День чувашской вышивки
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Лисова Вера Ивановна

Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dnya_chuvash_vyshivki_2_prav.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 совместной деятельности в форме мастер-класса

«Асамла чаваш терри»

с детьми подготовительной к школе группы

к «Фестивалю  народной культуры»

                                                                                 

Цель: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, толерантности  и продолжать формирование культуры общения; закрепить технические умения по рисованию, аппликации и ручному труду.

Ход:

В зале звучит красивая чувашская музыка, на экране – слайд «Чувашская вышивка». Дети в сопровождении педагогов заходят в зал, оформленный по теме, ведущая – девушка Илемби приветствует их на чувашском языке:

Илемби: Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Мы вас ждали!

- Встанем все вместе в большой круг и послушаем стихотворение.(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).

 Знаете  ли  Вы  такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

   И сто тысяч вышивок цветет?

- Ребята, о каком  народе говорится в стихотворении? (ответы детей).

- Правильно, о чувашском народе.

- Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику, в Чебоксары удивляются, восхищаются красотой чувашских  вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой  на память.

- Ребята, какие вы знаете  вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).

-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены   многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры,  шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм -  мужской, женский, детский.

- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки,  в мир чувашских узоров.

-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем). Есть рисунки с чувашскими узорами, аппликации. Какие они яркие! Менле хитре! Как будто солнышко заглянуло в дом!

-А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).

-Правильно, вышивальщицы, мастера - вышивальщицы.

Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.  

- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).

- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.

Черный цвет – цвет земли, вместе  с красным цветом говорит о начале жизни.

Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.

Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.

Еще в старину чуваши считали, что  вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев  и даже пищу от бед.

-Ребята,  обратите внимание, вас ждут 3 мастерицы.  Они  нас научат рисовать узор чувашской вышивки на бумаге, вышивать на ткани и сделать аппликацию.

- У каждой  мастерицы свой дом, который украшен символом чувашской вышивки разного цвета. Я каждой группе раздам по 3 маленьких символа с цифрами. В первую очередь каждая группа  пойдет к  дому того мастера, у которого символ такого же цвета, где у вас нарисована цифра 1. После пойдете к дому того  мастера, у которого символ такого же цвета, как ваш символ под номером 2, также к дому с символом того цвета, как ваш символ под номером 3. Договорились? Работаем, не мешая друг друга.

(Илемби раздает символы чувашского орнамента группам из разных детских садов).

-Удачной работы!

Каждая группа детей побывает у каждого из 3 мастериц:

1 мастерица показывает и объясняет как рисовать элементы чувашской вышивки;

2 мастерица показывает и объясняет как выполнить  простой элемент   чувашской вышивки на ткани ;

3 мастерица показывает и объясняет как сделать аппликацию по мотивам    чувашской вышивки;

Ведущая  помогает  мастерицам в организации работы.

-Ребята, мы побывали у разных мастериц. Вы хорошо поработали! Кому что больше всего понравилось делать? (дети делятся своими впечатлениями).

-Вы молодцы! Маттурсем! Мне понравились ваши работы. Их вы можете забрать домой, рассказать родителям, как вы работали у мастериц.

Поблагодарим мастериц, на чувашском языке – «Тавтапус!».

-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри,  музыка С. Никитиной).

-А теперь в исполнении инструментального ансамбля «Капельки» послушаем музыку «Таван яла таврансан» (музыка А.Никитина).

- Тавтапус,  ачасем!

- Сейчас мы с вами идем в музей! В музей, который называется по – чувашски «Эреш», а по – русски «Узор»! Там мы увидим старинные предметы быта чуваш и вещи с волшебной, красивой чувашской вышивкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

"Чувашская вышивка"

Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе....

Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"

                             Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при...

Применение игрового набора "Дары Фребеля" при знакомстве дошкольников с элементами чувашской вышивки в старшей группе

использование  игрового набора "Дары Фребеля" как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки...

День Чувашской вышивки

26 ноября весь чувашский народ впервые празднует событие - День чувашской вышивки. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году родилась советская мастерица, художник по вышивке Екатерина ...

Тематическая неделя в детском саду. День чувашской вышивки.

На занятиях воспитанники старшей группы  познакомились с элементами чувашского узора. Рассматривали чувашские головные уборы : тухъя, хушпу, масмак , сурпан и одежду: платья, рубашки, фартуки.Ста...

26 ноября - День чувашской вышивки

В 2020 году в Чувашской Республике появилась новая значимая дата - 26 ноября - День чувашской вышивки. Праздник был учрежден Указом Главы Чувашской Республики Олегом Николаевым в целях сохранени...