Капустница "В гости к Терешечке"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Календарно-обрядовый праздник в рамках приобщения к русско-народному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapusnitsa_teryoshechka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-обрядовый праздник.
В гости к Терёшечке.
(Капустница)
Действующие лица
Старик, старуха, Терёшечка, филин Ферапонт, Баба яга, рассказчик, гости, дети.
Выходят дети в народных костюмах.
Исполняют танец-хоровод «В поле берёзка стояла».
Действие первое.
У стола сидит старик и плетёт лапти. Старуха возится у печи.
Старик: Эх, житьё худое! Век с тобой, бабка, прожили, а детей не нажили!
Старуха: Пусто в доме…
Старик: Детей нет- не мил свет!
Старуха: А кабы был у меня маленький, я бы его холила, я бы его нежила. (Берет большую ложку, заворачивает её в одеяльце и баюкает.)
Дети поют колыбельную песню:
«Баю-баюшки-баю, баю ляленьку свою!»
Старик: Ты что, баба! Рехнулась совсем! На старости-то!
Старуха: Тихо! Ишь, расшумелся! Не видишь. Ребёнок спит!
Старик: И вправду рехнулась!
Баба кладёт сверток на печку, садится возле неё.
Вдруг раздаётся резкий детский плач с печи.
Старик: (изумлённо): Ой! Это ты, что ли балуешь?
Старуха: Да нет же, это ты, Старик!
Старик: Нет, ты! (слышен плач.) Ой, ни как дитя плачет?
Старуха: И в правду дитя! Вот радость-то! (Открывает занавеску у печи.) Дед, неси люльку! Не плачь, деточка, не плачь!
Поёт песню:
Ай да ребёночек!
Щёчки, что яблочки!
Губки, что ягодки! Носик-курносик!
Глазки серенькие!
Зубки беленькие!
Достаёт ребёнка (куклу). Дед несёт люльку.
Старуха: Свет мой, крошечка! Дед, давай назовём его Терёшечкой!
Старик и старуха баюкают Терёшечку и поют колыбельную.
Старуха: Ой, дед, давай его на печь положим! Замёрз Терёшечка! (Кладут куклу на печь.)
Рассказчик: Скоро сказка сказывается, да не скоро дела делаются. Прошло время. Рос Терёшенька не по дням, а по часам. Стал молодцом-красавцем! Старик со старухой на него не налюбуются!
С печи слезает мальчик Терёшечка.
Терёшечка: Доброе утро матушка!
Старуха: Доброе утро, сынок!
Терёшечка: Ох, выспался! Вот умоюсь, да за работу надо приниматься!
Старик: Сейчас пора ярмарок настала. Поедем-ка мы с тобой, Терёшечка, на
ярмарку лапти да ложки продавать. А пока я пойду в сарай чурок нарублю для ложек.
Старуха: А я пойду в хлев корову подою. А ты, Терёшечка, смотри, двери
никому не открывай. Прослышала я, что в лесу Баба Яга объявилась.
Говорят, детей малых таскает!
Терёшечка: Ладно матушка, закрою все ставенки!
Старик и Старуха уходят.
Стук в дверь - Терёшечка, мой дружочек, открой дверь!
Терёшечка открывает дверь, (звучит музыка-влетает Баба Яга) хватает и уносит к себе в избу.
Действие второе
Комната в избушке Бабы Яги. В углу сидит Филин. Баба Яга заталкивает Терёшечку в мешок.
Баба Яга: Ферапонт! Ферапонт! Уже утро! Вставай!
Филин (нехотя): Утро! Утро!
Баба Яга: Какой же ты Филин, если всю ночь дрыхнешь!
Филин (нехотя): Дрыхнешь! Дрыхнешь!
Баба Яга: Ух, надоел ты мне! Надо будет и тебя изжарить, а себе другого филина найти, помоложе.
Филин (нехотя): Помоложе найти, помоложе!
Баба Яга: Да ну тебя! Пойду-ка в лес, дрова порублю, надо печь истопить да
Терёшечку изжарить. А ты, Ферапонт, капусты наруби да щи свари!
Баба яга уходит. Филин подходит к мешку, где сидит Терёшечка.
Филин: Эй, нечистая сила, вылезай! (Терёшечка вылезает из мешка.) Ой да здесь человек сидит! Бот как хорошей будешь мне помощником! А ну, за дело принимайся!
Терёшечка: А ты кто такой?
Филин: Я — Ферапонт. У Бабы Яги служу. Она — моя хозяйка. Я ей подчиняюсь.
Терёшечка: Вот и служи ей сам, а я не буду! (Ищет как бы ему убежать.)
Филин: Нет, отсюда не убежишь! Давай лучше задобрим хозяйку, авось она тебя и не съест. Я буду печь топить, ты капусты наруби да насоли,
Терёшечка: Один в поле не воин, (Обращается к зрителям.) А ну, ребята» помогайте мне Всем вместе веселее будет работать. Ну, что молчите? Будьте веселее.
А кто знает загадки про капусту?
Дети загадывают загадки про капусту.
Терёшечка: Ну вот, всю капусту и порубили. Теперь можно и поиграть.,
Проводиться русская народная игра «Капуста».
Терёшечка ставит кадку с капустой на лавку около печки. Вдруг видит метлу.
Терёшечка: Смотри, Филин, что стоит.
Филин: Это моей хозяйки метла. Она волшебная, на ней летать можно.
Терёшечка: Давай на ней улетим!
Филин: Страшно мне! Баба Яга придет, осерчает!
Терёшечка: Да ну, решайся, Ферапоша! Другого такого случая не будет!
Филин: Ой, да меня так ласково в жизни еще никто не называл!
Терёшечка: Ферапошенька, не бойся, мы вместо этой метлы березовую
палку поставим!
Филин: Ишь какой смекалистый!
Филин и Терёшечка убегают.
Входит Баба Яга, напевает песню:
Ах, капустка, рассадка моя!
Только милому досадка одна.
Ах, капустка легко стелется!
Двое ходят — третий сердится.
Ах, капустка — вилой кочешок!
У меня милой хорош женишок!
(Подходит к кадке с капустой)
Надо же, Ферапонт всю капустку порубил, А где же он сам?
А Терешка где? Убежали! Окрылись! Ну ничего, сейчас я вас догоню! Где моя
волшебная метла? (Берет пялку, садится на нее), А ну, родимая, вперед! Что с
тобой, почему ты стоишь? Да это и не моя метла вовсе. Подменили! Ну, Ферапонт!
Ну, Терёшка! Только бы мне до вас добраться! Сейчас я к Кощею пойду. Уж он-то
что-нибудь придумает! (Звучит музыка баба яга убегает).
Действие третье
Изба: за столом сидят Старик и Старуха Старик.
Старик: Ох горе-то наше!
Старуха:
Ах ты горюшко мое горькое!
Ты судьба моя горемычная!
Где сыночек мой,
Где кровинушка?
Где сердечный мой,
Где Терёшечка?
Старик: Перестань, баба! Рано завела поминальную!
Старуха: Как жить теперь
Старик: Не таков сыночек мой, чтобы дать себе погибнуть!
Сам пойду! Разыщу, верну сыночка нашего.
Старуха: Да ты что? Аль с ума сошел? Куда ты пойдешь? Ты ж и видишь
плохо, и шипишь плохо.
Старик: Цыц! Я старый солдат Старуха. Ишь, развоевался!
Старик: А ну, достань мой мундир!
Старуха: Никак и впрямь надумал! Не пущу! Одного потеряла, а теперь и другой туда же!
Старик: Отойди от сундука! Стоять смирно!
Открывает сундук и достает солдатский мундир. Слышится грохот,
Въезжают на метле Филин и Терёшечка.
Старуха: Сыночек мой милый вернулся!
Старик: Где же ты пропадал? И кто это с тобой?
Терёшечка: Похитила меня Баба Яга. А это мой друг Ферапонт. Теперь будет с нами жить!
Он помог мне спастись.
Старуха: Да больно уж твой друг на нашего соседа, деда Микиту, похож.
Звучит музыка вбегает Баба яга.
Терёшечка: Смотрите-ка, Баба Яга. Ну-ка, ребята, помогите ее прогнать, да так,
чтобы ей больше неповадно было людей.
Проводится русская народная игра «Баба Яга»,
В конце игры Баба Яга убегает. Ребята ей вслед кричат, топают ногами, хлопайте в ладоши.
Филин ухает.
Старуха: (обращается к детям-«гостям»)
Полна горница гостей,
Стало в горнице светлей!
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир!
Старик:
Веселись, душа, играй,
Вовсе ала не поминай!
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем!
Проводиться музыкальная игра «гости».
Всех приглашают к столу, угощают пирожками с капустой.
Исполняется русский-народный танец «Плясовая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер хороводных игр "Капустница"
Сценарий осеннего фольклорного досуга для детей старшей группы.Из книги М.Картушиной "Руские народные праздники в детском саду"...
В гостях у бабушки Капустницы
Занятие включает в себя музейную педагогику.Цель занятия : продолжить знакомить детей с крестьянским бытом, традициями и обычаями русского народа....
В гости к Терешечке
Путешествие в сказочную избушку, продолжать учить детей решать проблемные ситуации. развивать интонационную выразительность речи, упражнять в произношении звука "Л"...
Сценарий осеннего развлечения «В гостях у Капустницы»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре....
Квест-игра "Терешечка"
Квест-игра на открытом воздухе для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект осеннего развлечения «В гостях у Капустницы» в средней группе
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.Задачи:Знакомить детей с народным праздником «Капустница»; Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи,...
Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»
Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...