Методическая разработка. Театрализованная сказка с использованием логоритмики
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Попова Алина Александровна

В моей методической разработке представленна постановка театрализованной сказки и использованием логоритмики, которая адаптироваля для воспитанников младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.

ГЛАВА 1.  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Педагогические аспекты применения логоритмики в младшем возрасте.
  2. Проблема театрализованной деятельности в младшем возрасте.
  3. Театрализованные игра как художественно-развивающая деятельность.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩИЮ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ

  1. Особенности игр-сказок в младшем возрасте.
  2. Театрализованные игры и персонажи.
  3. Организация предметно-развивающей среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постановка и сопровождение сказки.

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цель работы – развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики.

Задачи:
1. Развивать связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику рук, фантазию, воображение, художественный вкус, творческие и актерские способности, активизация словаря, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).

2. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.

3. Формировать навыки общения в детском коллективе, формировать активную позицию (желание брать на себя роль, понимание необходимости добрых отношений между людьми, героями сказок.

4. Воспитывать положительные личностные качества, любовь к театральному искусству

Педагогические аспекты применения логоритмики в младшем возрасте.

             Речь детей младшего возраста (2-3 года) - это период ее формирования, он отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата и слухового внимания. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком. Перед нами возникла необходимость в отборе таких форм и методов обучения, которые целенаправленно стимулировали двигательную и речевую активность. Таким эффективным методом является логоритмика, объединяющая в себе традиционные приемы работы с детьми раннего возраста.

В педагогическом аспекте логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, слова и музыки.

Авторы известного пособия Е.В.Конорова, Е.В. Чаянова принадлежит к старшему поколению педагогов - последователей системы музыкально-ритмического воспитания  отмечали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память(зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В.А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод Профессор А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ развития речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова. В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на

настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов

центральной нервной системы, активированию коры.

Проблема театрализованной деятельности в младшем возрасте.

Театрализованные игры или игра - это один из наиболее эффективных методов развития и воспитания в младшем дошкольном возрасте. Потому что игра - это основной вид деятельности детей в этот период, а театр - один из самых доступных и демократичных видов искусства, который дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, инициативности, фантазии и т.д.

Театрализованная деятельность характеризуется широкими воспитательными возможностями. Дети, участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром через звуки, краски, образы, а грамотные вопросы подталкивают детей к анализу, размышлению, выводам и общению. Умственное развитие связано и со становлением речи. В ходе театрализованной игры словарь ребенка активизируется незаметно, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Исполняемая роль, реплики ставят малыша перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь, грамматический строй речи.

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, душевных переживаний, приобщает ребенка к духовным ценностям. Также театрализованные игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, так как он вынужден сочувствует персонажам.

Благодаря театрализованным играм формируется опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение или сказка всегда обладают нравственной направленностью. Любимые герои выступают в роли образцов для подражания. Именно способность детей к идентификации с понравившимся образом положительно влияет на формирование качеств личности. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица персонажа. Это помогает психологической адаптации ребенка в коллективе, помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность детей в ДОУ и воспитателей - это уникальный вид сотрудничества. В ней все на равных: педагог, ребенок, родители. Дети в процессе игры со взрослыми овладевают навыками общения. Желательно, чтобы каждый воспитатель учил детей театрализованной игре. Это способствует, прежде всего, формированию интереса к театрализованным играм, который складывается в ходе просмотра небольших кукольных спектаклей, показываемых педагогами. В этих спектаклях педагоги берут за основу стихи, сказки или потешки, знакомые детям. В дальнейшем следует стимулировать желание детей участвовать в спектакле, дополнять диалоги героев отдельными фразами, оборотами зачина и концовки сказки. Театральные куклы можно применять и в повседневном общении (если, например, ребенок не соглашается спать или кушать). Так, ключевые направления развития театрализованной игры заключаются в переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к собственной игровой деятельности. Ключевым аспектом деятельности воспитателей в процессе приобщения ребенка к театрализованным играм, является планомерное расширение игрового опыта путем освоения разновидностей театра.

Театрализованные игра как художественно-развивающая деятельность

Советский психолог, философ и доктор педагогических наук А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и, особенно от собственного актерства. Театрализованные игры детей еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению, подражанию литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Чем способнее педагог, тем легче увлечь детей, развить их таланты.

Особенности игр-сказок в младшем возрасте

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка должна быть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

Логоритмика и пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек - это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании   потешек, но несколько раз прозвучавший текст закладывается в кладовую его памяти.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода работы с дошкольниками и служит цели оптимизации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Театрализованные игры и персонажи.

Бывают разнообразные театрализованные игры.

Настольные театрализованные игры:

  1. Настольный театр игрушек. Здесь используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самодельные, из любого материала, важно, чтоб игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  2. Настольный театр картинок. Здесь используются картинки – персонажи и декорации, обязательно двухсторонние, устойчивые.

Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены, состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего. Персонажи появляются по ходу действия.

Стендовые театрализованные игры:

  1. Стенд-книжка. Последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
  2. Фланелеграф. Картинки удерживаются на экране из фланели кусочками липучки. Картинки и рисунки можно подобрать вместе с детьми из журналов, старых книг, нарисовать вместе с детьми.
  3. Теневой театр. Здесь используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные из черной бумаги плоскостные фигуры персонажей и яркий источник света, благодаря которому отбрасываются на экран тени. Можно также использовать изображения при помощи пальцев рук.

Показ необходимо сопровождать текстом, соответствующим звучанием.   Далее Артемова Л.В. приводит разновидности игр-драматизаций, где важное значение имеет атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства:

  1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого находится на его руке.
  1. Игры-драматизации с куклами бибабо. В данных играх на руку надевают куклу, движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти, рук.
  2. Импровизация. Это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней подводят все предыдущие виды театра.

    Итак, театрализованные игры являются играми-представлениями, где с помощью атрибутов (картинки, куклы, костюмы) и разнообразных выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) разыгрывается определенное литературное произведение, воссоздаются конкретные образы, взятые из литературных, сказочных произведений.

Организация предметно-развивающей среды

1.    Различные виды театра: театр картинок («Колобок», «Курочка Ряба», театр петрушек «Заячья избушка» ,теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2.    Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3.    Маленькая ширма для настольного театра.

4.    Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, бусы и прочее).

5.    Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6.    Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан. 

Ссылки на источники

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: СПб.: КАРО, 2005.

2. Буренина А. И.Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. —

СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

3. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал (садятся на стульчики)

Ведущий:

Здравствуйте ребята!! А вы любите сказки?

Дети:

Да!!

Ведущий:

Мы сегодня с вами посмотрим сказку: «Как Щенок за елкой ходил!»

Появляется на ширме щенок.

-Гав, гав, гав! Здравствуйте ребята!! Скоро праздник Новый год, а мой друг Петя заболел. Он попросил сходить в лес за ёлкой. Какой же Новый год без елки? Но, что такое елка я не знаю!

Ведущий:

Не волнуйся, щенок, мы с ребятами расскажем и покажем, что такое ёлка!

ЛОГОРИТМИКА Ёлка:

- это что за чудеса? (удивляются дети)

- это ёлочка-краса! (руки в разные стороны)

- Посмотрите, есть у Ёлки- много шишек (кулачки)

И иголки( машем указательным пальцем)

Она стройная, большая (руки вверх)

И пушистая такая! (рукив разные стороны)

Елка праздник принесет (показываем каблучки)

Скоро, скоро, Новый год! (Хлопаем в ладоши)

Дети садятся на стульчики.

Щенок:

Спасибо ребята, теперь я знаю, что такое ёлка!!

Ведущий:

И отправился щенок в лес. Вдруг к нему навстречу заяц.

Щенок:

Гав, гав, ты кто такой?

Заяц

Да, я же заяц, меня все знают!!

Ведущий:

Ребята, а давайте покажем и расскажем щенку про зайца.

ЛОГОРИТМИКА «Зайки»

Вот на зимнюю лужайку (дети скачут как зайки)

Прискакали дружно зайки

Вот-так, вот-так,

Прискакали дружно зайки,

Прыгали, прыгали,

Ушками махали (руки над головой)

Вот-так, вот-так,

Ушками махали.

Зайкам некогда скучать (крутят хвостиками)

Зайки любят танцевать.

Дети садятся на стульчики.

 Щенок:

Заяц ты в лесу живешь, знаешь, где растет, самая красивая ёлка? Покажи, пожалуйста!

Заяц:

Хорошо, пойдем, покажу!

Ведущий:

И отправились заяц и щенок за ёлкой! И вдруг к ним навстречу лиса!

Щенок:

Ой, а кто это?

Заяц:

Это же лиса, ее все знают!

Ведущий:

Ребята, давайте покажем и расскажем про лису!

ЛОГОРИТМИКА «ЛИСА»

Что за рыжая плутовка (дети идут «плавно» в рассыпную)

К нам крадется очень ловко!

 Хвост пушистый у нее (рукой показывают хвост)

Хитренькие глазки (пальчиками изображаем «глазки)

 Все мы знаем про нее (машем указательным пальцем)

Из любимой сказки (хлопаем в ладоши)

Волку серому сестрица,

А зовут ее лисица! (дети повторяют)

Дети садятся на стульчики

Лиса:

А куда вы идете?

Щенок: 

Мы идем за ёлкой! Скоро праздник, но без ёлки праздник не получится!

Лиса:

А можно с вами?

Щенок

Можно!

Ведущий

И пошли они дальше, вдруг им на встречу медведь.

Щенок:

Ой, а кто это?

Заяц:

Это же медведь, его все знают!

Ведущий:

Ребята, выходите про медведя расскажите и покажите!

ЛОГОРИТМИКА «Медвежата»

Медвежата дружно жили (дети идут как мишки)

В лес гулять они ходили,

Вот-так, вот-так,

В лес гулять они ходили!

Медвежата дружно жили( повороты головы)

Головой своей крутили (повороты в разные стороны)

Вот-так, вот-так,

Головой своей крутили,

Медвежата не скучали,

Целый день они плясали (показываем каблучки)

Вот-так, вот-так,

Целый день они плясали!

Дети сели на стульчики.

Медведь:

А куда вы идете?

Щенок:

Мы идем за ёлкой!

Медведь:

А можно я с вами пойду?

Щенок:

Можно!

Ведущий:

И вот друзья пошли дальше и увидели красивую ёлочку!

Щенок:

Какая красивая ёлочка!

Заяц:

Да, вокруг этой ёлочки хочется танцевать!!

Ведущий:

Ребята, выходите, будем вместе танцевать!!

Танец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Методическая разработка. Театрализованная развлечение "Путешествие по сказке "Колобок"

С помощью театрализованного представления напомнить детям знакомую сказку, побуждать внимательно слушать, развивать двигательную активность....

методическая разработка театрализованного представления по мотивам сказки "Репка"

Данное мероприятие рекомендаванно для проведения в средней группе детского сада. Цель: научить детей любить и понимать театральное искусство, стремится доставлять с его помощью радость окружающим в пр...

Методическая разработка театрализованного представления с детьми раннего возраста по русской народной сказке «Теремок»

Конспект проведения театрализованной деятельности, драмматизации по русской народной сказке "Теремок" с детьми раннего возраста (2-3лет). Образовательные области: художественно - эстетическое развитие...

Методическая разработка театрализованной сказки «Белочка и её друзья»

Методическая разработка театрализованной сказки «Белочка и её друзья» - это разыгрывание сказки детьми по ролям. Способствует развитию диалогической речи, а так же учит создавать обра...

Методическая разработка театрализованной сказки «Белочка и её друзья»

Ведущий: Жила-была в дремучем лесу белка. Однажды заигралась она с подругами, ушла далеко от дома и заблудилась. Сидит на пенёчке и слёзы льёт. Темно стало в лесу, дождь полил. Что делать белке? Решил...

Методическая разработка театрализованной сказки «Белочка и её друзья»

Ведущий: Жила-была в дремучем лесу белка. Однажды заигралась она с подругами, ушла далеко от дома и заблудилась. Сидит на пенёчке и слёзы льёт. Темно стало в лесу, дождь полил. Что делать белке? Решил...