Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Методическая разработка.

 

Конспект занятия по развитию речи

для детей средней группы.

«Куда спрятались лесные жители?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuda_spryatalis_lesnye_zhiteli.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка.

 

Конспект занятия по развитию речи

для детей средней группы.

«Куда спрятались лесные жители?»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

 Разработала:

                                                                                                                                    воспитатель

                                                                                                                                        Гасанова Ц.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Санкт-Петербург

                              2022

Введение

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • формировать умение составлять связный рассказ по картинкам;
  • формировать умение образовать существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивающие:

  • развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

  •  воспитывать у детей бережное отношение к природе, к животным;
  •  желание помочь.

Актуальность: Дошкольный возраст является периодом для накапливания опыта бережного отношения к животным и формирования устойчивых форм поведения, направленных на защиту и помощь животным. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период.

Методическая разработка: конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Разработана для воспитателей и родителей детей среднего дошкольного возраста.

Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

Методы и приемы:

- словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

- наглядный (рассматривание картинок);

- проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- игровой;

- использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь животным, бережно относится к природе.

Основная часть.

Организационный момент

Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Ты и я, ты и я.

Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

Под музыку «Звуки осеннего леса» дети «отправляются в лес», (группа украшена по–осеннему.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим!

Основной момент

Воспитатель: -Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: - Это зайчик.

Воспитатель: - Давайте спросим у него что случилось?!

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

 Воспитатель: -Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Дети: -Даа!

Воспитатель: -Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

(Актуализация ранее приобретенных знаний)

- Наступила осень ...

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания 1-2 предложения).

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава высохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2–3  раза)

Воспитатель: -Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

ф-ф-ф-ф-ф-ф.

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

с-с-с-с-с-с-с.

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

Воспитатель: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

Игровое упражнение «Ласковые слова»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик:-Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом? (Разноцветные).

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Физминутка под песенку «Виноватая тучка»

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

Воспитатель: -Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая? (ответы детей)

Давайте проверим ваши высказывания.

Опыт: 

Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей)

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Воспитатель:-Ну, что, Зайчик, все запомнил. Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.

Чего пожелаем зайчику?

-Чтобы не грустил.

-Чтоб был осторожней.

-Чтобы нашел себе друзей.

Попрощаемся и возвращаемся в группу (под музыку « Звуки осеннего леса»)

 Рефлексия:

-Вам понравилась наша экскурсия?

-Кого мы встретили в лесу?

-Почему Зайчик грустил?

- Получилось у нас помочь Зайчику?

-Понравилось вам помогать?

-Что больше всего вам понравилось?

Заключительная часть

Длительность занятия выдержано в соответствии с ФГТ, возрастными особенностями детей данного возраста. Цель и задачи были достигнуты

Используемая литература:

В .В. Гербова « Развитие речи в детском саду 4-5лет».

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР по теме: "Пища. Посуда"

Предоставляю вашему вниманию конспект своего занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме недели: "Пища. Посуда". Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски. ...

Методическая разработка конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи. Звук «К»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.Звуковая культура речи. Звук «К»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе "В гостях у бабушки в деревне".

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во 2ой младшей группе " Вгостях у бабушки в деревне". Разработчик, составитель, автор: воспитатель МДОУ д.с. №29 "Росинк...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в деревню»

Методическая разработка занятия по развитию речи детей во второй младшей греппе 3-4 летПрограммное содержание:формировать у детей  понимание обобщенного понятия "домашние животные";уточ...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в деревню»

Расширять представления детей о домашних животных и их характерных  особенностях,  помочь детям увидеть различия между взрослыми и детенышами. Формировать умение слушать и понимать заданный ...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы. «Волшебное путешествие по сказкам»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы.«Волшебное путешествие по сказкам»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....