Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Пришла коляда отворяй ворота"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Улыбышева Ольга Дмитриевна
(Развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
"Пришла коляда-отворяй ворота"
Цели:
Рассказать детям о цикле новогодне-рождественских вечеров(святках)
Познакомить с колядой,подблюдной песней,русской народной игрой "Перелизы"
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Ход развлечение
Ведущий: Ребята,как вы думаете,какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника:Рождество,Новый год и Крещение.Все эти праздники проходят в течении двух недель,и эти недели называют Святками.
      На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки изображавшие маленьких коров,быков,овец и других домашних животных.такие фигурки ставили на столы,на окна,посылали в подарок родным.Считалось ,что это приносит в дом счастье и благополучие.
     Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски,изображающие разных животных,они наряжались,рядились.И называли их ряжеными.Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам,колядовали.Колядование и ряженье-это святочные обычаи.Колядные песни,или просто колядки,-это пожелание всего хорошего хозяевам.А хозяева одаривали ряженых пряниками,пирогами,сластями,мелкими деньгами.Вот и мы сейчас нарядимся и споем колядку.
(дети надевают маски и шапочки животных,в руки берут русские народные инструменты и поют колядку)
Коляда,коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества
Дети идут по залу ,и стучат в домик.
Хозяйка: Кто там?
Дети: Это мы ,колядовщики.
(поют,когда подходят к двери)
Выходи, боярин,выходи хозяин!
Встречай гостей со всех волостей.
Праздник нынче ,балаган,
Радость без оглядки.
Собралась здесь детвора,
Будем петь колядки.
(читают стихи когда выходит хозяин)
В доме твоем-четыре угла,
В каждом углу-три молодца,
Добро,уют,покой живут.
Из угла в угол ходит девица-
По полу коса стелется-
Зовется девица-Любовь,
На ней и держится твой кров!
Коль нас ты щедро наградишь,-
Счастье в доме сохранишь!
Уйдем с дарами со двора-
Полны будут закрома!
Хоть конфетку,хоть пятак-
Не уйдем мы просто так!
(поют)
Щедрики-ведрики,
Дайте вареника!
Дайти сало!
Сало мало,
Ветчинки ,колбаски,
Ложечку кашки!
Не дадите пирога-
Мы корову за рога!
Асвинью за хвост,
Увезем ее под мост!
(дети поют)
Овсень,Овсень,завтра будет новый день!
Сеем,веем,посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
Открывайте ворота,доставайте пирога!
Открывай окошки,доставай лепешки!
Открывайте сундучки,доставайте пяточки!
Кто не даст пышку,тому в лоб шишку!
Хозяйка: Ах вы,хитрые ребятки. Отгадайте-ка загадки:
Голодна-мычит.Сыта-жует,малым ребяткам молоко дает (корова)
Кто ни в жару,ни в стужу не снимает шубу?(овца)
Спереди пяточок,сзади крючок,посредине-спинка,на спинке-щетинка (свинья).
На дворе постороен дом,на цепи хозяин в нем?(собака).
Не пахарь ,не кузнец,не плотник,а первый на селе работник (Конь)
Идет,идет ,бородой трясет,травки просит?(коза).
Хозяйка:
Теперь игра не развлеченье,
А с большим значеньем:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Игра с веревочкой. Дети встают ,образуя большой круг.ведущий в центре круга раскручивает веревочку,держа ее за один конец.Дети подпрыгивают,стараясь,чтобы веревочка не задела их ноги.Ведущий раскручивает веревочку так,чтобы она сначала двигалась над самым полом,потом все выше,пока высота от пола не достигнет 30-40см.Тот, кому не удалось вовремя подпрыгнуть и чьих ног коснулась веревочка,выходит из круга.Победителями признаются те,кому дольше всех удалось остаться в кругу.
Хозяйка: За ваше старанье вот вам угощенье.Кушайте на здоровьице.
(дети благодарят)
Хозяин с хозяйкой,будьте здоровы!
Живите без бед много-много лет!
(все вместе)
Спасибо этому дому,пойдем к другому!
Ведущий: В Святки еще принято было собираться у кого -нибудь дома на посиделки.На посиделках пели песни,загадывали загадки,и играли в игры.игры выбирались спокойные,без бега.А мы свами поиграем в игру "Золото хоронить"(Колечко).
(Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной считалочки):
Катилась торба с высоко горба,
В этой торбе хлеб,соль,пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,не задерживай
Добрых и честных людей.
(Потом водящий зажимает в ладошках,сложенных лодочкой,колечко.Дети сидят на стульях или стоят в кругу,также сложив руки лодочкой.Ведущий обходит всех,оставив колечко у кого-то одного.Затем он выкликивает:"Колечко,колечко,выйди на крылечко"",и ребенок с колечком выбегает к нему.Затем ведущий и выбранный им напарник загадывает слово-либо предмет окружающей обстановки,либо какое-то явление природы,либо название сказки.Они предлагают играющим отгадать задуманное,говоря,например:"Это название сказки из трех слов"и отвечая на вопросы(Это сказка о животных,о людях?)Где происходит действие?В какое время года?Есть ли в сказке волшебные животные?И т.д).Отгадавший становится ведущим,и игра продолжается.
Ведущий: А теперь я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру "Перелизы".Вставайте скорее в круг.
  Играющие берутся за руки,образуя круг.Один остается в середине.Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей,да все сыновья,
Они не пьют ,не едят,
Друг на друга глядят
И делают все вот так...
(При этом стоящий в середине ребенок делает какое-либо движение,и все играющие должны его повторить.Кто опаздает или сделает по -своему,тот выбывает из игры).
Ведущий: А на самом конце посиделок устраивалось чаепитие.Давайте накроем на стол.
(девочка накрывает на стол):
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
Ведущий:Я иду,иду,иду ,самовар в руках несу.
Самовар в руках несу.прибаутки пою.
Как для вас, мои друзья,
Наварила,напекла девяносто два блина,
Два корыта киселя,пятьдесят пирогов-
Не найти едоков!
Вы хозяюшку потешьте-пирогов моих поешьте.Не красна изба углами-красна пиронами(выносит угощенье).