Конспект тематического занятия "Моя Россия - моя страна"
материал (подготовительная группа) на тему

Конспекты по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный салон «Вдохновение»

        Тема: « Моя Россия – моя страна».

Цель: Формировать у детей духовно-нравственные ценности. Воспитывать патриотов своего отечества.

Задачи: Познакомить детей с культурно-историческими ценностями родной страны. Формировать представления детей о России как о великой державе. Совершенствовать певческие навыки – эмоционально, выразительно исполнять песни. Двигаться ритмично и слаженно. Узнавать знакомые музыкальные произведения П.И. Чайковского. Активизировать речь и словарный запас. Воспитывать любовь к Родине.

Материал: Презентация о Родине. Музыкальный материал: «Детский альбом» П.И. Чайковского, песни «Росиночка-Россия», «Моя Россия – моя страна», «Игрушечный солдатик», «Москва» О. Газманов, «Колокольный звон». Стихи А.С. Пушкина. Картины с изображением Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного, Царь-колокола.

Предварительная работа:

  1. Беседа о государственной символике; рассматривание герба, флага; слушание гимна.
  2. Рассматривание иллюстраций о Москве, Кремля, Красной площади.
  3. Слушание музыки П.И. Чайковского.
  4. Разучивание стихотворений и чтение сказок А.С. Пушкина.
  5. Разучивание песни «Росиночка-Россия», «Моя Россия - моя страна».
  6. Разучивание танца «Добро пожаловать в Россию».
  7. Просмотр мультфильмов и сказок «Илья Муромец», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане».

Дети исполняют русский танец «Добро пожаловать в Россию», в заключение танца выполняют русский поклон, приветствуя всех в зале.

- Добро пожаловать, ребята, в музыкальный салон «Вдохновение».

Звучит музыка, дети заходят, садятся на стульчики. На экране название.

- Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать о стране, в которой мы живем.

На экране изображение земного шара.

- Живет на земле человек. Он – маленький, земля – огромная. Но человек не один – на земле живет много людей. В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит муравейник, а в нем живет муравьиная семья, в море рыба ходит косяками. А людей, которые живут вместе и говорят на одном языке, называют одним словом – народ. Народов много на Земле и все они живут в разных ее частях. То место, где живет народ, зовется Родиной. Родина – означает родная, как мать и отец.

На экране карта России.

- Скажите, дети, как называется наша Родина, страна, в которой мы живем? /наша Родина – Россия/.

«Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймём тогда какая наша Родина большая, необъятная страна!»

- Наша страна очень большая и красивая. В ней много городов и деревень. У каждого человека есть и малая Родина – там, где он родился и где

находится его дом. А у вас, ребята, где малая Родина? /посёлок Безенчук/

«Наш посёлок-капелька России, его рабочим с гордостью зовут

Посёлок любит каждый житель, народ  хороший, трудовой.

Учитель, продавец, строитель живут здесь дружною семьёй!»

«Малая Родина-островок земли;

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая, милая, Родина моя!»

Ребята, я предлагаю исполнить песню, в которой малая Родина сравнивается с росинкой, маленькой капелькой воды.

Песня «Росиночка-Россия»

- Каждая страна имеет свои символы. Какие символы нашей страны вы знаете?

(«Трехцветный флаг, герб, государственный гимн»)

«Флаг бывает разный,  но мне всего милей

Бело – синий – красный флаг Родины моей.

Красный – это кровь, пролитая за Русь.

За Родину свою ты постоять не трусь!

Символ синий – вечность, символ мира – белый.

Уважай ты честность! Будь всегда ты смелый!

Крепость, мощь и сила в Российском флаге есть,

Он для нас и символ – достоинство и честь».

«Герб  страны – орёл двуглавый – гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.

На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.

Развевается плащ синий, и копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.

Подтверждает герб старинный независимость страны.

Для народов всей России наши символы важны».

У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Музыка величавая, в ней поётся о любви к Родине, о красоте её природы, об уважении к её истории. Слушают  гимн стоя, потому что это главная песня страны.  / Звучит «Государственный гимн» муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова.

- Россия – это большое государство, которое, как и другие, имеет свою столицу. Какой город является столицей нашего государства?

(«Город Москва»)

- Что находится в центре Москвы?

(«Кремль, Красная площадь»)

- А кто знает, что находится в самом Кремле?

(«Дом, где работает президент России и его правительство»)

- Наша страна – это все, чем мы живем. Это наши люди, наши дела и успехи, наши заводы, космические корабли, а также наши песни и праздники. Родина гордится своими достижениями и выдающимися людьми.

«Много разных городов есть в России нашей,

Но красавица Москва - городов всех краше!

Стены древнего Кремля звёзды освещают,

И двуглавые орлы сон наш охраняют.

В Новый год двенадцать бьют Спасские куранты,

Площадь Красная в огнях от салютов ярких!

Храм Спасителя стоит над Москвой – рекою,

Это память о войне, мужестве героев».

На экране портрет А.С. Пушкина.

- Скажите, дети, вы узнали, чей это портрет? Правильно, это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Кто из вас знает его стихотворения?

Дети читают стихотворения.

- Александр Сергеевич Пушкин писал не только великолепные стихи, поэмы, но и сказки. Какие сказки, написанные поэтом, вы знаете?

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и т.д.)

- Наша страна гордится своими волшебниками не только слова, но и звука, знаменитыми композиторами.

На экране портрет П.И. Чайковского.

- Кто изображен на портрете? Да, верно, это гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Его музыку любят слушать во всем мире. Он писал музыку и для взрослых, и для детей, которым он посвятил «Детский альбом». Давайте вспомним, какие музыкальные произведения этого композитора мы с вами слушали.

Звучат отрывки из «Детского альбома», дети называют  «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы».

- Петр Ильич Чайковский написал также музыку к балетам-сказкам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Послушайте музыку и скажите, из какой она сказки?

(«Щелкунчик»)

- Все дети во все времена любят играть с игрушками: девочки с куклами, мальчики с солдатиками.

Мальчики исполняют песню «Игрушечный солдатик идет спасать страну» / из репертуара детского хора ВГТРК /.

- Наша страна богата талантливыми учеными, изобретателями, деятелями и первооткрывателями.

На экране портрет Ю.А. Гагарина.

- Кто изображен на экране? Правильно, Юрий Гагарин, наш первый космонавт. А вы знаете, кто изобрел первый космический корабль? Верно, ученый-изобретатель С.П. Королев.

- Родину, свой дом, нужно охранять и защищать от врагов. Наша страна гордится своими героями и чтит память о них: возлагают цветы к памятникам, проводят парады на площадях. Как называется главная площадь нашей страны в Москве?

(«Красная площадь»)

- Парад открывает военный оркестр. И мы сейчас станем музыкантами и устроим парад в детском саду.

Выступление оркестра барабанщиков и мажореток. /музыка О. Газманова  «Москва»/.

- Скажите, где находятся главные часы нашей страны? Верно, на Спасской башне. По этим часам сверяют все часы, потому что они показывают точное время. И даже Новый год встречают под бой часов на Спасской башне.

Звучит бой курантов.

- С давних времен Россия славится своими величественными соборами. Перед вами на экране удивительный по красоте собор, который тоже находится на Красной площади. Кто знает, как он называется?

(Собор Василия Блаженного)

- Под самым куполом находится звонница или колокольня. Звонарь бьет в колокола и раздается колокольный звон – особая музыка, которая заставляет наши сердца биться сильнее и захватывает дух. Я хочу познакомить вас с необычной музыкой. Послушайте торжественный праздничный перезвон.

Звучит звон колоколов.

Стихотворение «Что такое Россия?» В.Духанина.

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу.

Когда брызги на море жемчужного цвета

Когда хлеб созревает  и  косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе курлыча, летят журавли.

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое  Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная  жизни,

Счастья, бодрости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна.

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю,

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую,  очень нежно люблю.

/Дети встают, строятся в колонны, солисты  встают впереди /

Звучит песня «Моя Россия - моя страна!»

- На этом наш музыкальный салон сегодня закрывается. А в следующий раз мы поговорим о традициях и обычаях русского народа.

- До новых встреч!

Выходят под музыку «Росиночка-Россия».



Предварительный просмотр:

Музыкально-литературный салон «ВДОХНОВЕНИЕ»

Тема: «Крещение Руси» /подготовительная к школе группа/

Цель: Формировать уважительное отношение к истории страны.

Задачи:  Обогащать представления детей об истории возникновения и развития России, её важнейших исторических событиях.

Продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями

русского народа.

Стимулировать проявление познавательного интереса к истории своей страны.

Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование: Презентация с портретами, иллюстрациями, картинами Рублёва, Ф.Грека, Рафаэля, Васнецова, Конашевича. Иконы Богородицы, Иисуса Христа. Стихи А.Толстого, Плещеева, Пушкина.

Музыка: «Ава Мария», молитва на греческом языке, Пасхальный колокольный звон. Фрагменты из мультфильма «Князь Владимир».

Яички - писанки, дерево, роза.

Предварительная работа: Чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций древней Руси, икон, экскурсия в храм.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов», дети входят в зал и встают полукругом, приветствуют педагога и гостей.

«Дили-дили-дили-дон, открывается салон, поэтично-музыкальный, удивительно прекрасный».

Дорогие ребята, я рада приветствовать вас в музыкальном - литературном салоне « Вдохновение»! Проходите, садитесь по удобнее.

Сегодня мы снова будем говорить о нашей Родине-России. Вы знаете, что наша страна очень большая и могучая. Но не всегда она была такой. Сегодня мы перенесёмся на много веков назад, в древнюю Русь. Так называлась земля, на которой проживал русский народ.

Звучит музыка «Гусли». Перед вами древний русский город. Давайте рассмотрим, как он построен. Что располагается вокруг города? Для чего строили стену вокруг города? Обратите внимание на дома. Какой формы крыши? /конусной и купольной/. Из какого материала строились древние города? /сначала из дерева, затем из камня/.

На какой сказочный город похож древний русский город?

/город «Леденец» из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане…»/ Как вы думаете, почему так назвал поэт этот город? /Потому что крыши у домов были яркими, разноцветными, будто леденцы/.

Кто правил этим городом? /князь Гвидон/

Кто охранял город? /тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором./

Такие города, обнесённые стеной, назывались княжествами и правили ими князья. Княжеств на Руси было много, например: «Новгородское», «Суздальское», «Московское», но самым древнем городом был город Киев. Княжества располагались друг от друга далеко и на них часто наподали враги. /Показ на экране князя Владимира из мультфильма/.

 И вот киевский князь Владимир решил объединить русский народ одной верой. До этого русские люди поклонялись силам природы: солнцу, воде, земле, а бога у них не было. Послал князь Владимир самых лучших людей в чужедальние страны посмотреть, как другие народы верят в бога. Понравились ему красивые церкви, их убранство и роспись.

/Показ фресок А.Рублёва, Ф.Грека./

А когда он услышал молитву на греческом языке, ему показалось, что он находится на небе.

/Звучит молитва на греческом языке/.

Выбрал князь Владимир православную христианскую веру и стал праведником /от слова правый, правда./

После как князь принял эту веру, он изменился: стал добрым и милостивым.

Он не хотел больше убивать, воевать. Ему хотелось, чтобы на Руси не было нищих и голодных. Он приказал развозить по дворам хлеб, мясо, мёд. Как прозвал народ князя? За что так его прозвали? /За справедливость и доброту/. Князь Владимир обратил весь русский народ в христианскую веру. Собрал всех на берегу реки Днепр и в его водах византийские священники крестили весь русский народ. Это событие вошло в историю, как крещение Руси.

/на экране картина Васнецова «Крещение Руси»/

С тех древних лет русский народ стал верить в Бога и сына его Иисуса Христа.

Кто же такой Иисус? /сын девы Марии и Иосифа/. Какой праздник мы отмечаем после Нового года? Что означает Рождество? /День рождения Иисуса/.

/на экране картина Рафаэля  «Сикстинская мадонна»/

Посмотрите, как нежно и бережно держит на руках мама своего младенца.

/на экране икона Богородицы с маленьким Спасом/

Перед вами икона Пресвятой девы Марии с маленьким сыном Спасом, так звали Иисуса в детстве. Какое слово вам напоминает имя Спас? /Спаситель, спасибо/. Посмотрите, Мария тоже бережно держит его, но обратите внимание на её взгляд.

Какой взгляд у неё? /задумчивый, грустный/. Почему она задумалась?

Потому что она родила Спаса, Спасителя для всех людей. И маленький Спас смотрит на всех нас и знает, что пришёл служить всем людям, он пришёл в наш мир сказать, что все люди должны делать друг другу добро, любить друг друга.

Шло время, маленький Спас вырос, стал взрослым, его стали звать Иисусом. Он учил людей добру, учил на зло отвечать только добром. Но не все люди смогли его понять.

        Был у Христа-младенца сад.

        И много роз взрастил он в нём.

        Он трижды в день их поливал,

        Чтобы сплести венок себе потом.

        Когда же розы расцвели,

        Детей весёлых созвал он.

        Они сорвали по цветку,

        И сад был опустошён.

        «Как ты сплетёшь себе венок,

        В твоём саду нет больше роз?»

        «Вы позабыли, что шипы остались мне!»

        Сказал Христос.

        И из шипов они сплели

        Венок колючий для него,

        И капли крови вместо роз

        Чело украсили его.

Розы сорвали, но Спас не обиделся, он ответил, что для него остались шипы. Христос знал, что люди не могут сразу стать добрыми. Злые люди не верили ему и решили убить Спасителя. Они распяли Иисуса Христа на кресте, на горе Голгофа. Но даже на кресте, среди боли и злобы Спас-Иисус не стал отвечать злом на зло, сделанное ему. Он простил своих убийц. Он печалился только о своей матери Марии. /Слушаем «Ава Мария» на итальянском языке./ Мальчик поёт на итальянском языке, но мы понимаем, что он поёт о любви к маме. Какая музыка? /Чистая, светлая, нежная, возвышенная/. На что она похожа? /На молитву/.

/Показываю розу/

Красная роза-это символ любви. Дарить цветы людям означает дарить свою любовь. Недавно был праздник. И я увидела сколько любви в ваших сердцах. Вы подарили своим мамам розы и с любовью исполнили для них песню о розах. Давайте вспомним наш праздник и ещё раз исполним прекрасную песню «Пять февральских роз».

Добро всегда побеждает и торжествует.

За своё доброе сердце, за любовь к людям Спас Иисус Христос на третий день после казни воскрес. Послушайте, как радостно играют колокола, возвещая о том, что Иисус Христос воскрес. Этот день назвали Пасхой. Что означает это слово?/ Возрождение!/ Послушайте, как радостно возвещают колокола о том, что Иисус воскрес.

/Звучит Пасхальный звон/. « Христос воскрес! Воистину воскрес!» Какое чувство возникло у вас на душе? /Чувство светлой радости/.  По обычаю в день Светлого воскресенья ходит Иисус по земле, заходит в дома. Поэтому принято всем приходящим в этот день дарить подношение крашеное яичко. Скажите, дети, почему именно крашеное яичко? /Потому что яйцо является символом жизни/. Недаром этот светлый праздник мы встречаем весной. Ведь весной оживает природа. Давайте и мы порадуемся весне. /Дети исполняют танец «Весну звали». После окончания танца дети встают в круг. Вносится ветка дерева и крашеные яички-писанки/.

В старину на Руси была такая традиция наряжать дерево ленточками, веночками, расписанными яичками писанками. Такое дерево везли на санях и устанавливали на центральной площади, возле храма  на Вербное воскресенье. Я предлагаю вам украсить веточку дерева к праднику Пасхи писанками, которые вы сделали сами.

 Есть вещи, которые нельзя увидеть, услышать, потрогать - что это? – Это любовь, ум, совесть, доброта.

Пусть наше деревце принесёт всем людям добра, здоровья, и любви!

На этом наш салон закрывается, до новых  встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации "Россия-многонациональная страна"

Конспект организованно-образовательной деятельности рассчитан  для детей подготовительной к школе группы....

Конспект тематического занятия «Путешествие в Страну цветов».

Цели:1.     Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; для роста цветку нужны...

Конспект занятия «Моя Россия – моя страна»

Конспект занятия «Моя Россия – моя страна»  Музыкальный руководитель Матящук Т.М.Интеграция областей: социализация, коммуникация, музыка.Цель: Воспитывать и формировать чувство ...

Конспект тематического занятия Россия-великая наша страна

Конспект тематического занятия Россия-великая наша страна. Старшая группа...

Конспект тематического занятия "Путешествие в страну Здравландия" (старшая группа)

Конспект тематического занятия "Путешествие в страну Здравландия" (старшая группа)...

Конспект занятия. Тема: «Россия – многонациональная страна». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России (русских, татар, ненцев), о р...

Конспект тематического занятия "Путешествие в страну Знаний"

Конспект тематического занятия  "Путешествие в страну Знаний"...