Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Малахова Ирина Васильевна

Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nam_rasskazhet_ornament.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Что нам расскажет орнамент»

Возраст детей: 6-7 лет;

Образовательная область: Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое воспитание.

Формы организации ООД: Виртуальный музей

Цель: Развитие познавательных интересов дошкольников, через ознакомление с орнаментом народного костюма Белгородчины.

Задачи:

                            Образовательные: 

1. Обогатить знания детей особенностями орнамента Белгородчины.

2. Закрепить умение работать с разными  художественными материалами(пастель, гуашь, восковые мелки, фломастеры), выбирать его  самостоятельно для создания  узоров.

                           Развивающие:

  1. Развивать  зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
  2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться
  3. Развивать фантазию, воображение, творческие особенности, эмоциональную отзывчивость.

                           Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к своей малой родине.

2. Воспитывать личностные качества  каждого ребёнка,  целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты проявление любознательности ребенка, интерес к исследовательской деятельности по теме: «Мастерская русского костюма», способность рассуждать и  устанавливать элементарные связи.

Образовательные ресурсы Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным костюмом», планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» 

Предварительная работа: Беседа с детьми о народных  костюмах Белгородской области, создание лепбука «Костюмы Белгородчины», создание дидактического пособия «Собери картинку».

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1-2 мин)

Создание мотивации.

Словесные приемы.

Общение, взаимодействие с детьми.

-Воспитатель заходит в зал с детьми. Здоровается. Представляется.

-Ребята, где мы находимся? Какой красивый у вас музыкальный зал, яркий, светлый, нарядный. Посмотрите у нас се6годня гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит звук разбитой посуды.

-ребята, вы слышали? Что это за звук? Как вы думаете? Почему вы так решили? Я тоже слышала. Мне тоже кажется, что это был звук разбитой посуды. Как же нам узнать, что же разбилось?  

Поиск ответа к поставленной проблеме.

Рассуждения детей.

Психологический настрой на образовательную деятельность.

Мотивационно-ориентировочный

(1-3 мин)

Создание проблемной ситуации

Воспитатель подводит детей к двум чашам с манкой, на столах лежат лопатка, щеточки.

-Смотрите, лопатка, щеточки. Интересно для чего они? Почему вы так решили? Где же их можно использовать? В какой профессии их можно использовать. А я знаю профессию археологов.  Археологии – это люди, которые проводят раскопки и находят предметы старины,  останки животных. Они в своей работе используют специальные щеточки, а мы заменители этих щеточек. Вещи, которые находят, они передают в музей, что бы другие люди могли на них посмотреть.  А давайте, и мы окунемся в эту профессию, может быть здесь есть подсказка, что разбилось.

Рассуждение дошкольников.

Мотивация к ООД.

Поисковый

(2-5мин)

Общение, взаимодействие с детьми.

Воспитатель делит детей на две команды. Первая команда подходит к столу, где на чаше наклеена синяя лопатка, вторая – где красная лопатка. … будет вести раскопки лопаткой, а … будут ему помогать счищать песок и глину с найденных предметов.

Обсуждение проблемы.

Дети подходят  к столу с чашами, анализируют и выдвигают свои гипотезы.

Практический (10-15 мин)

Методы: словесный, наглядный, практический, беседа, демонстрация

Дети находят детали разбитой посуды и куклы.

Ребята, а как нам узнать, что же разбилось? Дети склеивают найденные детали.

Давайте  посмотрим, что получилось у первой команды. Ребята, что вы нашли? Интересно, для чего его использовали? Как вы думаете? А что в нем могло храниться?

-А что нашли вы? Кукла, но ведь сейчас  нет таких кукл.

-Ребята, это старинные вещи. А где мы их можем увидеть?

-Куда мы можем отнести эти старинные вещи?

-А давайте все вместе мы отнесем эти вещи в краеведческий музей. Пусть люди посмотрят на наши находки?

Ребята, смотрите дверь. Интересно куда она может вести? Это дверь ведет в один из залов краеведческого музея. Из всего два, один зал с игрушками, а другой с посудой. В какой из залов вы хотели бы зайти первым? А давайте мы сначала отправимся в зал с посудой, а потом пойдем в зал с игрушками?

Смотрите здесь еще посуда. Интересно, что же в ней хранилось? Почему вы так считаете? Ребята, когда я была маленькая, мне бабушка рассказывала, что эти кувшины называются «крынки». Крынка – сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью крынки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях крынкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

  Вам понравилось в этом зале?  А теперь мы с вами отправимся в зал старинных игрушек.

-Смотрите как много здесь игрушек, кукол в красивых платьях,  но что-то здесь не так, только я не пойму что. Наверное, кто-то из посетителей забыл свои игрушки. Давайте мы с вами наведем здесь порядок. Вы будете называть игрушку которую нужно убрать, если вы назвали все верное она исчезнет. Смотрите, мы все сделали правильно. Даже салюты бьют в нашу честь!

Ребята, вы ни чего не заметили? На что вы больше всего обратили внимание? А вы видите в каких красивых нарядах куклы? Что же это за костюмы?

Правильно, это русские народные костюмы. такой костюм я видела у бабушки в сундуке. Так одевались в старину люди и такие же красивые наряды шили для кукол.

-Платочек…. Интересно, для чего он здесь? А для чего можно еще использовать платочек?  Помню, когда я была маленькая и была у бабушки в гостях в деревне, на праздники люди играли в русскую народную игру и там они использовали такой же платочек. Мне тоже хочется поиграть. Звучит музыка, дети играют в игру «Платочек». Какие вы молодцы! Все старались! Воспитатель одевает фартук.

-Ребята, вы ничего не заметили? Правильно, я одела фартук.  А вы обратили внимание, как необычно расшит фартук. Раньше на Старооскольской земле были мастера и мастерицы. Это люди, которые шили костюмы и расшивали одежду людей и кукол орнаментом.

Каждый орнамент имел свой определенный смысл и выступал в роли оберега. Орнамент состоит их геометрических фигур, цветов, животных. Он имеет свою расшифровку, например: круг - солнце, квадрат-поле, волнистая или прямая линия – реки, цветы – символ красоты. Также огромную роль играл и цвет на одежде: красный цвет означал праздник, радость, красоту и тепло. В праздничной одежде красный цвет был посланцем солнца. Зеленый – символ окружающей природы; белый – символ чистоты, снег; черный – земля матушка кормилица. Синий- цвет неба, воды.

-Я тоже хочу побыть мастерицей и украсить наряд для куклы орнаментом. Вы мне поможете? Ребята, у нас две мастерских, в одной мы будем наносить орнамент красками, фломастерами, пастелью, мелками, а в другой орнамент можно приклеить из геометрических форм. С каким материалом вам больше всего хочется работать, в ту мастерскую  проходите и рассаживайтесь.

Предлагаю выбрать чем вы будете наносить узор на фартук и приступайте к работе.

-Кто использует краски в своей работе не забывайте, тонкая кисточка для изображения мелких деталей, узоров, а та которая шире для фона. Чтобы ваш рисунок не растекся, нужно окунуть кисточку в баночку с водой, а лишнюю воду аккуратно о край баночки убрать, а затем набирать краску. Гуашевая краска много воды не требует.

-Какие замечательные фартуки получилось. Все разные, Ведь каждый вложил в свою работу частичку себя. Свои работы оставляйте себе на память. Кто не успел закончить, закончит в группе или дома. Не забудьте рассказать своим друзьям где вы побывали, что нового узнали.

Общение, взаимодействие с детьми.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Игровые упражнения.

Общение, взаимодействие с детьми.

Физминутка.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Проявление инициативы и самостоятельность.

Общение, взаимодействие с детьми.

Проявление  инициативы

И самостоятельности. Координация речи.

Общение, взаимодействие с детьми.

Собирают осколки разбитой посуды и игрушки.

Рассматривание старинной посуды.

Умение детей раскрепощаться.

Умение детей раскрепощаться.

Ознакомление с орнаментом.

Рефлексивно-оценочный

(1-5 мин) 

-Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? С чем вы справились? Какие трудности у вас возникли? Ребята, так что  же в начале был за звук? Куда он нас привел?  На подносе лежат ленточки красного и синего цветов. Если вам понравилось занятие поднимите синюю ленточку, а если вам очень понравилось занятие и вы хотите еще много нового узнать поднимите красную.  Нам пора расставаться, мне очень понравилось сегодня с вами проводить раскопки, рассматривать старинные предметы в музее, а также работать в мастерских. Спасибо большое за проведенное время, до новых встреч!

Обсуждение полученных результатов.

Самостоятельные выводы детей. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Художественное творчество (рисование)."Украшение манишки калмыцким орнаментом"

Цели:-Расширять и углублять знания детей о Республике Калмыкия;-Развивать творческие способности у детей;-Развивать чувство цвета, ритма, формы;-Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к культуре ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в средней группе на тему «О чем расскажет осенний листок»

Данное занятие познакомит детей с нетрадиционной техникой изображения деревьев – «печатание листочками», способствует развитию образных представлений, творческих способностей детей....

Конспект организованной образовательной деятельности «Украсим ковер башкирским орнаментом»

Систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве башкир....