Празднование "Хыдырлез" сценарий развлечениея для воспитателей
методическая разработка на тему

татарис эмине рамазановна

Сценарий праздника Хыдырлес!

Развлечение для воспитателей

Цель праздника:  сохранение и пропаганда национальной крымскотатарской культуры, развитие самобытного народного творчества расширение творческих контактов по обмену опытом  в области народной культуры; развитие интереса  к  народному крымскотатарскому творчеству; популяризация массовых национальных праздников, формирование этнокультурной компетентности воспитателя,  реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Оборудование: костюмы национальные (крымскотатарские, русские, еврейский, узбекский), интерьер крымскотатарского быта, угощение, пригласительные, магнитофон, загадки, 

Ход праздника

В1: Селям алейкум ,сайгъылы мусафирлер, достлар!

Хош сефа кельдинъиз байрам мерасимине.

В2Здравствуйте дорогие односельчане, гости и друзья! Добро пожаловать на наш праздник , посвящённый празднику «Хыдырлез».Хыдырлез-это праздник весны, праздник благополучия и хорошего урожая.

В 1: По традициям, в первых числах мая крымскотатарский народ отмечает праздник Хыдырлез. Этот праздник не только для того чтобы радоваться, а ещё и для того, чтобы сплотить народ, показать подрастающему поколению наши традиции и обычаи, не забывать и знать песни и танцы.

В 2:Дорогие гости! Сегодня мы расскажем о истории происхождения праздника Хыдырлез. Будем петь и танцевать. Приготовили интересную музыкальную программу. Всевозможные конкурсы, песни и танцы. А также мы угостим вас великолепными национальными напитками   «Ароматным кофе» и «Тонизирующим чаем». И постараемся развлечь вас на празднике своими выступлениями.

Танец  «Тым-Тым»

В 1: Хыдырлез-это праздник урожая! В этом слове есть большой смысл-мечты и желания, надежда, ожидание чего-то хорошего. И пользуясь случаям мы хотели бы поздравить вас с этим замечательным праздником и пожелать вам прежде всего здоровья, благополучия вашим семьям, радостных и счастливых дней.

В 2: Разве может быть праздник без кофе? Конечно же нет. С давних времён кофе показывает гостеприимность и уважение нашего народа. Я думаю , что ни один крымский татарин не может представить свой стол без кофе. По этому поводу послушайте стихотворение о кофе.

 Тазе къаве къавурсанъ

Кокке чыкъар къокъусы

Ялварырлар яратана

Мелеклернинъ чокъусы.

Къавенинъ асылы емендедир

Къокъусы дженнеттедир.

Нет кофе на свете
Напитка чудесней,
С ним каждая кружка
Покажется песней.
По жизни ты с песней
Шагай всегда в ногу,
И пусть тебе кофе
В том будет подмогой.

В 2: Смысл этого стихотворения таков: «Аромат кофе приятен для для души. Кофе очень полезный. И если ты хочешь чувствовать себя бодро весь день, выпей маленькую чашечку этого прекрасного напитка. И мы пользуясь случаем хотим сейчас угостить вас национальными напитками крымских татар. Это чаем  и кофе.

Просим вас дорогие гости. Угощайтесь.(под музыку «Судакская кофейня» гости пьют кофе и чай.)

В 1: У каждого праздника есть своя история. Так и у праздника Хыдырлез есть своя. Праздник хыдырлез произошло от словосочентания двух имён Хыдыр и Ильяс. Пророки Хыдыр и Ильяс всегда прогуливались окрестностям Крыма. Один справа обходил, а другой слева. Встречались они там где крестьяне заканчивали свою посевную весеннюю работу.

В празднике Хыдырлез отражается история КУЛЬТУРЫ И БЫТА крымских татар. Праздник отмечается В ПЕРВЫЕ ДНИ мая. Накануне хозяйки затевают уборку по всему дому, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает. Вечером хозяйки выпекают круглые хлебцы (къалакай), кобете. В селах рядом с джами (мечетью) молодежь разжигала костер. Вечером к этому месту собирались жители всего села. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигал костер и первым прыгал через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики, девушки. Прыгая, произносят: " благополучие мне и моему дому". В этот день каждая семья старается посадить деревце (мужчины - яблоню, женщины - грушу) или цветы. Этот праздник крымские татары старались проводить на природе, вблизи родника.

Сценка( по рассказу ведущей все действующие лица инсценируют действия)

В 2: Неотъемлемая часть праздника - это спуск с горки заранее испеченного «Калакъая», что в переводе означает Каравай. Если Къалакъай упадет лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайный. А давайте и мы загадаем и определим каким будем урожай 2016 года. Спуск къалакъая. Итак, посмотрим как же наш къалакъай упал. Наш год будет урожайным.

Продолжим наш праздник.

Конкурс для гостей

Конкурс « Весёлые гости»

Выбирается  3 пары, которые должны будут станцевать народную пляску (русскую «кадриль», еврейскую «7-40»,узбекскую «андижанскую польку», греческий  «сиртаки»).

А гости праздника должны оценить чей танец был лучшим. Призы конкурсантом (карамелька-петушок для танцующих кадриль, для 7-40 прозрачный мешочек с шоколадными монетами, для андижанской польки лепёшка и рафинад, для сиртаки-  в мешочке лавровый лист, оливки).

В1.  Ну а пока наши конкурсанты готовятся  для вас загадки.

 

Загадки

В Грузии это популярнейшее мясное блюдо называют мцвади, в Армении – хоровац, а в Азербайджане – кебап. А как называют его татары?
(Шашлык. Это  блюдо готовиться на вертеле. Вертел  у татар  назывался «шиш». Отсюда «шишлик», а по-современному – «шашлык».)

Конский кефир – это... Что?(Кумыс.)

 Какая еда сама прыгала в рот ленивому Пацюку из гоголевской «Ночи перед Рождеством»?(Вареники.)

Какое блюдо итальянцы щедро поливают соусом «Россини»?(Макароны.)

В каком супе огурцы с перловкой встречаются?(В рассольнике.)

Кашу из какой крупы на Руси называли чёрной кашей?(Из гречки.)

 Какую крупу российские солдаты прозвали «шрапнелью»?(Перловую.)

 Как называются вареники без начинки?(Ленивые вареники.)

Как называется татарский «гуляш»?(Азу).

Национальным блюдом какой кухни являются сосиски с тушёной капустой?(Немецкой).
Что подают в японских ресторанах вместо хлеба?(Рис.)

Какой вид пирогов существует на Руси?
А. Расстегай.                          В. Распрягай.
Б. Расседлай.                           Г. Расстилай.

Чем был персонаж известной русской сказки Колобок? Пряником.    

Как называется суп который  традиционно готовят из баранины? Шурпа.

В2   К нам на праздник приехали гости из разных уголков мира поприветствуем их. Гости из Москвы, из Тель-Авива, из Ташкента, из Афин.

(На праздник приходит бабушка которая хочет погадать гостям)

В2:Ежедневно меняется мода, 
Но покуда cтоит белый свет,
Но у старушки гадалки
Хоть один да найдется клиент. 
В ожидании чудес невозможных 
Постучится хоть кто-нибудь к ней, 
И раскинет она и разложит 
Благородных своих королей. 
Ну что сказать, ну что сказать, 
Устроены так люди, 
Желают знать, желают знать, 
Желают знать, что будет. 

 

В1  Селям алейкум бита проходите к нам за дастархан (заранее собрать у гостей бижутерию)

Г.  Селям алейкум! Байрамныз хайрлы олсун!

Далее начинает гадать, берет по очереди бижутерию и предсказывает  хозяину бижутерии будущее.

В2  Саг олныс битай, келиныс ичиныс каве.

В1 Уважаемые гости а сейчас ваши коллеги подарят нам песню на крымскотатарском языке, а если у вас есть желание вы можете к ним присоедениться.

  Песня  (Э. Кучук «Байрам»)

В2:Пусть праздник Хыдрлес  принесёт в Ваш дом благополучие, здоровья и радость

Стихи

1.Мына кельди кене баарь

Чёль, чайырлар уянды

Яйды беяз чаршафыны

Тюрлю тюске боянды.

В1:И вот опять весна пришла! Природа вся проснулась одела свое платье разноцветное.

Тынчлыкъ, шенълик, боллукъ олсун

Байрамынъыз хайырлы олсун

Бутюн халкъым бахтлы олсун.

Дерт къасевет ёкъ олсун.

В1:Мир каждому дому, от невзгод  пусть убережет . Счастья радости принесет!

В2. Всеобщее веселье праздника Хыдырлез завершался обязательным исполнением общего танца хоран-это групповой танец, образующий круг. 

Танец « Хоран.»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...