Литературно музыкальная гостиная. Зима.
проект (старшая группа) на тему

Литературно музыкальная гостиная. Зима.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «Зима»

Цели: познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских художников; показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов; формировать у детей чувство любви к русской поэзии и живописи.

 Дети заходят в зал, под музыку _____________________________________ и садятся на стульчики, воспитатель ждет их в зале.

 Слайд1 

Ведущий: Я рада вас приветствовать в нашей литературной гостиной.

Мне кажется, я что-то слышу.  Закроем глаза и послушаем.

(дети закрывают глаза)

Звучит звук метели, вьюги, хруст снега.

Ведущий: Ребята, откройте глазки. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.

Дети: (отвечают полным ответом) Шум метели, вьюги, хруст снега под ногами.

Ведущий: (подводит итог) Вот оказывается, какие звуки мы слышали.

Ребята, скажите, вы догадались, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча?

Дети. Наша встреча будет посвящена Зиме.

Ведущий: Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.

Прислушайтесь, к нам кто-то идет.

Под музыку входят месяцы.

Декабрь: Я декабрь – старший сын

Льда и снега господин.

Я работы не боюсь,

Днем и ночью я тружусь:

Землю снегом посыпаю,

Реки льдами укрываю.

Январь: Я январь – средний сын,

Лютой стужи господин.

Ну-ка, дети, не ленитесь,

Бегайте без передышки!

А не то не пожалею –

Превращу во льдышки!

Февраль: я февраль – младший сын,

Я метелей господин!

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу!

Ведущая: Присаживайтесь, гости дорогие! Послушайте, о зиме сегодня мы с ребятами разговор вести будем!

Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.

Чтец 1 Вера И.С.Никитин «Здравствуй гостья зима»

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Чтец 2 Алена

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Ведущий. Давайте совершим путешествие в зиму. Из всех времён года – она самая величественная, торжественная и таинственная. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам разгадать тайны зимы. Давайте послушаем, как поэты описывают зиму в своих стихотворениях.

Чтец 3 Костя «Поет зима-аукает…»

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чтец 4  Никита

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

Чтец 5 Саша Б

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Слайд 2

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на портрет известного художника Грабарь Игоря Эммануиловича.

Хочу познакомить вас с его картинами. Этот художник очень любил писать зимние Пейзажи.

Слайд 3-5

Ведущий: Художник сам признавал, что больше всего любит писать зимние пейзажи. Грабарь писал природное явление - иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Писал в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея».

Ведущий: Чтобы нарисовать картину художник использует краски, а писатели и поэты - слово.

Чтец 6 Настя

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Чтец 7Артем Р А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Ведущий. Начало зимы завораживало многих художников, поэтов, композиторов. Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения композитора П. И. Чайковского «Декабрь». (звучит отрывок «Времена года» Чайковский)

Ведущий: Декабрь – это первый месяц зимы. Именно в этом месяце мы готовимся к замечательному празднику – Новому году. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. А самым главным, почетным гостем был, конечно…

Дети: Дед Мороз!

Чтец 8 Миша

...Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Иль на окнах дышит

Закоптелых хат

Да узоры пишет,

Глядя на ребят...

Ведущий: Деду Морозу на празнике мы читали стихи, пели песни, танцевали.

Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»

Слайд 6

Чтец 9 Даша К. Бальмонта «Снежинка»

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Ведущий: приглашаем снежинок!

Танец снежинок.

Слайд 7

Ведущий: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?

Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.

Ведущий: Молодцы! Январь — середина зимы и начало года. Январь на Руси — самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее.

Чтец 9 Тася А.Фет «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Чтец 10 Маша

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Ведущий: В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:

Зимой солнце — что мачеха: светит да не греет;

Новый год — к весне поворот;

Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.

В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.

Но в то же время зима очень заботливая. Укрывает снегом леса, поля, землю, чтобы растения, цветы не мерзли.


Чтец 11 Саша Г с мамой

- Отчего, родная, снег зимой идет?

- Из него природа одеяльце ткет!

- Одеяльце, мама? А зачем оно?!

- Без него в земле бы стало холодно!

- А кому, родная, в ней тепла искать?!

- Тем, кому придется зиму зимовать:

Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов.

Ведущий: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?

Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.

Слайд 8

Ведущий: Совершенно верно. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес — злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:

У февраля два друга — метель да вьюга.

Февраль — месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.

Февраль солнце на весну поворачивает.

Инсценировка песни «как на тоненький ледок»

Ведущий: Хочу обратить Ваше внимание на еще одну картину Грабаря И.Э. «Февральская лазурь»

Слайд 9

Ведущий: 

Название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный  мир русской поздней зимы.

Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы. Проблески проталин — все говорит о скором приближении весны. Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся берез, ясное голубое небо нежно легли на холст выдающегося русского художника Игоря Грабаря.

Послушайте как рассказывает о березе поэт, Сергей Есенин в своем стихотворении «Белая береза»

Чтец 13 Настя

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий: Мы вспомнили и поговорили сегодня с вами про все 3 месяца зимы. Давайте, сейчас исполним о них песню.

Песня «3 белых коня»

Ведущий: Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Именно зимой люди отмечают самый волшебный и долгожданный праздник – Новый год. И, конечно же, есть очень много зимних сказок. Самая известная, наверно, новогодняя сказка – «Щелкунчик». Русский композитор П.И.Чайковский написал балет по этой сказке. Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка, а сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег. Она называется «Вальс зимних хлопьев». Давайте мы с вами ее посмотрим.

Слайд 10

И на такой сказочной, волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить нашу гостиную. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась?

А нашим гостям зимним месяцам было интересно?

Месяцы : Да. От Зимы вам Привет. (отдают подарки от зимы)

У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что зима, о которой нам сегодня рассказали поэты, композиторы и художники – настоящая, русская, и мы с вами можем с великой радостью насладиться всеми ее прелестями.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Презентация. Литературно музыкальная гостиная. Зима.

https://yadi.sk/d/EAyo8u9y3UaY46 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Сценарий  содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...

Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."

Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом....

Презентация "Клуб для родителей" Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной

Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы. Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Литературно-музыкальная г...

Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной

     Работа клуба рассчитана на пробуждение у родителей  интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой, увлеченные компьютером, книга проходит м...

Литературно-музыкальная гостиная "Музыка Зимы"

quot;Музыка Зимы" под таким названием проходило впервые интересное мероприятие для детей и родителей старшей-подготовительной группы....

Зимушка-зима (литературно-музыкальная гостиная)

Расширить знания детей о зиме через творчество великих поэтов и композиторов; развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению стихотворений, актерских качеств детей....