РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
консультация (младшая группа) на тему

Черво Светлана Владимировна

 

«Влияние русского народного фольклора на развитие активной речи у детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Влияние русского народного фольклора на развитие активной речи у детей раннего возраста»

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Рассказать родителям, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Начало собрания сопровождается мелодией «Во поле береза стояла».

1 воспитатель. Добро пожаловать, гости дорогие в нашу горницу! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 воспитатель. Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

(гостей располагаем на стулья в форме круга)

1 воспитатель. Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Сядем рядком да поговорим ладком.

2 воспитатель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Вот и пролетел учебный год. Ваши детки повзрослели, речи дивные ведут, сказки да стихи сказывают…

1 воспитатель. Вот мы и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Роль фольклора в развитии речи ребенка». Ведь без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь является одним из залогов успешности человека в современном мире, позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми и органично вписаться в любой коллектив.

2 воспитатель. Чтобы наши дети овладели необходимыми движениями, речью, разными умениями, их этому надо учить. Малыши подражают окружающим их людям, и поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какой речью овладеет малыш. Ведь всем хочется, чтобы она была грамматически правильной, плавной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.

1 воспитатель. Чтобы этого добиться надо помочь ребенку: освоить разговорную речь; расширить его словарный запас. Чтобы речь ребенка была понятной, внятной и красивой: сформировать звуковую культуру речи и связную речь.

Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение).

/Малые жанры фольклора -это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. /.

И, как говорил великий педагог Г. С. Виноградов, фольклор в дошкольном учреждений –источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, свой творческий потенциал.

Входит Бабушка – Забавушка (няня):

- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)

-В гости к вам пришла я Бабушка – Забавушка. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. И вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Многочисленные жанры народного творчества вошли в детский фольклор.

А какие жанры устного народного творчества вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

1. Потешки

2. Считалки

3. Колыбельные песни

4. Пестушки

5. Прибаутки

6. Частушки

7. Заклички

8. Дразнилки

9. Небылицы (перевертыши)

10. Скороговорки

11. Пословицы

12. Поговорки

13. Загадки

14. Песни игровые и хороводные

• Фольклорная сказка: о животных; волшебная; бытовая.

Хозяюшка: Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. Где же, как не в русском народном фольклоре, нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Предлагаю заполнить родителям анкеты.

Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Диагностика родителей «Представление о развитии речи у детей раннего возраста».

ФИО родителя ______________________________________________________________

ФИ ребенка__________________________________________________________________

Нужное почеркнуть!!!

1.  маловыразительная и однообразная (многообразная и выразительная) мимика;

2.  эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности или оральных синкинезий;

3. адекватные, неадекватные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие;

4. выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

5. наличие (отсутствие) направленного взгляда «соединяющего» использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

6. умение (неумение) всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).

7. развиваются (отсутствуют) движения языка из стороны в сторону и вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

8. понимание (отсутствие понимания) обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, реагирует на запреты, выполняет простую инструкцию);

9. появление (отсутствие) первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких упрощенных слов);

10. первоочередное усвоение (отсутствие) основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (ребенок смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.);

2. Бабушка – Забавушка: «А мы припасли для вас забавушек на всякий вкус.

1.Как у нашего соседа

весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют, всех потешают.

-Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. И наши дети сейчас продемонстрируют одну из таких игр.

Игра «К нам коза пришла …» (дети)

2 Бабушка – Забавушка: А как же проводится жеребьевка детей в разных играх? (при помощи считалок)

Дети встают в круг и произносят считалку.

3 «Туесок скороговорок»

Бабушка – Забавушка: Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей да как можно веселей!

Несколько родителей выходят прочитать скороговорки (чистоговорки)

4 Бабушка – Забавушка:

По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка".

Примеры: "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Как снег на голову", "На помине легок", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Бабушка – Забавушка: Уважаемые родители, закончите пословицы:

• или «Угадай пословицу по картинке» (на экране)

5 Бабушка – Забавушка: Загадка- это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Родителям предлагается вспомнить загадки.

6 Бабушка – Забавушка: И, наконец, сказки!

Сказка-ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!

Хозяюшка:

Пришло время создать нам книгу сказок, придуманных и проиллюстрированных нашими детьми со своими родителями.

Хозяюшка: Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...