Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Людмила Евгеньевна Барладин

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи детей, использована сказкотерапия. Сказкотерапия способствует снятию зажатости, чувств неполноценности, трудностей общения со сверстниками. В представленной игре-занятии используются слайд-презентации, которые повышают восприятие детьми содержания сказки, создают положительный настрой всего занятия, способствуют эффективному восприятию выразительной речи воспитателя.  В результате без особого труда детьми выполняются разнообразные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Сибирячок».

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Барладин Людмила Евгеньевна

Воспитатель

Актуальность

На сегодняшний день актуальным вопросом является развитие интонационной выразительности речи детей. Предложенная театрализованная игра-занятие включает упражнения для развития интонационной выразительности речи детей, сказкотерапию. Сказкотерапия способствует снятию зажатости, чувств неполноценности, трудности общения со сверстниками. В представленном занятии использованы слайд-презентации, которые повышают эффективность восприятия воспитанниками содержания сказки, создают положительный фон всего занятия, способствуют эффективному восприятию выразительной речи воспитателя. В результате, без особого труда детьми выполняются разнообразные упражнения.  В содержательной части нашего занятия мы использовали упражнения из пособия "Методика организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников" Э.Г.Чуриловой.  

Методическая разработка игры-занятия в старшей группе с использованием сказкотерапии на тему: "Лесные жители".

Цель:

  • Работать над просодическими компонентами речи;
  • Учить длительному выдоху, слитному произношению фразы, темпа, ритма, интонационной выразительности;
  • Развивать моторные функции, пантомимику, умения договариваться, учитывать мнение партнёра;
  • Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество.

Предварительная работа:

1. Разучивание разминки "На водопой" (при помощи схематического изображения слов).

2. Упражнения на развитие чувства ритма, темпа, силы голоса.

3. Анализ ситуативных, сюжетных картин с ярко выраженным эмоциональным состоянием изображённых героев.

4. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок.

Раздаточный материал:

По две деревянные палочки, шишки на каждого ребёнка.

Содержание.

Ритуал приветствия «Здравствуй!».

Воспитатель:

- Ребята, возьмитесь за руки, встаньте в круг. По очереди мы будем тихо-тихо  пожимать руку соседа и, улыбнувшись, говорить слова приветствия: «Здравствуй, (назвать имя), я рад (рада) тебя видеть!». (Дети выполняют упражнение).

У всех отличное настроение - ведь мы пожелали друг другу здоровья!

А теперь закройте глаза. (Звучит аудиозапись "Звуки леса").

Как вы думаете, где мы с вами оказались? (В лесу). Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Нас ждут необычные превращения.

Вокруг себя мы покрутились, и в лесных жителей превратились!  

  1. Основная часть.

Речевая разминка «На водопой».

Дети выразительно произносят слова и вслед за педагогом повторяют движения.

Жарким днём лесной тропой                      (Дети спокойно идут по кругу

Звери шли на водопой:                                 друг за другом.)

За мамой-лосихой топал                                       (Идут, громко топая.)

                               лосёнок,                      

За мамой-лисицей крался                                 (Крадутся на носочках.)

                                лисёнок.                    

За мамой-ежихой катился                           (Приседают, медленно                                              ежонок,                                                                      двигаются вперёд.)  

За мамой-медведицей шёл                          (Идут вперевалочку.)

медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,             (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые                             (Скачут на выпрямленных ногах.)

                                            зайчата,

Волчица вела за собою                                    (Идут на четвереньках.)                                             волчат, -

Все мамы и дети напиться                               (Лицом в круг, делают движения

                                                хотят.                    языком - «лакают».)

    Дыхательное упражнение «Ёжик».

Педагог:

- Налакались лесные жители воды, и пришли на поляну. Дети тихо садятся на коврик, педагог читает загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                      (Ёж)

- Ребята, превратимся в ёжиков? Вдохните через нос и на выдохе произнесите «пых-пых...», энергично работая мышцами живота. (Дети выполняют дыхательное упражнение "Ёжик").

Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.)

Целый день играет ёжик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

 Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Ритмическое упражнение «Зайчик испугался».

Дети,  сидя на ковре, поочерёдно берут по две деревянные палочки.

Педагог произносит загадочным тихим голосом:

- Под кустиком сидел длинноухий зверь, услышал фырканье ёжика и забарабанил лапками. Кто это? (Заяц).  Послушайте, как заяц забарабанил, и повторите ритм. (Педагог простукивает ритм палочками, дети повторяют). Игорь, простучи свой ритм, а вы повторите за Игорем. (За Аминой, Алиной, Романом и др.)

Голосовое упражнение «Подул ветер».

- Вдруг подул сильный ветер и:

«С сосны упали шишки» - БАМ-БАМ-БАМ (громко).

«С дуба упали жёлуди» - Бам-Бам-Бам (тихо).

 «С клёна упали семена» - бам-бам-бам (шёпотом).

Игра с шишками.

Педагог:

- Возьмите в правую ладонь шишку и повторяйте движения за мной.

Шишку я в руке катаю,                 (Кладут шишку на правую ладонь.) 

Зажимаю в кулаке,                     (Крепко сжимают её.) 

Отпускаю, разжимаю               (Раскрывают ладонь.)

И ладошками катаю.                 (Катают шишку между ладонями.)

Те же движения повторяют, взяв шишку в левую руку.

Сказкотерапия "Сказка про ёжика Витю" О.В.Хухлаева

Педагог:

- Я приглашаю вас в кинотеатр.

- Скажите, как можно пройти в кинотеатр? (Купив билет).

- Кто продаёт билеты? (Кассир). С помощью считалки мы выберем кассира. Педагог произносит слова считалки, дети повторяют, выбирают "кассира".

На базаре ёжик накупил сапожек.

Сапожки по ножке - себе,

Поменьше немножко - жене,

С пряжками - сыну,

С застёжками - дочке.

И все уложил в мешочке.

                                (И.В.Новотворцева)

- Купить билет можно при помощи вежливого слова.

Дети произносят вежливые слова, "покупают  билеты", занимают свои места в кинотеатре и смотрят сказку.

(Презентация сказки в приложении).

Вопросы по содержанию сказки:

- Как вы думаете, за что было  обидно ёжику?

- Почему он плакал?

- Что изменило жизнь ёжика?

- Кто такой настоящий друг по мнению ёжика?

- А как считаете вы?

Вот как ёжик помог измениться лисе. Они стали настоящими друзьями.

Продуктивная деятельность "Нарисуй эмоции".

- Давайте отправим письмо детям подготовительной группы с рисунками сказочных героев. Нарисуйте эмоции тех животных, с которыми встретился ёжик.  

3. Релаксация «Звери и птицы спят». (Звучит фонограмма колыбельной.)

Вот и заканчивается наше путешествие по сказочному лесу. Педагог вместе с детьми идет по кругу, тихо читает:

Обошёл ёжик весь лес,

В свою норку спать залез.

Глазки тихо закрыл он

И увидел сладкий сон.

 Тихо ложитесь на спину на ковёр и закройте глаза.

Дети на спину легли

И, как Ёжик, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

 (Звучит фонограмма «Все птички в гости к нам».)

Птички стали щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

4. Ритуал прощания «Доброе животное».

Педагог:

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. (Говорит тихим голосом). Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь подышим вместе! (Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперёд, выдох - все делают 2 шага назад.) Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. (Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад и т. д.) Мы все стали добрее друг к другу, внимательнее и сердечнее.

Использованние электронных ресурсов:

http://neposed.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект занятия по игровому стретчингу для детей старшей группы"

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3226459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 150px; "}}...

Интегрированное занятие для детей старшей группы на тему: "Лесная полянка".

Итоговое занятие  построено с учётом имеющихся у детей знаний. Интеграция образовательных областей позволяет разнообразить  формы взаимодействия с детьми.  Воспитатель предлагает детям ...

Методическая разработка интегрированного занятия «По следам весны» для детей старшей группы

Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Оно построено с учетом интеграции образовательных областей.Используются разнообразные методы и прием...

Методическая разработка по логоритмике с использованием мнемотехники для детей старшей логопедической группы

Исследование психомоторики детей с ОНР свидетельствует о необходимости ведения логоритмических занятий в системе преодоления речевых нарушений у воспитанников. Использование символов и схем в проведен...

Методичекая разработка конспекта занятия с использованием сказкотерапии в средней логопедической группе № 9 для детей с ОНР. Тема: «Путешествие по сказке «Колобок» »

Задачи:Коррекционно –образовательные:Упражнять в согласовании числительных с существительными.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.Упражнятьв умении пересказывать с использовани...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речидля детей средней группы.«Куда спрятались лесные жители?»...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за интересный материал.

Людмила Евгеньевна Барладин

Спасибо, Татьяна Сергеевна.