Русь принимает гостей
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мамонова Любовь Викторовна

фольклорный итоговый праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

           Фольклорный  праздник для детей подготовительной группы

               «Русь  встречает  гостей»     или  «Русские  посиделки».

Цель:

Формирование представления о традициях русского гостеприимства.

Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях русского народа; представить Русь музыкальную, жанр русской народной песни, частушки, пляски, хороводы.

Развивающие: развивать у ребёнка интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие  способности, фантазию, эстетический вкус; развитие чувства дружбы и взаимопомощи; совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями  и обычаями русского народа, как ходили в гости, как принимали гостей; знакомство с русской избой, со старинной утварью; разучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; знакомство с русским национальным костюмом. Разучивание  русских народных песен, частушек. Проведение русских народных игр, хороводов, танцев. Знакомство с русским народным творчеством.(Лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Оборудование : «Русская изба» с предметами быта, русский народный костюм, деревянные ложки и т.д.

(Дети,  все в русских народных костюмах, находятся за кулисами…)

Ведущие в русских сарафанах встречают гостей.

Ведущий 1: 

Чем дольше в будущее смотрим,

 Тем больше прошлым дорожим,

 И в старом красоту находим,

 Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2: 

Россия – Мать! Тебе

 В веках ты видела немало,

 Когда б ты говорить могла,

 Ты многое бы рассказала.

Ведущий 1:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Ведущий 2:

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущий 1:

Разойдись честной  народ – красна девица идёт.

Ведущий 2:

Красна девица идёт и молодчика ведёт.

(Дети выходят под музыку из-за кулис…)

«Круговая пляска» (участвуют все дети, после танца садятся на места )

Ведущий 1:

Издавна русский народ называли  - «гостеприимным», потому что с уважением, любовью и заботой встречали гостей.

Ведущий 2:

Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклонами, хлебом-солью и говорили:

-«Пусть моя изба красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!»

Ведущий 1:

Народная мудрость гласила:

- Умей в гости звать,  умей и угощать.( Святослав    )

- Что есть в печи – всё на стол мечи.   ( Богдан       )

- Где щи да каша, там и место наше.  ( Анна Львова )

- Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.(Тимофей )

Выходят девочка и мальчик в русских костюмах и с хлебом-солью.

( Лиза Гр. И Миша М.  под музыку проходят по залу и встают перед гостями…)

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

(Дети вместе с ведущими кланяются гостям и хлеб ставят на стол.)

Ведущий 1:

Мы рады видеть вас на нашем празднике.

Ведущий 2:

Русский дом всегда славился гостеприимством.

- Как вы понимаете слово  «гостеприимство» ?

    (Ответы детей  - Это значит гостей принимать…)

Ведущий 2:

Правильно ребята. А ещё , усаживали гостей в « красный угол» - самое красивое и  удобное  место в доме. Угощали чаем из самовара, пирогами и баранками. Пели песни, танцевали, водили хороводы.)

А какой основной закон гостеприимства?

(Накормить, развеселить…)

Ведущий 1:

Так давайте же наших гостей будем веселить и споём частушки:

На столе у нас пирог,       (Аня  Жемчугова )

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

Хлебом-солью всех встречаем,    (Лена  Усикова )

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том ,о сём.

Самовар поёт, гудит,       (Витя  Хлопьев )

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Ваня, Ваня простота,        (Александра  Фидельская )

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд                                                                                                                              И поехал в огород.

У хозяев гордость – печь!   (  Миша  Маслов )

Поведу о ней я речь!

Всё готовится в печи,

И хлеба, и калачи,

Каша, и картошка,

И баранья ножка.

Выйду, выйду поплясать       (Ира  Михайлова )

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

Ведущий 2:

Богата Русь – матушка своими традициями. А ещё она богата своими хороводами, танцами и плясками, да игрой на музыкальных инструментах.

Ребята, а какой вы знаете любимый струнный инструмент на Руси?

( балалайка…)

Правильно. Это балалайка. Замечательный инструмент.

Ведущий 2:

Послушайте и посмотрите в исполнении ребят музыкально-танцевальную композицию      «Балалайка»

Молодцы добры молодцы и красны девицы.

Ведущий 1:

А ещё ребята в русской избе на  самом видном месте стояла большая русская печь.

 Вы знаете, почему  главное место в избе занимает печь?

(в печи всё готовили, она обогревала весь дом, на ней грелись в холода и просто спали…)

Ведущий 1:

Раньше рассказывали такую легенду, что за печкой жил Домовой. Он защищал от всего плохого дом,  людей, животных, которые там жили.

Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой.

Шуршанье, кашель, всхлипы, знай – это Домовой!

Он в доме самый главный, за всё несёт ответ.

Ворчит на всех домашних, и дом хранит от бед!

     ( слышится стук разбитой посуды из-за печки….)

Ведущий 1:

Вот видите,…я ведь говорила…

(Из-за печки выбегает  домовёнок  Кузя….)

Кузя:

Ой, беда, беда, огорчение!!!

Хозяйство – по миру, убытки не меряны!!!!

Сундук мой, сундук с богатством пропал.

Ведущий 1:

Что ты Кузя? Что случилось?

Кузя:

Не доглядел…Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, сундук мой волшебный пропал…Ой, беда, беда, огорчение…А тут ещё и вы шумите, покою не даёте…

Что делать? Что делать?

Ведущий 1:

Да, что ты Кузя, вот же твой сундук…под столом стоит.

Кузя:

Нашёлся, волшебный мой. Спасибо вам, спасибо.

Ведущий 1:

Кузя, а какие тайны хранит твой волшебный сундук?

Кузя:

А давайте заглянем в прошлое? Без каких вещей не могли обойтись раньше наши бабушки – прабабушки?

Кузя:

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.

Будем их отгадывать, да в сундук заглядывать.

(В сундуке – ухват, рубаха, веник, кочерга, самовар, матрёшка, сарафан, веретено, ложка расписная, сушки, гармошка, балалайка)

Посидите, отдохните, да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки, обещаю к чаю дать.

Огонь горит, чугунок в печи стоит.

Ну-ка, (имя) отвечай дружок,

Чем достанешь чугунок?  (Ухват)

Один ход – три выхода???   (Рубаха)

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)

Что за чёрная , железная нога?

В уголке стоит у печки…? (Кочерга)

Девчонки деревянные, весёлые, румяные.

Открывается игрушка, а внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрёшка)

Эта часть костюма – не мужской кафтан.

Носит красная девица длинный…(Сарафан)

Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная …(Ложка)

Любят девочки-подружки с маком бублики и …(Сушки)

Без неё в деревне скучно, вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка     под весёлую…(Гармошку)

Три струны, её узнай-ка. Ну конечно…(Балалайка)

Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею.? (Веретено)

Ведущий 2:

Веретено, веретено! Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Раньше на Руси пряли пряжу сами. Этому ремеслу обучали всех девочек, чтобы  они когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал  для дочери отец.

Ведущий 2:

Посмотрите на нашу прялку-красавицу. Её сделал  папа Риты для своей дочки.

 Долгими зимними вечерами девочки пряли пряжу, вышивали, а чтобы было веселей работать, напевали…

Вроде бы простая мелодия, а как за душу берёт. Послушайте.

( Звучит русская народная песня…)

« Прялица»  , после исполнения песни, девочки встают в хоровод с воспитателем

«Во поле берёза стояла.»

Ведущий 2:

Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Собирайся детвора, будет русская игра. 

 Игра «Карусель». 

(Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.

Раз – два – подхватили!

Три – четыре – раскрутили!

Пять – шесть – семь – восемь – с карусели слезть попросим !

Дети садятся на места.)

Молодцы ребята, хорошо покружились на нашей карусели.

Ведущий 1:

Богата Русь – матушка разными играми. Любит русский народ потрудиться на славу, а потом и отдохнуть, повеселиться, поиграть.

Есть ещё одна музыкальная игра «Гуси – лебеди».

(Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг, в середине которого сидит волк. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые тоже ходят по кругу и отвечают на вопросы: Гуси, вы гуси! Га – га – га, га – га – га! Вы, серые гуси! Га – га – га, га – га – га! Где, гуси бывали? Га – га – га, га – га – га! Кого, гуси, видали? Га – га – га, га – га – га! С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка.

На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Ведущий 2:

Кузьма, а ты что сидишь? Почему с нами не играешь?

Кузя:

Сундук стерегу, чтобы не украли…ну да ладно, давайте ребята поиграем в мою игру, которая называется «Сундук».

Дети танцуют вместе с Кузей под музыку, а когда музыка замолкает – все бегут и стараются сесть на сундук…кто не вмещается – садится на своё место. Повторяют два раза – в последний раз Кузя проигрывает и обижается на всех, собирается уходить.

Ведущий 1:

Кузенька, да ты не сердись, не обижайся. Посмотри лучше какой красивый хоровод наши детки тебе покажут, а лучше иди с нами танцевать.

«Весенний хоровод» - танцуют все дети и воспитатели с Кузей.

Кузя:

Молодцы, молодцы, как порадовали. Ребята, а ведь у меня в сундуке ещё сюрприз для вас есть. Вот послушайте загадку:

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит. (Самовар.)

(Правильно самовар…)

Ведущий 2:

И вы знаете, именно русский народ изобрел  - САМОВАР.

Дети, а как вы думаете: «Почему назвали самовар « самоваром»?

(ответы детей…)

 «Сам варит» - отсюда и слово произошло «САМОВАР».

Ведущий 1:

Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

Помните в сказке Чуковского :

На высокой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке.

Самовар стоит, словно жар горит.

На ребятушек поглядывает:

-«Ребятишек я встречаю,

Сладким чаем угощаю».

Ведущий 2:

В древние времена бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!

Ведущий 1:

А для поднятия радостного настроения -

посмотрите в исполнении ребят  весёлый танец – «Кадриль».

Ведущий 2:

Отдохнули мы на славу, порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит.

Вот теперь и подкрепиться, нам совсем не повредит.

Ведущий 1:

Приглашаем к самовару! Вкусным чаем угощаем!

И в накладку, и вприкуску.

Все дети:  Пейте чай, друзья, по-русски!

Ведущий 1:

Но прежде, чем приступить к чаепитию, нам надо вспомнить и запомнить ещё один закон гостеприимства :

Все:  Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Ведущий 1:

Праздник закончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не уходят.

Как быть?

Проводить гостей – тоже традиция русского гостеприимства.

На прощанье им раздавали пироги , а назывались они – «разгоняи».

Правда, хорош обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо и не обидно!

Ведущий 2:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесен,

Как и вся Россия – мать.

Ведущий 1:

Всем спасибо от хозяев за улыбку и за смех.

За частушки, пляски, байки, благодарствуем  мы всех.

До свидания!

(Все гости получают  свои «разгоняи»…)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Сценарий спортивного праздника с участием родителей в рамках Всероссийского конкурса" Физкультура, спорт и цирк-2014. Австралия и Папуа".Семицветик принимает гостей.

Сценарий спортивного праздника с участием родителей "Австралия и Папуа" ," Семицветик принимает гостей" посвященный Олимпийским играм в Сочи....

Гибкий план каникул "Мы принимаем гостей"

План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для старшей группы        детского сада (в зависимости от погоды)....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Принимаем гостей" для 2 младшей группы

Дать элементарное представление по сервировке стола.  Учить детей общаться между собой, распределять роли.  Развивать разговорную речь, самостоятельность; закрепить культурно-гигиенические н...

конспект познавательной беседы«Принимаем гостей» в старшей группе

Цель: Познакомить с традициями гостеприимства.Задачи: - Познакомить детей с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей, некоторыми устаревшими формами вежливого обращения.- Приобщать д...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...