«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ» Праздник для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их семей родителей
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Пробуждение живого интереса у детей и приобщение к культурному наследию, к миру семейных традиций разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnik_v_seme_edinoy.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»

город Лангепас, ХМАО-Югра

«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

и их семей родителей

Автор:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Миллер Маргарита Ивановна

Цель: 

Пробуждение живого интереса у детей и приобщение к культурному наследию, к миру семейных традиций разных народов.

Задачи:

  • создать условия для проведения праздника, комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха;
  • подобрать и разработать сценарий, репертуар праздника, познакомить с содержанием праздника родителей, определить родительско-творческую группу участников (семей);
  • создать эмоционально-положительную обстановку праздника, вызвать интерес к народной культуре, семейным  традициям сверстников и их семей;
  • вовлечь детей в совместную с родителями творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета семьи, успешного семейного воспитания.

Предварительная работа:

  • знакомство детей с историей, традициями, обычаями, бытом, элементами национальной одежды, обуви разных народов;
  • чтение сказок разных народов, слушание музыкальных произведений, разучивание стихотворений, инсценировок;
  • выступление педагогов на родительском собрании с целью выяснения, представители каких национальностей посещают ДОУ; обсуждение с родителями плана праздника, возможных вариантов творческих выступлений (песни, детские народные игры, пословицы, легенды, танцы, стихи и другое), распределение хода семейных творческих национальных выступлений на празднике.

Оформление и оборудование: 

Карта России; воздушные шарики; рушники; вышивка; выставка «Мир семейных увлечений» (совместные поделки детей и их родителей); любимые блюда семей; выставка кукол в народных национальных костюмах; фонограммы песен, танцев народов России; слайдовая презентация, материалы для совместной работы (мука, вода, соль, гуашь разного цвета, клей ПВА).

Приглашенные гости: родители и представители семей разных национальностей, детский фольклорный коллектив «Ланкие» Лангепасского городского муниципального автономного учреждения Центр культуры «Нефтяник», руководитель А. Ануфриева.

Ход праздника:

Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна» Д. Тухманова, Р. Рождественского в исполнении детской группы «Непоседы».

Дети, одетые в костюмы и элементы разных национальных костюмов народов (русских, украинских, белорусских, казахских, таджикских, татарских, хантыйских) и гости входят в музыкальный зал, садятся около столов на стулья.

Входит Ведущая с караваем (она одета в русский сарафан, на голове кокошник). Вместе с ней дети – соведущие праздника в разных национальных костюмах (украинском, белорусском, русском).

1 ребенок:

Добрий день, люби друзi!

2 ребенок: 

Добры дзень, шановные спадары!

3 ребенок: 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущая:

Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.

Именно так по традиции встречают гостей многие народы нашей многонациональной Родины -  России - хлебом-солью.

«Добрый день» - означает, что над нами синее небо.

«Шановные спадары» - означает, что именно вас мы рады видеть. «Здравствуйте» - это значит, что мы желаем вам только добра и над нами синее небо.

Ребята! Нам нужно всем вместе сказать друг другу: «Здравствуйте!»

Все здороваются.

Молодцы! Вот таким дружным приветствием мы начинаем наш праздник.

                             Общий поклон, дети-соведущие садятся рядом с гостями.

Звучит фоном русская народная мелодия «Красный сарафан».

Ведущая: Когда-то, давным-давно была удивительная страна и называлась она Русь. В этой стране жил бесстрашный и трудолюбивый народ, который называл себя славянами. С тех пор прошло много лет, появились новые страны и государства. Но все мы являемся их далекими потомками.

- А в какой стране живем мы?

Ответы детей: В России.

Ведущая: Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.

Далее стихотворение «Родина» 3. Александрова сопровождается слайдами.
Если скажут слово «Родина» – сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница

И ромашковый бугор.
Или степь от маков красная,

Золотая целина.
Родина бывает разная,

но у всех она одна!
Ведущая: Мы с вами живем в красивом городе Лангепасе. И населяют его около 47 тысяч  человек. Это русские, украинцы, молдаване, дагестанцы, татары, башкиры.

Когда-то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, люди разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи.

И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Лангепасе, но их родители приехали из других стран и республик. Сегодня они расскажут о семейных  традициях, и традициях своего народа, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры.

Все мы живем в России и называемся россиянами (обращает внимание на карту России).

Это очень большая страна, которая славится своей культурой, традициями, праздниками. Вспомните, какие народные праздники мы с вами проводили?

Ответы детей: Святки, Масленица, Сороки – прилет птиц, Пасха, Троица – праздник русской березки, когда прыгают через костер, Рождество, русская ярмарка.

Ведущая: Наш праздник «В семье единой» собрал много гостей. Вот первые гости – русская семья Лемьевы.

1 выступление семьи Лемьевых (русские)

Под русскую народную песню выходит семья Лемьевых в русских народных костюмах.

Мама:

Мир вашему дому. Бог вам в помощь.

Пойте, веселитесь, дети, от души.

Русские традиции  очень хороши.

Русский народ всегда прославлял труд:

Всякая работа мастера славит.

Алена:

Из одного дерева – икона и лопата.

Мама:

Мала пчелка, да и то работает.

Русский народ восхвалял смелость:

Смелость города берет.

Алена:

Тот герой, кто за Родину горой.

Мама:

Воспевал любовь к Родине – России-матушке:

Родина – краше солнца, дороже золота.

Мама и Алена рассказывают стихотворение «Россия» А. Прокофьева. 

Рассказ сопровождается показом слайдов.

Мама:
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Алёна.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Мама:
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Русский народ старается жить со всеми в мире. «Лад избу ширит» - не зря говорит пословица. И всегда русские собирают друзей, как в нашей песне.

Мама с дочкой  исполняют русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени»

Ведущая: Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только национальная одежда, но и любимые игры.

Какие любимые игры русских людей вы знаете?

Ответы детей: «Лапоть», «Горелки», «Дрема», «Лапта», «Долгая Арина», «Плетень».

Проводится русская народная игра «Плетень».

Ведущая:

Есть старинная игра,

Называется «Плетень»,

Нам в нее играть охота,

Нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень,

Спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем

И опять играть начнем.

Дети строятся в четыре шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая, третья, четвертая шеренги. На вторую часть дети свободно танцуют. С окончанием музыки дети должны построиться в свои шеренги, и заплести «плетень». Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Ведущая: Давайте, ребята, поблагодарим маму и Алену за то, что они интересно рассказали нам о своей Родине – России.

Ребята, а вы знаете, как называются люди, живущие на Украине?

Ответы детей: Украинцы.

Ведущая: Правильно, их называют украинцами. И знают они много песен. У нас в зале есть украинцы.

2 выступление двух семей Дремины и Костыра (украинцы)

Звучит украинская музыка «Подолянка».

Мама с караваем: 

Наша ридна Украина песнями славится,

Городами светлыми, новыми,

А какие сады вишневые,

П пшеница в поле красавица, урожаем хлеба славится (ставит каравай на стол).

Девочки и мамы исполняют украинский танец «Подолянка»

Ведущая: А еще украинцы любят петь. Песни у них говорливые и шумные, как вода в Днепре. Тихие и бескрайние, как сама степь. Зачарованные, как вечера, что на хуторе близ Диканьки.

Сейчас наши дети исполнят украинскую народную песню.

Вокальная группа ДОУ «Сударушка» исполняет песню «Ой, бежит ручьем вода»

украинская народная песня.

Мама: Ребята, а знаете ли вы, что в Украине дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «Хромая уточка». Хотите поиграть?

Дети играют в украинскую игру «Хромая уточка»

Правила игры: В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: Солнце разгорается, игра начинается, «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь, дотронутся до кого-нибудь из играющих. Пойманные, помогают ей поймать других. Последний не пойманный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

Ведущий: Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят украинские девушки (рассматривание куклы в украинском костюме и слайдов на экране).

Благодарим семьи Дреминых и Костыра за то, что они интересно рассказали нам о своей Родине – Украине.

3 выступление белорусской семьи Подкорытовых.

Ведущая: Есть еще одна страна, в которой живет белорусский народ.

Ах, беловежская пуща,

Нет тебя краше и лучше,

Аист на крыше, озерный край,

Белоруссия зажигай!

О стране Беларусь и своих семейных национальных традициях расскажет семья Подкорытовых: бабушка Ангелины, мама и сама Ангелина.

Звучит белорусская народная мелодия «Лявониха».

В белорусских народных костюмах выходит семья Подкорытовых: бабушка, мама и Ангелина.

Мама: Я родилась и выросла в Белоруссии, а живу в России. Русские и белорусы очень похожи. Мы весёлые, трудолюбивые, гостеприимные.

Бабушка: Говорим мы на разных языках, но языки наши очень похожи. Белорусский народ очень славится своим гостеприимством. У нас есть традиция – встречать гостей хлебом и солью. А выносят хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показывает детям).

Мама ставит каравай на блюдо, затем вместе с бабушкой делают из ручника «воротца», вовлекают всех детей в игру «Ручеек» под белорусскую народную мелодию «Крыжачок» (двигаются парами друг за другом).

После игры все садятся.

Ангелина  читает стихотворение:

Предков звали моих кривичинами, род мой пахари, хлеборобы.

Встречных первыми привечают: день добрый!
Я из мест, где хранят ремесла, где железо и нефть находят,
С той земли, где ребята рослые, с той сторонки, где бульба в моде.
Я со Слутчины, из Полесья, где Олеси все да Маруси.
Я из самой душевной песни – из Беларуси.

Бабушка: Белоруссия славится своими необъятными полями. Сказки у нас, похожие на русские. Песни у нас певучие.

В исполнении бабушки, мамы и дочки Ангелины звучит белорусская народная песня

«Савка и Гришка делали дуду».

4 выступление казахской семьи Ахметчиновых.

Звучит казахская народная мелодия.

В казахских народных костюмах выходит семья Ахметчиновых.

Мама: Много чудес на богатой казахской земле. Здесь есть высокие горы, которые даже летом не снимают своих снежных папах. Есть степи плоские и ровные, как огромные столы, есть и громадные моря-озера Каспийское и Оральское, по которым плавают настоящие морские корабли.

Амир читает стихотворение:

Как  люблю я простор степей

Далекой Родины моей,

Люблю, когда тюльпаны солнцем горят,

Люблю овец и молодых жеребят,

Люблю, когда в степи машины шумят,

И скирды хлеба, как верблюды стоят,

Люблю, когда снега, как солнце горят,

И слышен смех, веселый смех всех ребят!

Ведущая: Ребята, а какие игры казахских народов вы знаете?

Ответы детей: казахская игра «Юрта».

Ведущая: Ребята, хотите поиграть?

Ответы детей: Да!

Дети играют в казахскую народную игру «Юрта».

Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную казахскую мелодию. Музыка останавливается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Ведущая: Дружные аплодисменты мы дарим вам, семья Ахметчиновых.

5 выступление таджикской многодетной семьи Шакировых.

Ведущая: О своей любви к маме и семейных традициях расскажет выпускница нашего детского сада Рубия и ее мама Шарафат. Мы переносимся в Таджикистан.

Звучит таджикская народная музыка, 

танцуя, выходит семья Шакировых. У мамы  на голове таз с фруктами. Дочка раскатывает коврик, на который садится мама. Они приветствуют гостей на таджикском языке и рассказывают о своей республике.

Дочка:

Таджикистан – прекрасный край!

Пустыни, горы – это рай!

Оазисы встречаются, прохладно получается.

Природа наша просто класс,

И здесь мы рады видеть вас!

Мама: Головной убор таджиков – тюбетейка. Она может рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. Тюбэ – в переводе вершина мечети или горы. У каждого таджика есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами женщины – рукодельницы.

Мама проводит игру.

Таджикская народная игра «Наша тюбетейка».

Игра сопровождается словами:

Наши дети на кроватках крепко-крепко спали.

Наши дети утром рано быстро-быстро встали.

Наши дети тюбетейку и иголку брали.

Наши дети тюбетейки шили-вышивали.

Наши дети тюбетейки дружно надевали.

И на празднике веселом вместе танцевали.

Исполняется танец по показу мамы и дочери с использованием характерных национальных движений.

Мама: Таджикистан – край горячего солнца. И животные здесь обитают, любящие тепло: верблюды. И сейчас мы поиграем с вами в таджикскую народную игру «Верблюжонок».

Игра «Верблюжонок».

Дети идут по кругу за руки, в центре - «верблюд» с закрытыми глазами:

Мой верблюд идет пешком,

Еду я на нем верхом,

И сижу, как на горах,

На его крутых горбах.

Мой верблюд шагать устал,

Верблюжонка потерял.

Где же нам его найти?

Может, сбился он с пути?

Верблюжонок дорогой,

Прибегай скорей домой.

Мы дадим тебе овес,

И колючек целый воз.

С окончанием слов «верблюд» ловит детей - «верблюжат». Дети разбегаются.

Мама: Наш народ приветливый и щедрый, как и солнце и земля. Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам: виноград, как знак изобилия, гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад, а вот хурма, чтобы у вас было много ума (садятся за столик).

Ведущая: Спасибо маме и Рубие, познакомивших нас с культурой народов Таджикистана.

6 выступление татарской семьи

Под татарскую народную мелодия «Апипя» выходит семья Шараповых.

Мама в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке, рассказ сопровождается слайдами.

Мама:

Лес укрыл тебя, мой Татарстан!

Говорливый звон ручьев,

Как приветлив, красив наш край

Согревает, мой Татарстан!

Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Очень красивая архитектура в Татарстане. Мечети, башни. И каждая имеет свою легенду.

Самым главным для татар является уважение к природе, так как они занимаются земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она нас кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы; считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передаются по наследству.

У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.

Ведущая: Ребята, давайте все вместе поиграем в народную татарскую игру «Скок – перескок».

Проводится игра «Скок – перескок».

На середину зала на ковер кладутся обручи среднего размера для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Нельзя выталкивать друг друга из кружков.

Ведущая: Поблагодарим маму Карины, познакомившую нас с культурой Татарстана!

7 выступление гостей -  детского фольклорного коллектива «Ланкие» Центра культуры «Нефтяник».

Звучит хантыйская мелодия «Куренька»

Ведущая: Представляю наших гостей, коренных жителей Югорского края, участников  детского фольклорного хантыйского коллектива «Ланкие», руководитель Антонина Ануфриева. Они расскажут о традициях и обрядах хантыйского народа.

Выступление ДФК «Ланкие»

Ведущая: Спасибо за интересный рассказ, уважаемые гости.

Нас много, и мы все разных национальностей. Мы живем в России, а земля - наш общий дом. И живем мы в нашем общем доме дружно и счастливо.

Красивы и музыка, и песни, всех народов, населяющих наш город. А сейчас мы включим музыку и попробуем исполнить элементы танцев разных национальностей.

Попурри танцев: русского, таджикского, хантыйского.

Дети танцуют - повторяют элементы народных танцев вместе с родителями.

Дети:

Посмотрите, поглядите,

Как мы дружно все живем.

Как мы празднично одеты,

Как мы весело поем.

Разных мы народов дети,

Все - мы дружная семья.

И на песню есть таланты,

И на пляску мастера.

Другу мы всегда поможем,

Мы находчивы, умны.

Нашей дружбой укрепляем

Города своей страны.

Детский хор ДОУ исполняет песню «Мир похож на цветной луг» В. Шаинского, М. Пляцковского.

Ведущая:

Как прекрасно, что сегодня были мы все вместе!

Танцевали и играли, пели дружно песни!

И почаще всей семьею вы ходите в свет.

Ведь семьи единой нашей лучше в мире нет!

А в завершении нашего праздника мы вместе сделаем «Солнышко Дружбы». Лучи нашего солнышка – это разные семьи, люди, их дела, творения. Но общее для нас всех – это наша Родина, Россия.

И «Солнышко Дружбы» – это наше первое творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.

Дети подходят к столу, на котором приготовлены все необходимые материалы.

Ведущая: Без чего нет дружбы? – Без доброго отношения к людям.

– Насыпаем в каждый стакан по 2 ложки добра (мука).

А добро всегда побеждает какие-то неприятности - зло. Кладем в стакан по 2 ложки соли.

Масло, или добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга – наливаем по 1 ложке масла растительного. Все хорошо перемешиваем.

Вечный дар – чистая вода, она дается нам на века нашими предками, нашими прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, папами и мамами.

И мы передаем ее из поколения в поколение. Вода. Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции, как на блины. Взрослые помогайте.

Для того, чтобы наша дружба между народами стала крепкой, положим сюда клей ПВА - 2 ложки.

А раскрасим наше «солнышко» разноцветными красками. Каждый кладет по 1 чайной ложке гуашь любого цвета. Хорошо перемешиваем. Выливаем на лист ДВП в круг по очереди, затем проводим ровные лучики из центра круга.

Звучит песня «Шире круг» Л. Кампанейца

Все, дети и взрослые, лепят «Солнышко Дружбы».

Получилось! Пусть наше «Солнышко» станет символом дружбы всех народов Лангепаса, проживающих «в семье единой».

Через два дня оно высохнет, и мы поместим его в фойе детского сада как память о нашем празднике.

Ведущая: Спасибо всем за участие. Приглашаем на чаепитие.

Звучат веселые песни разных народов.

Использованные ресурсы:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Кенеман, А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
  3. Морева, Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении / Н.А. Морева.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. – 223с.
  4. Музыка народов России - СД, 2000.
  5. Соболева, Э.В. Праздники в детском саду / Общ.ред. Э. В. Соболева. – М., Просвещение 1976 г. – 384с.
  6. Фотографии из личного фото-архива музыкального руководителя Миллер М.И., сделаны в ЛГ МАДОУ ДСОВ № 4 «Золотой петушок», 2013 году заместителем заведующего по ВиМР Пашинцевой В.Н.
  7. Шаинский В., Детские песни. - СД, 2001.
  8. Интеллектуально-патриотический, познавательно-развлекательный интернет-проект в сфере патриотического воспитания российских детей «Знаем и любим Россию» - http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День семьи, праздник для детей старшего дошкольного возраста

Праздник для проведения на центральной площадке детского сада...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «8 июля – День семьи, любви и верности»

Мероприятие посвящено всероссийскому празднику – Дню семьи, любви и верности (8 июля)...

Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...

Сценарий спортивно - музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста и их родителей " Мы все одна семья"

Праздник приурочен к дате 23февраля – Дню Защитника Отечества.Участники: родители и воспитанники детского сада, бывшие воспитанники 1-го класса....

Конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я – спортивная семья».

Конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я – спортивная семья».Задачи:-воспитание у детей и родителей положительных эмоций от совместного м...