«Казачьи посиделки» (Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Таратонкина Наталья Владимировна

Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki_v_detskom_sadu.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №8 ВИНОГРАДИНКА»

«Казачьи посиделки»

(Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)

Цели и задачи.

  • Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
  • Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.
  • Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
  • Побуждать детей и родителей к активному участию.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.
  • Развивать музыкальные способности детей.

Предварительная работа

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Приглашение гостей. (школьники, коллектив «Хуторянка», юртовой атаман)

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи  костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,

Ответственные: музыкальный  руководитель,  воспитатели.

Зал украшен в донском стиле: курень, колодец, лошадь, самовар на столе с угощением. Стоит казачка, ждёт гостей.

Хозяйка. Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки. А вот они и едут, ведерниковские казачата. Встречайте.

Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, встают вокруг хозяйки полукругом.

Гости. Здорово дневали, хозяюшка!

Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Гости дорогие! Слава богу на многие лета! Милости просим в наш курень! Собирайся , народ, в наш весёлый хоровод.

Песни петь да плясать, Всех вокруг собирать.

1-й ребёнок. Тихий Дон – река героев, счастье новой жизни.

Тихий Дон – казачья слава, милая отчизна!

2-й ребёнок. От Азовского сиденья вплоть до нынешних боёв

Прогремела в поколеньях слава донских казаков.

3-й ребёнок. Вспомним всех героев Дона, почесть предкам воздадим.

И на их делах достойных славу Дона возродим.

4-й ребёнок. Вольный Дон – любовь казачья, синегрудые  ветра.

И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…

5-й ребёнок. Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.

 Хозяйка. Встречайте наших гостей – казачат из Ведерниковской казачьей  школы.

В зал под музыку заходят школьники в казачьих костюмах, встают полукругом за детьми старшей группы. Исполняют песню «Мы с тобой казаки». После песни дети из старшей группы садятся на стулья. Школьники исполняют песню «А у нас на Дону» (руководитель Жиров А.И.) После песен под аплодисменты выходят из зала.

Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?

Девочки. Мы вчера спустились к Дону

И водой умылися!

Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.

Ваши щёчки заалели,

Словно мака лепестки.

Мальчик. Как у нас на Дону – зорьки ясные,

Как у нас на Дону – ветры ястребы,

Как у нас на Дону – дали синие,

А казачки у нас говорливые.

Девочки-казачки исполняют песню «Вечер, вечер матушка».

Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня! Но казачка не только песней славится, но и пляской.

Девочки танцуют «Танец с коромыслами».

Хозяйка. Казачки, а знаете ли вы казачьи потешки?

Ребёнок. Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка. А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка. Иди, Женя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.

1-й казачок. Казак без коня не проживёт и дня.

2-й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.

3-й казачок. Не конь казака красит, а казак – коня.

4-й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья.

Исполняют танец казачат с конями.  После танца садятся.

( Показывается казачок.  Девочка приглашает его погутарить.)

Девочка. Приходи, Игнашка, трошки погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень.

Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.

Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)

Стук в дверь. Заходят казачки из хора «Хуторянка». Кланяются, приветствуют.

Казачки. Здорово дневали, казаки и казачки!

Все. Слава Богу!

1-я казачка. Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

2-я казачка. Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Казачка. Примите нас в свой карагод.

Хозяйка. А мы сейчас посмотрим какие вы казачки, знаете ли наши сказания, пословицы.

 Казачки по очереди говорят пословицы и поговорки.

- Казаку всегда мила родная сторона.

-По казаку и Дон плачет.

- Каков казак отец, таков и сын молодец.

- Казак без коня, что воин без ружья.

- Дон тихий, а слава о нём громкая.

Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?

Хозяйка. А как же.

1-й ребёнок. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

2-й ребёнок. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

3-й ребёнок. Казачья смелость порушит любую крепость.

4-й ребёнок. Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

5-й ребёнок. Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.

6-й ребёнок. На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Хозяйка. Молодцы! Ну понравились вам наши станичники? Примите их в свой карагод?

Все. Милости просим.

Хор «Хуторянка» исполняют песни «Виноград да на веточке» и «Казанники мои».

Ведущая. А знаете ли вы, как раньше было?

На степях было, на Саратовских

На реке, на Камышинке,

Там жили люди вольные

Люди вольные, роскошные,

Донские, гребенские и яицкие.

Был у них атаман, а у атамана свой помощник.

Назывался он есаул.

Собирались они во единый круг,

И думу думали, где зимовать.

Решили идти на Тихий Дон.

И прибегали на Тихий Дон мужики из России.

Они стали называть себя казаками, а войско своё – Донским.

Кто бы ни прибился к войску Донскому – становился вольным казаком.

Мальчики-казачки исполняют песню «Шашка».

Хозяйка. Молодые казаки-станичники, буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, нас старых казаков позабавить.

Игры.

Ведущая. На посиделках устраивали состязания.

А может на наших посиделках устроить состязания? Давайте попробуем.

  1. Сбивание друг друга подушками.
  2. Папаха. Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует. После игры дети садятся на стулья.
  3. А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание. (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)

Хозяйка. А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?

Девочки исполняют танец казачек.

Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём.

Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О.П.)

1-й ребёнок. На Дону гуляют волны,

Гребешками пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

2-й ребёнок. Начинается песней могучею

Наша родная река.

Житом, пшеницей пахучею,

Добрым трудом казака.

3-й ребёнок. Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,

Как много ты для нас всех значишь!

Прими от нас земной поклон,

Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок. В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина, Родина моя.

5-й ребёнок. Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Казачата».

Хозяйка.  На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху,  так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!

Все было: игрища, песни, пляски.  Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!

Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посиделки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник "Посиделки" проводится в осенний период для детей старших дошкольных групп.В него входят: песни, танцы, игры, сказки, устное творчество народной тематики, в частности фолькл...

Конспект зимнего праздника "Новый год волшебный праздник" для детей старшей и подготовительной групп

Конспект зимнего праздника "Новый год волшебный праздник" для детей старшей и подготовительной групп направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой д...

Широкая Масленица сценарий фольклорного досуга для детей старшей и подготовительной группы

Широкая Масленицасценарий фольклорного досуга для детей старшей и подготовительной группы[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16668482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Конспект фольклорного праздника «Кузьминки» для старшей и подготовительной группы.

Конспект фольклорного праздника «Кузьминки» Цели:развитие познавательного интере­са к специфике бытовой народной культуры;формирование представлений о жизни предков.воспитание люб...

Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы «День защиты детей»

Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы «День защиты детей»....