Богатыри земли русской
методическая разработка (средняя группа) по теме

Виролайнен Екатерина Александровна

Давным  давно на Руси были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. На славян часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень сильные, храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки, былины. Жили среди Русичей богатыри – защитники Родины в древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_dosug_tekst.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг « Богатыри земли русской»

Цель: Приобщение семьи к русскому историческому наследию, воспитание детей на примерах доблести и чести, способствующих формированию патриотизма, расширению кругозора.

Задачи:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былинах, о былинных героях- Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёши Поповиче.
  3. Классификация видов боевого оружия (былинного и современного).
  4. Закрепить умение отгадывать загадки, использовать пословицы и поговорки в активной речи.
  5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  6. Формировать эмоциональную отзывчивость при показе кукольного театра.

Активизация словаря: богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, русичи, былины, меч, булава, палица, секира, кистень, копье, лук и стрелы, ножи, кинжал.

Предварительная работа.

  1. Чтение былин.
  2. Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Богатыри».
  3. Заучивание пословиц о смелости, отваге.
  4. Разучивание стихов о Родине.
  5. Рассказывание сказок.
  6. Постановка танцев.
  7. Изготовление кукол из папье-маше: Соловья Разбойника, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича, путеводного камня.

Оборудование: репродукция «Богатыри», карточки с изображением оружия богатырей и карточки с изображением современного оружия, костюмы богатырей (детские), канат, речка, камни, лес, камень на распутье.

 

Дети входят в зал под русскую народную песню « Камаринская»

Сегодня мы собрались в зале,

И в этот праздничный денек

Мы вспоминаем тех, кто воевал, кто нам отечество сберег.

Кто не жалел ни сил, ни жизни,

С врагом сражался как герой,

За нашу родину Россию,

Отважно шел на смертный бой.

Стихи о Родине.

Нет края на свете красивее,

Нет Родины в мире светлей!

Россия! Россия! Россия!

Что может быть сердце милей.

Кто был тебе равен по силе?

Терпел поражение любое.

Россия, Россия, Россия-

Мы в горе и в счастье с тобой.

Россия! Как синюю птицу

Тебя бережем мы и чтим,

А если нарушат границу,

 мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили-

« А чем дорога Вам страна?»

Да тем, что для нас Россия,

Как мама родная она.

Россия – как из песни слово,

Березок – юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

(садятся на места)

Давным  давно на Руси были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. На славян часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень сильные, храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки, былины. Жили среди Русичей богатыри – защитники Родины в древности.

Стихотворение « Богатырь»

Богатырь силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю от злобных басурман

Он силой доброю богат

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей.

Ведущий: Богатыри, как  пограничники охраняют родную землю, смотрят не собирается кто – либо напасть на Русь…

Под былинную музыку входят 3 богатыря и исполняют танец «Богатыри на конях»

(дети останавливаются в середине зала, около ширмы театра, рядом стоит камень на распутье трех дорог)

Театр:

Звучит песня « Соловей Разбойник» ( на ширме появляется кукла из папье- маше «Соловей Разбойник»), после песни ребенок читает слова из былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Я Илья – Муромец..

Сидел Соловей – разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей – разбойник, да  по-соловьиному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди – все мертвые лежат.

Но срубил я ему буйну  голову,

Говорил при том таковы слова:

Тебе полно свистать по соловьему,

Тебе полно кричать по звериному,

Тебе полно стращать малых детушек.

Звучит песня « Змей Горыныч»( на ширме появляется кукла из папье-маше «Змей Горыныч») после песни ребенок читает слова  из былины « Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Я Добрыня Никитич…

Поехал я к славной речке-

Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

Ай Змеище, до то Горыныще.

Говорит то Змеище таковы слова:

« а теперь Добрынюшка, ты в моих руках,

Я тебе в полон возьму,

Захочу – сожгу, захочу сожру…»

Изловчился я, ударил Горынище

Ан упал – то змей на сыру землю, на сыру землю – на ковыль траву.

Запросил пощады, душегубище.

Звучит песня « Тугарин Змеевич» ( на ширме появляется кукла « Тугарин Змеевич») после песни ребенок читает слова из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Я Алеша Попович..

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

И что сам он трех саженей росту,

Конь под ним, как лютый зверь,

Изо рта пламень пышет.

Из ушей дым столбом – все боятся лютого,

Как хлестнул я его по голове,

Как упал он на сыру землю, то вскочил я ему на чёрну грудь,

И отрезал ему голову прочь ,и сказал:

« По грехам твоим Змеевич, все учинилось»

Все вместе: На дальних заставах

                Мы Русь охраняем,

                Коварных врагов

                От границ отгоняем

(кланяются и уходят на места)

Ведущий: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень. На нем написано:

« Пойдешь направо – деньги и слава,

 налево пойдешь – в чисто поле попадешь,

двинешься прямо – ждёт опасность и богатырская слава.»

Ведущий: Так какую мы с вами выберем дорогу? (прямо)

Задание № 1

Для начала разомнитесь, по веревочке пройдитесь

Соступать с не нельзя, пропасть ждет Вас там друзья

(вам нужно пройти по канату, руки на пояс и не сойти с него)

Задание №2

А сейчас давайте вспомним пословицы о богатырях, смелости, отваге.

  1. Тот герой, кто за Родину горой.
  2. Богатыря узнаешь на поле брани.
  3. Кто смел, тот на коня сел.
  4. Сам погибай, а товарища выручай.
  5. Жить – Родине служить.
  6. За край свой насмерть стой.
  7. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  8. С родной земли умри – нисходи
  9. Счастье Родины – дороже жизни!
  10. Не тот герой. Кто награды ждет, а тот герой, кто за народ идет.

Задание № 3

Вот нам на пути попалась речка, а мост через речку сломал Соловей Разбойник, поэтому вам надо перейти через речку по камушкам, незамочив ноги.

Все преграды покорились,

Дальше в путь мы все пустились,

Но, увы, не тут- то было,

Вихрем все тут закружило.

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи,

Но, ребята, не зевайте

 И оружие скорей называйте.

Игра « Назови богатырское оружие и современное»

Ведущий: Вот и кончились страданья

                Да большие испытанья!

                И с победою желанной

                Едут витязи домой.

                Славит их народ честной!

                А красавицы девицы

                Петь большие мастерицы,

                Их встречают у ворот  и заводят хоровод.

Хоровод « Во поле березка стояла» (исполняют девочки)

Ведущий: Вот какие защитники – богатыри жили на Руси.

        А кто в наше время защищает Родину? (солдаты, моряки,   пограничники)

Пограничник на границе

Нашу землю стережет.

 Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ.

Наши летчики -  герои

Небо зорко стерегут,

Охраняют мирный труд.

Наши летчики -  герои.

Танец  «Самолетики»

Ведущий: А солдатом чтобы стать

                Нужно многое узнать;

                Быть внимательным, умелым

                Очень ловким, сильным, смелым.

Игра  « Сигнальные флажки» (воспитатель поднимает флажок определенного цвета, дети выполняют соответствующие движения: голубой - хлопать, зеленый – ногами топать, желтый – молчать, красный – ура кричать.)

Ведущий: А теперь проверим вашу смекалку. Отгадайте загадки.

Кто ребята на границе нашу землю стережет.

Чтоб работать и учиться мог спокойно наш народ (пограничник)

Он готов в огонь и в бой защищая нас с тобой.

Он в дозор идет и в град, не покинет пост…(солдат)

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет

Человек им управляет, что такое …(самолет)

Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут ( танк)

Ведущий :Молодцы ребята, все загадки отгадали. Солдаты Российской армии хотят мира, а не войны.

Родина! Отечество! Святое!

Перелески. Рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое

Голубые от луны стога.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым-

Землю ту, что Родиной назвали

Коль, придется, сердцем защитим

Чтоб не случилось с моею страной

Буду гордиться лишь ею одной

Станем на стражу порядка и чести

Будем верны мы Отечеству вместе.

Песня и танец о Родине « Вместе вся Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри земли Русской.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...

итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада

В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....

Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"

Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....