Методическая разработка по логоритмике с использованием мнемотехники для детей старшей логопедической группы
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

milovanovaelena

Исследование психомоторики детей с ОНР свидетельствует о необходимости ведения логоритмических занятий в системе преодоления речевых нарушений у воспитанников. Использование символов и схем в проведении логоритмических занятий помогает развивать наглядно-образное мышление воспитанников, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти. 

Методическая разработка по логоритмике предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В ней корректно поставлена цель, определены задачи, подробно представлена структура логоритмических занятий, представлен предполагаемый результат. Информационное обеспечение методической разработки представлено современными источниками.

Данная разработка может быть рекомендована к использованию в логопедических группах для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

 по логоритмике с использованием мнемотехники

для детей старшей логопедической группы

(в рамках реализации современных образовательных технологий)

Пояснительная записка.

Во многих странах в начале XX века большое распространение получила система ритмического воспитания. Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз. При помощи сочетания ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

В последние годы отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, поэтому остается актуальной проблема оказания помощи детям с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения. К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся:

– нормализация у детей психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– исправление у детей ряда речевых недостатков;

– формирование у детей связной речи на занятиях, в совместной практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой (логоритмикой).

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством преодоления речевых нарушений у детей 5-6 лет служат приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми информации, и конечно развитие речи.

Цель данного пособия: преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет путем коррекционно-развивающего воздействия на их речевое, музыкально-ритмическое и физическое развитие.

Форма организации совместной деятельности взрослого и детей: логоритмические занятия.

Задачи:

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедических групп;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать календарно-тематический  план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
  • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

К концу учебного года:

  • ребёнок общается со взрослыми и сверстниками, используя простые распространённые предложения;
  • ребёнок выполняет движения в соответствии со словами (текстом);
  •  у ребёнка улучшена способность ориентироваться в пространстве, он различает правую и левую стороны относительно своего тела, двигается в заданных направлениях;
  •  у ребёнка улучшены показатели словесного, зрительного и двигательного внимания и памяти, мышления и воображения;
  • у ребёнка отмечены положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей в соответствии с возрастом;
  •  ребёнок доброжелательно относится ко всем детям в группе;
  •  у ребёнка сформировано бережное отношение к природе, животным;
  •  у ребёнка улучшены показатели правильного речевого и физиологического дыхания;
  •  у ребёнка сформирована способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах;
  •  у ребёнка привита потребность в здоровом образе жизни, заботе о своём здоровье и здоровье окружающих;
  •  у ребёнка сформированы умения различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  •  ребёнок разучивает стихи, песни, тексты с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц;
  •  у ребёнка улучшены результаты мониторинга развития речи.

Календарно – тематическое планирование

Период

Название занятия

Цель

Оборудование

Деятельность детей

Сентябрь

1. «Прогулка

в осеннем лесу».

-Учить согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста;

- Учить переключать своё внимание.

Осенние листья;

 иллюстрации – птички, филин, ежик, зайчик с барабаном.

Дети в  самостоятельной деятельности могут выполнить артикуляционное упражнение «Слоник» («Трубочка»), выполнить пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев и лица.

2. «Землянич-ка».

- Учить определять время года, состояние погоды;

 - Учить правильно распределять речевое

и физиоло-гическое дыхание;

- Учить менять силу голоса в упражнениях и играх.

Игрушки – птичка, мышка, лягушка, ежи; зонт.

Дети смогут самостоятельно выполнить пальчиковую гимнастику «Птенчики в гнезде», дыхательное упражнение «Мышки принюхиваются» и самомассаж лица и тела.

Октябрь

3. «Осенняя ярмарка».

- Учить различать друг от друга овощи и фрукты;

- Развивать умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Солнышко на палочке, муляжи – морковь, арбуз, помидор, огурец, капуста.

Дети смогут самостоятельно выполнить гимнастику для глаз «Солнышко и тучки», дыхательное упражнение «Синьор помидор», пальчиковую игру «Капуста»

4. «Кто как к зиме готовится».

- Учить определять и называть животных;

- Формировать умение повторять и выполнять за логопедом оздоровительную гимнастику;

- Формировать понятие дисциплины на занятии.

Игрушки –мишка, лиса, заяц, крот, оса, ежик, белка.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж пальцев «Рукавицы», артикуляционную гимнастику «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», дыхательное упражнение «Осы».

Ноябрь

5. «Сундучок Осени».

- Учить различать друг от друга овощи и фрукты, ягоды;

- Учить различать на слух характер музыки;

- Развивать умение самостоятельно выполнять самомассаж.

Осенние подарки – морковь, капуста, мед, ягоды рябины.

Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье», «Блинчик», пальчиковую игру «Орехи».

6. «Почему медведь зимой спит».

- Учить двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения;

- Повторить названия зимних месяцев;

- Развивать умение громко и чётко проговаривать пальчиковые гимнастики.

Игрушки – медведь, заяц, ежик, белка, лиса, курица.

Дети смогут выполнить артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», массаж ног «Курочки и петушок».

Декабрь

7. «Снежная баба».

- Учить отвечать внятно на поставленные вопросы;

- Учить выразительно и ритмично двигаться под музыку;

- Учить называть некоторые музыкальные инструменты.

Снежинки на ниточках – каждому, снеговик.

Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Горка», «Саночки», дыхательное упражнение «Дед Мороз».

8. «Новогодний поезд».

- Развивать умение координировать свои движения;

- Прививать умение эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

- Учить помогать друг другу, когда это необходимо.

Бумажные елочки на палочке, детские музыкальные инструменты.

Дети самостоятельно смогут выполнить пальчиковую игру «Вышел котик погулять», гимнастику для шеи «Петушок», гимнастику для глаз «Елочка».

Январь

9.«Зимняя царица».

- Формировать умение координировать свои движения;

- Прививать умение эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

- Учить помогать друг другу, когда это необходимо.

Маленькие елочки на палочке -  по одной каждому.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж пальцев «Орешник», гимнастику для глаз «Елочка».

10. «Кошкин дом».

- Учить чётко и с толком проговаривать слова;

- Учить выполнять технику поточного самомассажа;

- Формировать умение ритмично двигаться под музыку.

Игрушки – кошка, цыплята, петух, курочка, селезень.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж рук «Строим дом», пальчиковую игру «Танец мух».

Февраль

11. «Строим дом».

- Учить отвечать внятно на поставленные вопросы;

- Учить выразительно и ритмично двигаться под музыку;

- Учить называть некоторые музыкальные инструменты.

Иллюстрации машин – экскаватора, самосвала; игрушечные молоток, пила, малярная кисть.

Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Автомат», «Маляр», массаж пальцев «Куличи», пальчиковую игру «Угощение гномов».

12. «Кем быть?»

- Развивать умение ритмично повторять движения за педагогом;

- Учить рассуждать, полными ответами, отвечать на поставленные вопросы.

Иллюстрации – шофер, дворник, охранник, летчик, врач, музыкант, прачка.

Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Рубанок», «Молоток», «Маляр», «Катушка», пальчиковую игру «Я художник».

Март

13. «Веселые музыканты».

- Учить выполнять массаж пальцев рук;

- Прививать умение сопереживать сказочным персонажам;

- Учить быть внимательными и добрыми по отношению друг к другу.

Детские музыкальные инструменты.

Дети самостоятельно смогут выполнить пальчиковую игру «По клавишам стучим», артикуляционную гимнастику, массаж рук «Скворцы».

14. «Кто где живет».

- Развивать умение равномерно распределять воздух во время дыхательных упражнений;

- Приучать начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.

Иллюстрации – пес в конуре, дятел, медведь в берлоге, лиса в норе.

Иллюстрации – пес в конуре, дятел, медведь в берлоге, лиса в норе.

Апрель

15. «Зайкин день».

- Уметь напрягаться и расслабляться в музыкальной гимнастике и музыкальных играх;

- Учить согласовывать движения со словами;

- Развивать умение выразительно передавать характер песни.

Игрушки – зайка, сорока, утенок.

Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье», «Выпьем молочко», «Жевание», дыхательное упражнение «Ветерок», пальчиковую игру «Пирожки и плюшки», самомассаж тела «Мочалка».

16. «Птицы».

- Учить узнавать птиц по картинкам;

- Учить изображать их голоса;

- Учить проводить ассоциативные связи с сюжетом,  ритмом и характером музыкальных заданий;

- Развивать умение сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.

Иллюстрации – скворец, петух, утка, синица, и т.д.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж шеи «Петушок», пальчиковая игра «Кря! Кря!».

Май

17. «В гостях у лягушат».

- Формировать умение контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу, повторять за педагогом и отражать  ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.

Игрушки – лягушки, иллюстрации – рак, жаба, дрозд.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж «Лягушата», артикуляционную гимнастику «Заборчик», «Рупор», «Трубочка».

18. «Муха – Цокотуха».

- Учить выполнять элементы пальчиковых фигур, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Иллюстрации к сказке – муха, тараканы, букашки, паук, комарик.

Дети самостоятельно смогут выполнить массаж лица «Бурундук»,артикуляционную гимнастику «Чашечка», «Пирожок», «Болтушка».

Литература:

1.Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

2.«Пособие для логопедов. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» Микляева Н. В., Полозова О. А.

3.«Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР» Бабушкина Л. Р., Кисляков О. М.

4.О. Новиковская, «Логоритмика: Игры и упражнения». Методическое пособие. – М.: 2005.

5.Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

6.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;

7.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,  Б.Б. Егорова;

8.Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» 9.М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.

Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...

ООД для детей старшей логопедической группы с элементами логоритмики Тема: «Осеннее путешествие».

Образовательная  познавательная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения, на тему "Осеннее путешествие"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.

Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....

конспект воспитательно- игровой ситуации с элементами логоритмики для детей старшей логопедической группы на тему "Путешествие в осенний лес"

Данный конспект содержит материал по основным видам музыкальной деятельности с использованием пальчиковой гимнастики, массажа спины, упражнений на внимание и другое....