Викторина "Знатоки природы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чиркова Марина Михайловна

Сценарий экологической игры-викторины о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки природы»

в подготовительной группе

Подготовила: воспитатель  Чиркова М.М.

МБДОУ  Детский сад №38 «Аленький цветочек»

г. Набережные Челны 2014г.

Цель: 

 - проверить и углубить природоведческие знания детей;

 - воспитывать бережное отношение к природе;

 - развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;

 - помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  1. Глобус
  2. Два листа с зашифрованными названиями животных
  3. Ключ к расшифровке – алфавит
  4. Два мольберта
  5. Маркеры
  6. Медали «Знаток природы» (по количеству детей)

ХОД

Художественное слово:

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 
А еще есть природы храм – 
С лесами, тянущими руки 
Навстречу солнцу и ветрам. 
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь, 
Входи сюда, будь сердцем чуток. 
Не оскверняй ее святынь.

– Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сейчас мы проведем викторину «Знатоки природы». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».

Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с природой. Сейчас капитаны представят свои команды.

Соревноваться сегодня будут команда " Динозавры " и команда " Ромашки".

После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...

Итак, мы начинаем!

         Конкурс «Гонки»

Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.

Вопросы:

  1. Какое животное самое большое на свете? ( Синий кит. Вес – 150 тонн, один синий кит может весить столько, сколько 150 легковых автомобилей )
  2. Какое животное самое высокое ? ( Жираф. У него длинная шея, так что он без труда дотянется до крыши двухэтажного дома )
  3. Если животное дышит воздухом через легкие и вскармливает своих детенышей молоком, то это…? ( Млекопитающее, тело большинства млекопитающих покрыто шерстью или волосками )
  4. Если животное покрыто перьями и вылупляется из яйца, то это…? (Птица, у всех птиц есть крылья, и большинство из них умеют летать )
  5. Если животное живет в воде, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников, то это …? (Рыба, большинство рыб откладывает икринки, из которых потом вылупляются маленькие рыбки – мальки)
  6. Если у животного шесть ног, а тело четко разделено на 3 части, то это…? (Насекомое, в мире бесчисленное количество видов насекомых – больше, чем всех остальных видов животных, вместе взятых)
  7.  Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры) 
  8.  Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике, в зоопарке) 
  9.  Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле, нуждаются в срочной помощи) 
  10.  Какого цвета нет на страницах  Красной книги – желтого, черного, зеленого или синего? (Синего)
  11. Какие животные принимали участие в ВОВ? (Собаки, кошки, лоси)
  12. Какие животные побывали в космосе? (Собаки, обезьяны, черепахи и др.)
  13.  Зачем люди нужны животным?  (Животные погибают и исчезают с лица Земли в основном из-за деятельности человека, животным нужно, чтобы люди прекратили губить природу. Им нужно, чтобы мы их защитили)
  14. Зачем животные нужны людям? (Животные обеспечивают нас пищей, одеждой и другими жизненно важными вещами. Без животных мир станет не таким уж красивым и интересным. У всех животных есть такое же право на жизнь на Земле, как и у нас, людей)


Конкурс «Знатоки загадок»

     Вопросы 1 команде:

  1. На колючий шар похож,

Глубоко на дне живёт (Морской ёж)

  1. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)
  2. На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

     4.  Она в Австралии живёт

Эвкалипта лист жуёт (Коала)

    Вопросы 2 команде:

    1. Заря-заряница, красная девица 
       По полю гуляла, ключи потеряла. 
       Месяц увидел – не поднял, 
       Солнце увидало-подобрало
(Звезды)

    2. Грозный рык раздался вдруг,

        Распугал всех птиц вокруг.

        Ходит в клетке озверев,

        Царь зверей, короче - …(Лев)

  1. У этой птицы

   Клюв, как две спицы,

   По воде она гуляет,

   То и дело нос купает (Цапля)

    4. Золотое решето черных домиков полно. 
      Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. 
(Подсолнух)

Игра с карточками «Выбери нужное»

На столе разложены карточки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: слово «влажный» - это могут быть карточки с изображением воды, облака, снега и т.д.

Конкурс «Сказочный»

Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха... (Цокотуха)                                  4. Черепаха... (Тортилла)

2. Курочка... (Ряба)                                     5. Оленёнок... (Бемби)
З. Уточка... (Серая Шейка)                       6. Медведь... (Балу).

Конкурс «Закончите фразу»

Характер наш и братьев наших меньших

 1.        Смелый, как ... (лев).

2.        Коварная, как ... (змея).

3.        Трусливый, как ... (заяц).

4.        Хитрый, как ... (лиса).

5.        Злой, как ... (собака).

6.       Голодный, как ... (волк).

7.        Трудолюбивый, как ... (муравей).

8.        Верный, как ... (пес).

9.        Упрямый, как ... (осел).

10.        Бестолковый, как ... (баран).

11.        Тихий, как ... (мышь).

12.        Вольный, как ... (Птица).

Конкурс капитанов

Капитан 1 команды – показать на глобусе Африку и назвать животных, которые там обитают.

Капитан 2 команды – показать на глобусе Антарктиду и назвать животных, которые там обитают.

Конкурс «Удивительный мир насекомых»

Вопросы обеим командам:

  1. Кто такие насекомые? (Это животные, у которых есть 6 ножек и тело делится на 3 части: голову, грудь и брюшко)
  2. А пауки насекомые или нет? (Нет, пауки – не насекомые, потому что у них не 6 ног, а 8. Тело пауков разделено не на 3 части, а всего на 2)
  3. Как называются ученые, изучающие насекомых? (Энтомологи, они путешествуют по всему миру, наблюдают жизнь насекомых, защищают их)
  4. Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик, уши располагаются в ногах)
  5. Какие «профессии» есть у муравьев ? (Муравей-охранник, разведчик, охотник, нянька)
  6. На примере какого насекомого люди построили самолет с большой скоростью? (Стрекоза)

Конкурс " Знакомые незнакомцы"

 Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                              33-я

Задание 1 команде:

19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)

Задание 2 команде:

13     33     4     21     26      12      1         (лягушка)

Конкурс рисунков

   Дети рисуют необычное животное и придумывают ему название.

Конкурс со зрителями

1.Кто непрошенные «гости» на грядке? (Сорняки: осот, пырей, одуванчик, лебеда …) 
2. Какая ягода содержит много витамина С? 
(Черная смородина) 
3. Что является приманкой для птиц? 
(Запах цветов) 
4. Как называется сладкий цветочный мед? 
(Нектар) 
5. Какие грибы нельзя употреблять в пищу? 
(Ядовитые: мухомор, поганка…) 
6. Для кого ядовитые грибы – лекарство? 
(Для животных леса, они лечатся ядовитыми грибами; лось – мухоморами)

На этом наша викторина подошла к концу. Слово предоставляется членам жюри.

Подведение итогов, награждение команд.

 Молодцы, ребята, вы показали очень хорошие знания о природе.  Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать. Слово предоставляется членам жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...