Методическая разработка интегрированного занятия «По следам весны» для детей старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Оно построено с учетом интеграции образовательных областей.

Используются разнообразные методы и приемы, наглядный материал, привлекающий внимание детей. Все это заинтересовывает на протяжении всего занятия, что способствует положительным результатам в закреплении знаний.

Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_sledam_vesny.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Сказка» п. Восточный

Омутнинского района Кировской области

Методическая разработка интегрированного занятия

«По следам весны»

для детей старшей группы 

                                                                   

 Автор:

Тетерина Галина Вениаминовна,

 воспитатель МКДОУ д/с №3

«Сказка» п. Восточный

п.Восточный

2016

Пояснительная записка

Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Оно построено с учетом интеграции образовательных областей.

Используются разнообразные методы и приемы, наглядный материал, привлекающий внимание детей. Все это заинтересовывает на протяжении всего занятия, что способствует положительным результатам в закреплении знаний.

Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных учреждений.

Цель:

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе: ярче и теплее светит солнце, тает снег, появляются лужи, ручейки, с крыш капает капель, распускаются вербы, возвращаются перелетные птицы, строят гнезда;

  1. Развивать у детей наблюдательность, воображение, интерес к окружающей природе. Развивать речь, пальчиковую моторику; активизировать в речи детей прилагательные;
  2. Развивать умения детей в продуктивной деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к своему здоровью.
  4. Продолжать учить детей использовать разные материалы в аппликации.

Обогащение словаря:

перелетные птицы, солнышко нежное, золотое, красное, лучистое, горячее, ослепительное.

Интеграция образовательных областей:

Познание. Коммуникация. Социализация. Здоровье. Безопасность. Художественное творчество. Музыка.

Методические советы:

В начале занятия собрать внимание детей при помощи загадки, затем акцентировать его на растаявшем снеговике. Дальше дети постепенно проходят по заранее распланированным зонам, участвуя в беседах, играх, коллективной художественной деятельности.

После занятия на прогулках дети находят приметы весны и тем самым закрепляют полученные знания и узнают, что-то новое о времени года.

В конце сезона можно провести КВН, тематическую викторину с участием детей и родителей.

Предварительная работа:

Опыты с водой и снегом, наблюдение за гнездом вороны, слушание голосов птиц в аудиозаписи, рассматривание альбомов о весне, создание совместно с детьми и родителями альбома о перелётных птицах.

Оформление группы:

У окна стоит растаявший снеговик в луже, рядом лежат угольки, морковка, ведёрко, конверт с письмом. На полу - бутафорские лужи, в них бумажные кораблики. В центре группы – макет солнышка со свёрнутыми лучиками. На подоконнике веточка вербы в вазе с водой. В стороне стоят полукругом стульчики для детей.

Оборудование: 

Вода, снег, морковка, угольки – для снеговика;

письмо, в котором находятся карточки с изображением лампочки, костра, солнца; книжка - раскладушка с изображением признаков ранней весны (солнышко, сосульки, веточка вербы, птичка).

бутафорские лужи;

бумажные кораблики;

бельевые прищепки, заготовки для гнезда (веточки, перышки, вата);

макет солнца;

веточки вербы;

магнитофон с аудиозаписью «Голоса птиц». Металлофон.

Материал для коллективной аппликации: прямоугольник цветной бумаги для

вырезывания вазы, мелкие кусочки ниток, коричневые нитки для веточек, ножницы, клей ПВА.

Ход занятия:

В. - Дети, сегодня к нам в гости обещал прийти.., а кто, вы узнаете из загадки:

Снег катали и месили, человека мы лепили.

Вместо глаз – два уголька,

Там, где нос – морковка,

Кто он, наш Егорка? (Снеговик).

В. - Что-то долго он не идет. Давайте в окно посмотрим, может, он на улице стоит и не заходит. (Смотрим в окно, но никого не видим. У окна дети находят снежную лужу, а в луже морковка и угольки).

В. - Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? (ответы детей).

В. - Чьи морковка и угольки?

В. - Что с ним случилось? Почему Снеговик растаял?

В. - А здесь еще что-то лежит. (Дети находят письмо). - Это же письмо! Его  принёс нам Снеговик, но от тепла он растаял (читаем адрес на конверте:  «Детям старшей  группы от перелетных птиц».

В. – Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (Дети перечисляют).

Раскрываем конверт и читаем письмо:

«Здравствуйте дети! Мы – перелетные птицы, просим вас о помощи! Зима решила, что она самая главная, и не хочет уступать место Весне. Грустят под снежным одеялом растения, деревья стоят голые. А мы – птички, не поем свои песни, нам холодно. Весна говорит, что есть чудо, которое победит холод. Может, с помощью этих картинок вы поможете нам спасти Весну. Посмотрите на них и помогите нам выбрать то, что поможет Весне».

 (на картинках изображены: лампочка, костер, солнышко).

Идут рассуждения детей, они делают вывод: весне поможет солнышко.

В. - В конверте еще что-то есть (достаю из конверта книжку с картинками).

В. - Давайте ее посмотрим (присаживаются на стульчики).

В. - Это же чьи – то следы! Я вам предлагаю отправиться по ним, книжка нам поможет их найти, и рассказать друг другу, что это за следы.

В. - Чей след мы видим на первой страничке? (рассматриваем страницу книги, видим солнце).

Проводится игровое упражнение «Солнышко-солнышко, золотое донышко».

(Дети встают в круг, в центре макет солнца).

         Солнышко, солнышко - золотое донышко! (показывают руками)

         Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (идут по кругу)

         А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

         И весну к нам приглашают! (разводят руками от себя).

В. - Давайте поможем солнышку расправить свои лучики.

Нужно вытянуть лучик и сказать, какое бывает солнышко.

Дети называют признаки весеннего солнышка (яркое, теплое, доброе, нежное, золотое, красное, лучистое, горячее, ослепительное, ласковое). Затем вытягивают скрученную ленточку в виде лучика.

В. - Какое весеннее солнышко у нас получилось! Солнце – самое большое, доброе чудо, оно поможет Весне и птицам. Вот какой след Весна нам показала.

(Слышится звук металлофона.)

В. - Дети, на что похож этот звук? (на капель)

В. - А что такое капель? (это когда сосульки капают)

В. - Кто знает, как появляются сосульки? (снег на крышах домов тает на солнце и превращается в воду, а ночью бывает холодно, и капельки воды замерзают, превращаются в  сосульки). Это еще один след Весны. А в книжке есть страничка, на которой нарисована сосулька.

В.- А я знаю одну девочку, она очень любит лизать сосульки на улице. Вы хотите сосульку полизать? Почему?

В. - Ой, что это под ногами? (вода, лужа)

В. - Как появляются лужи весной? (снег тает и превращается в воду).

- Какая вода в луже? (холодная, грязная, ледяная, мутная)

- Мама разрешает по лужам ходить? (ходим по лужам, как петушки, ноги поднимаем, чтобы не зачерпнуть в сапоги и не промочить ноги.).

-Так,  что за след Весны мы нашли? (Лужи).

Открываем следующую страничку книжки.

В.- Дети, а вы помните, кто попросил нас найти следы весны?   (Птицы).  

В. - Как вы думаете, чем занимаются птицы весной? (строят гнезда, выводят

птенцов).

В. - Из чего они строят гнезда? (из веточек, пуха, ваты)

В. - Давайте мы с вами сейчас превратимся в птичек и попробуем построить птичье гнездо (раздаю бельевые прищепки)

В. - Это «клювик» птицы. Всё, что найдете для гнезда, берите «клювиком» и несите сюда, здесь мы построим гнездо.

В. - Говорим волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс, на месте покружились и  в птичку превратились» (дети на полу находят веточки, вату, перышки и в «клювиках» несут и сооружают гнездо).

В. - Какое хорошее получилось гнездо!

В.- А сейчас, чтобы превратиться в детей нужно снова сказать волшебные слова: «Крибле - крабле - бумс, на месте покружились и в детей превратились».

В. - Трудно было строить гнездо? (Да).

В. - Птицам тоже трудно их строить. Значит, какое правило мы с вами должны помнить?

- Никогда не разоряйте птичьи гнезда. Птицы – наши друзья!

В. - Послушайте, как рады птички, что мы построили такое прочное гнездо!

Они благодарят нас своим пением (звучит запись с голосами птиц).

Проводится пальчиковая игра:

«Раз, два, три, четыре, пять – дружно мы пошли гулять!

Этот пальчик по тропинке, а сосед в одном ботинке!

Этот пальчик шел по луже, был ему товарищ нужен.

Этот пальчик птиц увидел, их вспугнул, но не обидел.

Птицы с шумом улетели, с ним играть не захотели!

В.- В нашей книжке осталась последняя страничка. Что здесь нарисовано? (верба, веточки вербы). А кто найдёт нам этот след Весны? (Дети находят вербную веточку).

- Верба зацвела – Весна в разгаре!

- Потрогайте, на что похожи почки у вербы?

- Понюхайте, чем они пахнут?

- Дети, скажите, можно ли ломать ветки деревьев? (нет).

- Почему? (деревьям больно, они живые, могут погибнуть).

- Какие вы у меня молодцы! Всё знаете.

- А я умею делать вербу из кусочков ниток и цветной бумаги, и я вас тоже сейчас научу. (Дети выполняют аппликацию).

- Дети, как вы думаете, одолеет Весна Зиму?   (дети высказывают свои предположения). Что мы сегодня искали? (следы Весны).

Она вам оставила их. Кому какие следы понравились, можете взять себе на память.

-На прогулке вы тоже можете поискать следы Весны и рассказать нам о них.

Список литературы

1.  Елкина Н.В. 100 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997.

2. Немихина Л.Н. Как солнце весне помогало// Ребенок в детском саду.- 2008.- №2.

3.  http://www.moi-detsad.ru/ [Электронный ресурс]