Главные вкладки

    Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Людмила Евгеньевна Барладин

    Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи детей, использована сказкотерапия. Сказкотерапия способствует снятию зажатости, чувств неполноценности, трудностей общения со сверстниками. В представленной игре-занятии используются слайд-презентации, которые повышают восприятие детьми содержания сказки, создают положительный настрой всего занятия, способствуют эффективному восприятию выразительной речи воспитателя.  В результате без особого труда детьми выполняются разнообразные упражнения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад «Сибирячок».

    Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

    Барладин Людмила Евгеньевна

    Воспитатель

    Актуальность

    На сегодняшний день актуальным вопросом является развитие интонационной выразительности речи детей. Предложенная театрализованная игра-занятие включает упражнения для развития интонационной выразительности речи детей, сказкотерапию. Сказкотерапия способствует снятию зажатости, чувств неполноценности, трудности общения со сверстниками. В представленном занятии использованы слайд-презентации, которые повышают эффективность восприятия воспитанниками содержания сказки, создают положительный фон всего занятия, способствуют эффективному восприятию выразительной речи воспитателя. В результате, без особого труда детьми выполняются разнообразные упражнения.  В содержательной части нашего занятия мы использовали упражнения из пособия "Методика организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников" Э.Г.Чуриловой.  

    Методическая разработка игры-занятия в старшей группе с использованием сказкотерапии на тему: "Лесные жители".

    Цель:

    • Работать над просодическими компонентами речи;
    • Учить длительному выдоху, слитному произношению фразы, темпа, ритма, интонационной выразительности;
    • Развивать моторные функции, пантомимику, умения договариваться, учитывать мнение партнёра;
    • Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество.

    Предварительная работа:

    1. Разучивание разминки "На водопой" (при помощи схематического изображения слов).

    2. Упражнения на развитие чувства ритма, темпа, силы голоса.

    3. Анализ ситуативных, сюжетных картин с ярко выраженным эмоциональным состоянием изображённых героев.

    4. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок.

    Раздаточный материал:

    По две деревянные палочки, шишки на каждого ребёнка.

    Содержание.

    Ритуал приветствия «Здравствуй!».

    Воспитатель:

    - Ребята, возьмитесь за руки, встаньте в круг. По очереди мы будем тихо-тихо  пожимать руку соседа и, улыбнувшись, говорить слова приветствия: «Здравствуй, (назвать имя), я рад (рада) тебя видеть!». (Дети выполняют упражнение).

    У всех отличное настроение - ведь мы пожелали друг другу здоровья!

    А теперь закройте глаза. (Звучит аудиозапись "Звуки леса").

    Как вы думаете, где мы с вами оказались? (В лесу). Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Нас ждут необычные превращения.

    Вокруг себя мы покрутились, и в лесных жителей превратились!  

    1. Основная часть.

    Речевая разминка «На водопой».

    Дети выразительно произносят слова и вслед за педагогом повторяют движения.

    Жарким днём лесной тропой                      (Дети спокойно идут по кругу

    Звери шли на водопой:                                 друг за другом.)

    За мамой-лосихой топал                                       (Идут, громко топая.)

                                   лосёнок,                      

    За мамой-лисицей крался                                 (Крадутся на носочках.)

                                    лисёнок.                    

    За мамой-ежихой катился                           (Приседают, медленно                                              ежонок,                                                                      двигаются вперёд.)  

    За мамой-медведицей шёл                          (Идут вперевалочку.)

    медвежонок,

    За мамою-белкой скакали бельчата,             (Скачут вприсядку.)

    За мамой-зайчихой – косые                             (Скачут на выпрямленных ногах.)

                                                зайчата,

    Волчица вела за собою                                    (Идут на четвереньках.)                                             волчат, -

    Все мамы и дети напиться                               (Лицом в круг, делают движения

                                                    хотят.                    языком - «лакают».)

        Дыхательное упражнение «Ёжик».

    Педагог:

    - Налакались лесные жители воды, и пришли на поляну. Дети тихо садятся на коврик, педагог читает загадку:

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной.

                          (Ёж)

    - Ребята, превратимся в ёжиков? Вдохните через нос и на выдохе произнесите «пых-пых...», энергично работая мышцами живота. (Дети выполняют дыхательное упражнение "Ёжик").

    Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».

    С барабаном ходит ёжик.

    Бум-бум-бум!

    (На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.)

    Целый день играет ёжик:

    Бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами...

     Бум-бум-бум!

    Ёжик в сад забрёл случайно.

    Бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он.

    Бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он.

    Бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались:

    Бум-бум-бум!

    И удары раздавались:

    Бум-бум-бум!

    Ритмическое упражнение «Зайчик испугался».

    Дети,  сидя на ковре, поочерёдно берут по две деревянные палочки.

    Педагог произносит загадочным тихим голосом:

    - Под кустиком сидел длинноухий зверь, услышал фырканье ёжика и забарабанил лапками. Кто это? (Заяц).  Послушайте, как заяц забарабанил, и повторите ритм. (Педагог простукивает ритм палочками, дети повторяют). Игорь, простучи свой ритм, а вы повторите за Игорем. (За Аминой, Алиной, Романом и др.)

    Голосовое упражнение «Подул ветер».

    - Вдруг подул сильный ветер и:

    «С сосны упали шишки» - БАМ-БАМ-БАМ (громко).

    «С дуба упали жёлуди» - Бам-Бам-Бам (тихо).

     «С клёна упали семена» - бам-бам-бам (шёпотом).

    Игра с шишками.

    Педагог:

    - Возьмите в правую ладонь шишку и повторяйте движения за мной.

    Шишку я в руке катаю,                 (Кладут шишку на правую ладонь.) 

    Зажимаю в кулаке,                     (Крепко сжимают её.) 

    Отпускаю, разжимаю               (Раскрывают ладонь.)

    И ладошками катаю.                 (Катают шишку между ладонями.)

    Те же движения повторяют, взяв шишку в левую руку.

    Сказкотерапия "Сказка про ёжика Витю" О.В.Хухлаева

    Педагог:

    - Я приглашаю вас в кинотеатр.

    - Скажите, как можно пройти в кинотеатр? (Купив билет).

    - Кто продаёт билеты? (Кассир). С помощью считалки мы выберем кассира. Педагог произносит слова считалки, дети повторяют, выбирают "кассира".

    На базаре ёжик накупил сапожек.

    Сапожки по ножке - себе,

    Поменьше немножко - жене,

    С пряжками - сыну,

    С застёжками - дочке.

    И все уложил в мешочке.

                                    (И.В.Новотворцева)

    - Купить билет можно при помощи вежливого слова.

    Дети произносят вежливые слова, "покупают  билеты", занимают свои места в кинотеатре и смотрят сказку.

    (Презентация сказки в приложении).

    Вопросы по содержанию сказки:

    - Как вы думаете, за что было  обидно ёжику?

    - Почему он плакал?

    - Что изменило жизнь ёжика?

    - Кто такой настоящий друг по мнению ёжика?

    - А как считаете вы?

    Вот как ёжик помог измениться лисе. Они стали настоящими друзьями.

    Продуктивная деятельность "Нарисуй эмоции".

    - Давайте отправим письмо детям подготовительной группы с рисунками сказочных героев. Нарисуйте эмоции тех животных, с которыми встретился ёжик.  

    3. Релаксация «Звери и птицы спят». (Звучит фонограмма колыбельной.)

    Вот и заканчивается наше путешествие по сказочному лесу. Педагог вместе с детьми идет по кругу, тихо читает:

    Обошёл ёжик весь лес,

    В свою норку спать залез.

    Глазки тихо закрыл он

    И увидел сладкий сон.

     Тихо ложитесь на спину на ковёр и закройте глаза.

    Дети на спину легли

    И, как Ёжик, видят сны.

    Тише, тише, не шумите,

    Наших деток не будите!

     (Звучит фонограмма «Все птички в гости к нам».)

    Птички стали щебетать,

    Будем глазки открывать,

    Просыпаться и вставать.

    Дети открывают глаза, встают с ковра.

    4. Ритуал прощания «Доброе животное».

    Педагог:

    - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. (Говорит тихим голосом). Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь подышим вместе! (Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперёд, выдох - все делают 2 шага назад.) Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. (Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад и т. д.) Мы все стали добрее друг к другу, внимательнее и сердечнее.

    Использованние электронных ресурсов:

    http://neposed.net/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Конспект занятия по игровому стретчингу для детей старшей группы"

    Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3226459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 150px; "}}...

    Интегрированное занятие для детей старшей группы на тему: "Лесная полянка".

    Итоговое занятие  построено с учётом имеющихся у детей знаний. Интеграция образовательных областей позволяет разнообразить  формы взаимодействия с детьми.  Воспитатель предлагает детям ...

    Методическая разработка интегрированного занятия «По следам весны» для детей старшей группы

    Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Оно построено с учетом интеграции образовательных областей.Используются разнообразные методы и прием...

    План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.

    Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....

    Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

    Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

    Методическая разработка по логоритмике с использованием мнемотехники для детей старшей логопедической группы

    Исследование психомоторики детей с ОНР свидетельствует о необходимости ведения логоритмических занятий в системе преодоления речевых нарушений у воспитанников. Использование символов и схем в проведен...


     

    Комментарии

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Спасибо за интересный материал.

    Людмила Евгеньевна Барладин

    Спасибо, Татьяна Сергеевна.