Методическая копилка
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Сценарий  праздника «Богатыри земли русской»

Подготовила: Токан А.В.,

воспитатель

Воспитатель: — Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи — хазары и монголы - татары часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности.

Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети: — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

— Правильно, а кем они были?

Дети: — Богатырями.

Диана:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Кирилл:

Отечество моё! Россия
В тебе дух старины живет
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.

Россия — мать! Тебе хвала
В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла
Ты многое бы рассказала.

Вартан:

Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.

Лев:

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Егор С.

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!

Василиса:

Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

Воспитатель: — Богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Воспитатель: но сначала давайте представимся.

«Витязи»:

Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём богатырей!

«Богатыри»:

Победить желает каждый
И в команде слабых нет!
От богатырей отважных 
Славным «Витязям» - привет!

Воспитатель: Но, а теперь давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: — Дорогу.

Воспитатель: — Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо — Деньги и слава,
Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.

— Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: — Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель: — Молодцы, давайте для начала расскажем о себе.

1 Данила:

— На лбу бывают шишки.
Под глазом — фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы богатыри.

2 Артём Л.:

— Царапины, занозы.
Нам страшен только йод!
Тут не стесняясь слезы
Сам полководец льет.

3 Матвей:

— Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.

Начинаем наши состязания, первое задание: 

— Для начала разомнитесь
И по кочкам вы пройдитесь,
Соступать вам с них нельзя
Пропасть ждёт вас там, друзья.

Командам нужно пройти на другую сторону зала, используя дощечки.

Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, сказаний, стихотворений, из книг.)

- Былина произошла от слова быль, былина. В русском народе из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев похожие на песню былины о героях-богатырях, об их подвигах.)

- Сказитель рассказывал о том, как было, делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, смекалку, доброту.

(Входит сказитель.)

Вадим:

Расскажу я вам про дела старые
Да про старые, про бывалые.
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Воспитатель: Вот так, ребята, слагалась былина.

Второе задание: 

— Вот преграда на пути,
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!

Детям нужно рассказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

«Не родом богатырь славен, а подвигом».

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».

«Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».

«В русском сердце честь да любовь».

«Смелость силе воевода».

«Кто смел, тот и на коня сел».

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».

«На Руси не все караси, есть и ерши».

«Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать».

«Бой отвагу любит».

«Волков бояться в лес не ходить».

Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить — Родине служить.
Счастье — Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: — Передохнуть бы пора! Привал! Да только во время отдыха нужно сил набраться. А для этого пляска русская народная — хорошая помощница.

Дети танцуют русский народный танец. 

Третье задание: 

— Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти —
Соловей, разбойник злой,
Мост сломал здесь над рекой.

Детям нужно пройти по скамье, проползти через тоннель.

Воспитатель: - Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)

- Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Садко, Князь Владимир, Никита Селянинович.)

Воспитатель: — Дети, а с кем боролись герои — богатыри?

Дети: — С Соловьем-разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Дети исполняют патриотическую песню о России. 

Четвёртое задание: 

— Здесь преграда, здесь Кощей,
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти,
Нужно доказать, что вы богатыри.

Дети должны взять меч, коня и преодолеть полосу препятствий.

Воспитатель: «Витязи» - сложите слова: Русь, щит, меч. «Богатыри» - сложите слова: меч, Илья, Садко.

Пятое задание:

— Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!

Дети соревнуются в скорости — бегают с мячом в руках. Мяч символизирует отрубленную голову Змея Горыныча.

Звучит музыка.

Воспитатель:

— Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И в конце мы должны вспомнить, какой завет оставили нам богатыри?
Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. 

Лёша:

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!

Даша:

- А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Воспитатель:

И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Воспитатель раздает детям раскраски.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...