик и дает ведущему, шарик  улетает.

Ведущая

- Эх, ты, Бяка! Ребята, давайте мы сами превратимся в шарики, в разноцветные, озорные!

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».

- Надуваем шарик (показывает), широко разводим руки в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно сводим руки, соединяя ладони перед грудью и выдуваем воздух – ффф.

«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши.

«Из шарика выходит воздух» - произносим: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

Молодцы, мои шары

Были очень хороши!

Ведущая 

А сейчас я представляю вам ещё одну команду нашего конкурса – команду

справедливого и объективного жюри, которой придётся сегодня принимать

непростые, но очень важные решения.

(представление членов жюри):

- заведующий д/с № 171 – Мартынова Галина Петровна;

- заведующий д/с № 71 – Фокина Ирина Рашитовна

- заведующий д/с № 15 – Крутова Марина Владимировна.    Поприветствуем!

Ведущая 

Продолжаем наш конкурс. Приступаем к выполнению второго задания.

Называется оно «Проблемная ситуация». Готовы?

Итак, внимание! Вам необходимо найти как можно больше вариантов использования предмета. А какого предмета, вам скажет взрослый, сидящий за вашим столом. Задание всем понятно? (повторяет). «Раз, два, три - начни!»  

2. Проблемная ситуация  (время 3 мин.).

Ведущая 

Ребята, есть у меня одна знакомая птица Галка. (Слайд 1) Как-то летала она целый день, и захотелось ей пить. Увидела она на подоконнике кувшин с водой и решила попить. Но в кувшине воды было меньше половины, а шея у галки короткая, не могла она дотянуться до воды. (Слайд 2). Но не зря же галка была умная! Что она придумала?  Как ты думаешь, Бяка?

Бяка: Я не знаю.

Ведущая 

Галка стала кидать в кувшин маленькие камушки (Слайд 3). Умная птица столько накидала камней, что  вода поднялась, стала выше (слайд 4). Камни заняли место воды. Понятно тебе, Бяка?

Бяка:

Понятно! Вот так  Галка! Умная птица, не то, что ваши ребята!

Ведущая

 А вот и неправда! Наши ребята самые смышленые, умные. Настоящие маленькие ученые. Вот сейчас они тебе это докажут. В лаборатории профессора Почемучкина (слайд №5)  перемешались все схемы опытов. Какой же он рассеянный. Но мы то с вами можем ему помочь. Правда, ребята? Это и будет ваше следующее задание. Нужно из предложенных вам картинок составить схему опыта с правильным результатом. Повторяю задание (повторяет). «Раз, два, три - начни!»  (время 1 мин.)

3. «Составь опыт»  (1 мин.)

Ведущая 

Молодцы, дошколята,

Вы -  смышлёные ребята!

Вот и с третьим заданием справились! Помогли рассеянному профессору.

 А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем.

Бяка, у тебя есть любимая игра?

Бяка: Конечно, есть. Ребята, вставайте возле стульчиков, я буду показывать движения, а  вы повторяйте за мной. (музыкальная игра «Пяточка –носочек»)

Бяка: Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.

Ведущая 

Бяка, может, ты поможешь нам выполнить следующее задание.

Бяка: Конечно, помогу!

Ведущая 

Вот волшебный сундучок (показывает сундучок)

Крепко заперт на замок.

Сундучок мой просто клад

В нём следующее заданье для ребят!

Если ключик подберём

В миг замок мы отопрём  

А замок-то не простой,

А замок-то с хитрецой!

Вот банка с водой. На дне лежит ключ. Нужно достать ключ не замочив руки. Ты поможешь?

Бяка

Ох и сложное задание. Но я попробую. Из чего обычно делают ключи?

Ведущая

 Из металла.

Бяка

Правильно! А это значит….?

Ведущая

Что это значит, Бяка?

Бяка

А это значит… нам пригодится то, что лежит у меня в кармане.

Ведущая

А что лежит у тебя в кармане?

Бяка

Магнит! С его помощью мы достанем ключ не замочив руки, потому что магнит притягивает металлические предметы (демонстрация опыта).

Ведущая

Молодец, Бяка! Теперь я вижу, что ты настоящий исследователь.

Теперь сундучок  наш,

1,2,3, ты заданье покажи.

Из открытого сундучка ведущая достает листочек с заданием

Ведущая

А вот, ребята, и ваше задание  «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА». Готовы?  Надо поставить цифры под картинками по порядку – «что сначала, что потом». Задание понятно? (Ведущий повторяет задание). Раз, два, три – начни!

4. «Логическая цепочка»  (время 2 мин.)

Ведущая:

Вы не сколько не ленились, добросовестно трудились.

А теперь чтоб не скучать, предлагаю поиграть.

Я предлагаю игру «Похлопаем-потопаем или умная «шумелка»! Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом немножко пошуметь. Как же в неё играть? А вот так. На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, отвечаете -«Нет!», и топните ногой. Вы уже готовы к игре? Начинаем!

Загадок много в этой книжке….. Правильно?

Волк удирает от зайчишки? Правильно?

Один, конечно, больше двух…. Правильно?

 Умеет куковать петух… Правильно?

 Есть два крыла у самолёта… Правильно?

Опасно бегать по болоту… Правильно?

Тебе уж больше семи лет… Правильно?

Страшнее кошки зверя нет… Правильно?

 На дубе жёлуди растут… Правильно?

 Зимою ландыши цветут… Правильно?

Бульдозер быстро роет ямы… Правильно?

Летать умеют обезьяны… Правильно?

Днём светит солнышко, а по ночам- луна… Правильно?

 Боится в воду лезть утёнок… Правильно?

Умеет хрюкать поросёнок… Правильно?

Есть в слове бочка буква У… Правильно?

Мычит мышонок громко: МУ!... Правильно?

Молодцы!

Ведущая:  

А сейчас, конкурс капитанов,

Вожаков и атаманов.

Наступил их звездный час,

Так поддержим их сейчас!

Капитаны команд, следующее задание для вас. Кто капитан в команде, поднимите руки. Слушайте внимательно. Вам нужно будет из предложенных предметов выбрать 4 предмета, которые не тонут. Всем понятно? Другие члены команд не подсказывают, не мешают капитанам. Повторяю задание.

Готовы? 1,2,3 – начни!

5. «Конкурс капитанов»  (время 1 мин.        )

Ведущая:  

Что ж, меня вы удивили, на напрасно вас учили. А сейчас мы посмотрим, какие предметы нужно было выбрать, а вы сможете проверить себя. Бяка, помоги мне (демонстрация опыта с водой и предметами). Я опустила все предметы в воду, посмотрите.  Вот мы с вами увидели, что не тонут предметы которые легче воды

Бяка

А вот скажите мне, если тяжелые металлические предметы тонут, почему не тонут железные корабли?

Ведущая

Потому что в них есть воздух, а он делает предметы легче воды.

Ребята, скажите, как называют тех кто служит на корабле (моряки), а как называют тех, кто ждет их на берегу (морячки). Выходите моряки и морячки! (танец детей д/с №178)

Бяка

А я тоже люблю танцевать. Ребята давайте станцуем все вместе (флешмоб на песню «Барбарики»)

(Если остается время то предлагаем детям посмотреть мультфильмы «Лаборатория клоуна Димы» продолжительностью 2 мин, всего 4 мультфильма)

Весело играли и немножечко устали. Занимайте свои места.

Все немножко посидим и мультфильмы поглядим.

Ведущая:

Мы на конкурсе сегодня

Славно время провели.

А теперь жюри попросим,

Чтоб итоги подвели.

Жюри 

- Мы немного пошептались, не спеша, посовещались.

И решили без прикрас – вы, ребята, просто класс!

Конкурс очень интересный,

Баллы заслужили честно!

Всем вам слава и почет

Оглашаем мы итог!

Жюри оглашают итоги конкурса.

Награждаются участники турнира грамотами и сладкими призами.

  1. Лучший детский сад – 1-е место.
  2. 2-е и 3-е места.

3.Участник, победивший в личном зачёте среди всех участников конкурса.

  1. Участники, занявшие 2-е и 3-е места в личном зачёте среди всех участников конкурса.
  2. Активное участие в конкурсе.

Наш конкурс закончился. Приглашаем всех участников на финальный парад.

Звучит песня «Почемучка».

Дополнительные игры:

Бяка:

Эй, ребята, быстро в круг! Предлагаю поиграть, чтобы удаль показать. (музыкально-ритмические игры  «Если нравится тебе, то делай так», «Кукла неваляшка)