В гостях у бабушки Капустницы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие включает в себя музейную педагогику.Цель занятия : продолжить знакомить детей с крестьянским бытом, традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapustnik.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Дюймовочка»

Конспект

 Образовательной деятельности

 

с интеграцией областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

   

Тема: «В гостях у бабушки - Капустницы» 

для детей  подготовительной к школе группы                              

                                                                                               Воспитатели: Разумовская Ирина                                   Владимировна

                                                                                                 

                                                                                                             

                                                                                                 

                                     

Цель: продолжить знакомить детей с крестьянским бытом, традициями и обычаями русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

 - знакомить детей со старинным обычаем - капустные вечерки; 

  -систематизировать  представления детей о характерных для октября явлениях природы,     народных обычаях и праздниках (Сергиев день или Сергей – капустник),

- продолжать знакомство с предметами обихода - деревянным корытцем, сечкой-тяпкой.

Речевое развитие:

- пополнять и расширять словарный запас детей (корыто, сечка, тяпать)

Социально-коммуникативное развитие:

- продолжать развивать навыки общения в совместной работе ребенка со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность пойти на помощь;

- развивать навыки трудовой деятельности;

- способствовать созданию праздничного настроения, радости и удовлетворения от процесса труда.

Физическое развитие:

- способствовать развитию двигательной активности детей и эмоциональной разгрузке;

- развивать мелкую моторику рук.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать  творческие способности  детей. 

Предварительная работа:

Выставка семейных поделок из капусты «Капустные превращения». 

Подбор и систематизация материала (стихов, загадок, пословиц и поговорок).

Книжка-самоделка с  с загадками, пословицами и поговорками о капусте.

Изготовление кулинарной книги с рецептами

Чтение художественных произведений про капусту, разучивание с детьми стихов про овощи, игры в дидактические игры : «Что растёт в саду и в огороде»

Разучивание частушек, хоровода «Вейся, вейся капустка».  

Подбор музыки к физкультминуткам и хороводу.

Оборудование и материалы: В группе оформлена выставка «Капустные превращения», горница «Русской горенки», обставленная мебелью, утварью, сечка, корытце, вилок капусты, бочонок  для посола капусты, морковь, тёрки ,соль, круг, груз. 8 мисок с капустой, 4 миски – окрашенные, 1стакан с соком свёклы, 1 стакан с соком моркови, 1 стакан с соком чёрной смородины, 1 стакан с ягодами клюквы.

ХОД  НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Утренний сбор

Приветствие. Мотивация

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые!

Начинаем утреннюю зарядку – зарядку на грядке.

Утренняя зарядка «Зарядка на грядке»

Рано солнышко встает и спешит на огород:
Все ли овощи в порядке? Как дела на нашей грядке?
Одолела вас дремота? Шевельнутся неохота?
Всем командую: подъем! Ну-ка, делайте со мною 
Упражнение такое: вверх, вниз, подтянись,
Обязательно прогнись!
Сбрось с себя ночную лень – впереди рабочий день.

Сегодня у нас как всегда обычный день, который похож на все другие. Не так ли?

 И вокруг меня вообще ничего не изменилось? Не правда ли дети?

Ответы детей        

А что нового вы заметили в нашей группе?

Да, у нас сегодня новая выставка «Капустные превращения».

(Дети рассматривают выставку и общаются между собой)

Воспитатель: Кто же главная героиня нашей выставки? Почему вы так решили?

Ответы детей

Воспитатель: Вот такие интересные и увлекательные поделки и блюда получились из капусты. И всё это  только потому, что этот овощ выращен на грядках в ваших огородах. И еще, потому что Вы вместе с вашими родителями, дедушками и бабушками придумывали, изобретали, фантазировали. Наверное, всем было очень интересно?

(Варианты ответов  детей)

  

Воспитатель:  А это кто ещё к нам пожаловал на выставку?

(Варианты ответов  детей)

Во саду ли, в огороде, пугало стояло,

Шустрых галок и ворон лихо разгоняло.

Ах, это пугало огородное!  А зачем к нам пожаловал? Кого тут пугать надумал?

Он не пугать нас пришёл, а с нами поиграть, загадки загадать.  (Загадку про капусту)

Игра «Найди отгадку в группе»  

       Она растет у вас на грядке,

       Одета в шумные шелка.

       Мы для нее готовим кадки

       И крупной соли полмешка.    (Капуста) 

Воспитатель: Я уверена, что вы знаете гораздо больше загадок про овощи, чем пугало огородное, и легко можете его удивить. Ну-ка кто загадает такую загадку, чтобы пугало её не за что не отгадало?

(Дети загадывают загадки)

Варианты загадок.

В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную 
(Морковку.)

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке. (капуста )

За кудрявый хохолок 
Лису из норки поволок. 
На ощупь - очень гладкая, 
На вкус - как сахар сладкая.
 (Морковь)

 Воспитатель: Вот удивительное дело- некоторые из тех овощей, о которых были ваши загадки спрятались у нас в группе. Отыщем их и сложим в разные корзинки. (Дети ходят по группе и собирают овощи в 2 корзинки одна с морковью другая с капустой).

Проблемная ситуация

Воспитатель: Что мы с вами собрали ?

(Варианты ответов  детей)

Воспитатель: Правильно, мы собрали урожай. Вот какой богатый урожай у нас с вами — полные корзины капусты и моркови. Что же мы с ним теперь будем делать? 

Дети:  (предполагаемые ответы детей) Кушать.

Воспитатель: Разве мы сразу столько съедим?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что дома делают ваши мамы, когда у них столько овощей сразу?

 (Варианты ответов  детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, урожай важно не только собрать, но и сохранить, поэтому все мамы и бабушки делают заготовки на зиму. Ведь заготовками занимались еще с давних времен.  А вот как люди  это делали  давным-давно мы узнаем, побывав в гостях у бабушки капустницы. С собой мы возьмем наш урожай и нашу загадочную книгу. А вы знаете, где она живёт?

Соберемся в хоровод и отправимся в гости.  

Хоровод - Вейся, вейся капустка

       Вейся ли, вейся  ли, капустка,

Вейся  ли, вейся ли, белая.

     Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою не ломиться.

2 А дождик льёт, поливает,

Белою капустку ломает.

        Вейся ли, вейся ли, капустка,

  Вейся ли, вейся ли, белая.

                                                 (переход из группы в музей)

Событие происходит в музее

Детей в музее встречает бабушка-Капустница

Бабушка Капустница:         

Дует ветер, льется дождь, холодно на улице,

Жду гостей к себе давно, Я бабушка-Капустница

Добро пожаловать, гости званные и желанные!

Всех в избу приглашаю и душевно так встречаю!

Воспитатель: Ребята, что мы хотели узнать у Бабушки-Капустницы, зачем мы к ней в гости пожаловали?

Мы собрали урожай овощей, хотим узнать, как раньше делали заготовки на зиму?

Бабушка Капустница: Присаживайтесь гости дорогие. Послушайте, что я вам расскажу.

Историческая справка

А расскажу я вам об одном старинном обычае русского народа - о капустных вечерках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.

Я хотела бы вас спросить: «Почему так говорят, что в октябре пахнет капустой на дворе?

 (Варианты ответов  детей)

 (В это время люди рубят капусту в огороде, квасят на зиму, заготавливают в сыром виде, хранят в подвалах)

В это время  на Руси, с 7 октября, празднуют  «Сергиевы дни» или как его в народе называли Сергей-капустник. Начиная с этого дня, хозяйки приглашали к себе соседей и подружек помочь нарубить капусту на зиму. Надев свои лучшие наряды, они с песнями  переходили из дома в дом, помогали хозяевам рубить капусту, и за это получали угощенья. 

Урожай у вас хороший. Чтоб его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать.

Я тоже люблю капусту, кроме того она очень полезная. А вы знаете, ребята, чем ценится капуста?

(Варианты ответов детей)

Чтобы сохранить витамины в капусте раньше ее квасили и делали это так: мытую капусту, отделяли от кочерыжки и рубили мелко-мелко специальной тяпкой-сечкой в деревянном корытце, затем пересыпали  рубленой морковью и солью. Всё перемешивали и складывали в деревянные кадки под гнёт(груз), а в середину вставляли деревянную палочку для того, чтобы проверить, не появился ли сок.

Посмотрите внимательно, вы можете найти в моей горенке такие предметы.

Дети выбирают корытце, кадку, сечку

(Спрашивает назначение предметов)

Бабушка Капустница:  А я тоже, время в эти дни зря не теряла, вас поджидала и капустку уже приготовила. Вам же я предлагаю стать волшебниками  и придать моей капустке  различный  цвет. Перед вами 4 стакана. С помощью того, что в них, мы будем окрашивать капусту. А что в них посмотрите. Как вы думаете, это съедобное? Почему вы так решили?

Ответы детей.

В первом стакане приготовлен- морковный сок, во втором - свёкольный, в третьем  -  сок чёрной смородины, а в четвёртом -  ягоды клюквы. Разделитесь на пары и каждая пара выберет для себя, чем вы будете окрашивать капусту.

(Одному из детей пары не хватает поэтому к нему присоединяется воспитатель, и работает с ним в паре)

Дети проводят опыт окрашивания капусты.(Дети добавляют сок в капусту и закрывают платочком).

Как в ы думаете, что станет с вашей капусткой? (Дети выдвигают свои гипотезы).

А теперь все закроем глазки и посчитаем до пяти.

 Раз, два , три, четыре, пять

надо нам поколдовать.

А теперь капустку нашу

смело будем открывать.

Дети открывают глаза и видят окрашенную капусту.

Что вы говорили, вспомним. У кого  капустка  окрасилась? Какого стала цвета? Почему? И что для этого вы использовали?

Дети сами делают выводы о красящих свойствах разных соков и ягод.

Заключительный этап. Рефлексия

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что сначала, что потом». В эту игру сможет сыграть только тот, кто внимательно слушал, как в старину квасили капусту.

Игра «Что сначала, что потом»

(Дети объясняют последовательность посола капусты и выкладывают схему из карточек, а бабушка- Капустница специально запутывает детей, уточняет правильность карточек).

Воспитатель: Бабушка-Капустница мы тоже в эти дни сложа руки не сидели, а собирали по листочку капустную книгу, и назвали ее «Загадочная капуста». Мы хотим эту книгу тебе подарить. (Дети дарят книжку)

Бабушка Капустница: Спасибо, вам, гости дорогие. Потрудились мы на славу!  У меня и пироги поспели!

А вот и угощенье

всем на удивление,

Пышные, да вкусные

пироги капустные!

За обе щеки уплетайте

Да Капусту вспоминайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"

Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...

Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".

Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать  сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...