«Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ» Досуговое мероприятие «Прощай Масленица» Уличное гуляние для детей старшего возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Ширай Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка досугового мероприятия для дошкольников по фольклору "Прощай, Масленица". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovoe_meropriyatie_proshchay_maslenitsa.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ширай Татьяна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, ГБДОУ детский сад №79 комбинированного вида Выборгского района

 «Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ»

Досуговое мероприятие «Прощай Масленица»

Уличное гуляние для детей старшего возраста

Актуальность 

Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие.

К сожалению, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей

Д. С. Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя».

Очень важной и плодотворной формой работы с детьми является фольклорный праздник. Именно он создает условия , наиболее приближенные к естетсвенному бытованию фольклора.

Подобная форма работы интересна ещё и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню. игру, танец.

Актуальность данного мероприятия связана с необходимостью изучения быта, традиций, культуры русского народа, его праздников, передачи культурного опыта подрастающему поколению.

Цель:

воспитание интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям русского народа на примере празднования «Масленицы»

Задачи:

  1. Создать зону психологического комфорта. Вовлечь детей в атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи.
  2. Развить речевую культуру и художественно-творческие способности.
  3. Обогатить духовный мир ребенка, воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа.

Интеграция образовательных областей: 

речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Особенности и условия реализации мероприятия:

Праздник с традиционными русскими забавами и состязаниями проходит на открытой площадке на территории детского сада.

Продолжительность: 1, 5 часа.

Участники: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель, логопед.

Подготовительные мероприятия 

  • Изготовить афишу с изображением традиционных символов праздника.
  • Рассказать детям о празднике, показать красочную презентацию с использованием репродукций произведений русских художников (5-10 минут)
  • Разучить песни встречи и проводов Масленицы, масленичных гуляний и хороводов.
  • На занятиях в изостудии изготовить масленичные пряники (из сдобного или соленого теста), расписать их.
  • Подобрать на роли 2-х ведущих (Зазывал), Поводыря с Медведем, Цыгана, Ерему да Матрену, Коробейника. Выучить текст.
  • Пригласить аккордеониста и подобрать музыкальное сопровождение , аудиозаписи масленичных песен, частушек.
  • Изготовить  тряпичную или соломенную куклу Масленицы, костюмы для детей и ведущих, реквизиты для игр.
  • На площадке определить и разметить «пятачки» для игр: «Резвушкино», «Топотушкино», «Петрушкино», «Тумаково», «Ярмарка».Изготовить таблички с названиями.
  • Приготовить противопожарное оборудование.
  • Приготовить угощение.
  • Выпустить программку праздника.

Оборудование площадки:

В центре или сбоку (где позволяет место) поставить столы с самоваром и  угощением (блины, сладости). Куклу, символизирующую  Масленицу, ставят около столов или в центре площадки.В последствие  её сжигают(традиционно на Руси). Площадки для игр размечают на снегу красками. Устанавливают фигуры Скоморохов, макет солнца, вешают флажки и шары.

Особенности художественно-музыкального оформления

Музыкальное сопровождение:

  • аккордеонист (музыкальный руководитель);
  • фонограмма (магнитофонная запись народных песен и мелодий)

Художественное оформление:

  • афиша;
  • печатный вариант программки Праздника на каждую группу;
  • кукла Масленицы из соломы или ткани;
  • костюмы для ведущих (Зазывалы и Скоморохов), Поводыря с Медведем, Цыгана, лошади, Коробейника;
  • костюмы для детей;
  • реквизиты для игр и аттракционов (короб для угощений, мишени, мячи, канат, мешки, лошадь на палочке), украшения на «Пятачках» (гелевые шары, флажки, макет солнца, картонные силуэты скоморохов на площадке). куклы для кукольного театра. Стол , скатерть, самовар, блюдо с изготовленными детьми масленичными пряниками.

Ведущие и действующие лица

  1. Зазывала (воспитатель)
  2. Скоморохи -2 человека (воспитатели групп)
  3. Организатор пятачка «Топотушки» (музыкальный руководитель)
  4. Организатор пятачка «Резвушки» (инструктор по физической культуре)
  5. Организатор пятачка «Тумаково» (воспитатели групп)
  6. Кукловоды Матрена да Ерема (воспитатели групп)
  7. Коробейник (старший воспитатель)
  8. Исполнители ролей Поводыря (инструктор по физической культуре) и Медведя (ребенок)
  9. Исполнители ролей Цыгана и лошади (2 человека) (воспитатели инструктор по физической культуре).

Диагностика результативности мероприятия

Формы диагностики: наблюдение, опрос детей.

Критерии диагностики:

  • Искренне и эмоционально откликается и активно участвует в праздничныех событиях;
  • Имеет представление о традиционном праздновании праздника «Масленицы», символах его образов и обрядов.
  • Умеет играть в русские народные игры, самостоятельно выбирая считалкой ведущего, передавать в движении художественный образ;
  • Знает некоторые песни, заклички и частушки.
  • Умеет видеть прекрасное в окружающей жизни и народном творчестве;

Технологическая карта

Этапы

Деятельность участников

Содержание

Оборудование

Приветствие

Выступление Зазывал.

Дети выстраиваются по краям площадки и отвечают зазывалам стихами

Настрой на праздник

Зазывала приглашает встретить Масленицу

Аудиозапись народной музыки

Встреча «Масленицы»

Скоморохи на санях везут куклу Масленицы.

На площадку въезжает кукла Масленица

Кукла Масленицы, сани.

Музыкальное сопровождение аккордеон

Зазывала организует совместное исполнение песни

(взрослые исполняют песню, а дети подпевают припев)

«А мы Масленицу дожидаем» (обрядовая песня)

Музыкальное сопровождение -  аккордеон

Выступление детей

Рассказ о празднике «Масленица» в стихах

Аудиозапись народной музыки

Игры

Скоморохи организуют игровую деятельность. (хоровод, участвуют дети)

Хоровод  «А мы Масленку встречаем» вокруг куклы Масленицы

Аудиозапись народной песни

Зазывала  и скоморохи организуют игровую деятельность. (участвуют дети)

Хороводная  игра  «Летал, летал, воробей»

Аудиозапись народной песни

Скоморохи и Зазывала организуют. совместную театрализоаванную деятельность

Выходит поводырь с медведем.  Поводырь предлагает медведю показать, как красны-девицы белятся, румянятся, да в зеркало смотрятся; как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет! (танцует).  Поводырь уводит медведя.

Костюм медведя, цепочка

Скоморохи организуют игровую деятельность. (участвуют дети)

Хороводная игра «И «Шёл козёл дорогою»

Костюм Козла

Зазывалы организуют театрализоаванную деятельность.  Выступление взрослых

 Обыгрывается сценка «Цыган с лошадью»

Костюм Цыгана, атрибут -лошадь на палочке

Аттракционы

Появляется Скоморох с воздушными шарами.

Организация игровой деятельности (участвуют дети)

Народная игра «Проскачи на коне Двое детей садятся на палочку-коня и под музыку скачут. Кто быстрее?

Воздушные  шары. Аудиозапись народной музыки

Балаган

Выступление Скомороха

Организация игровой деятельности

Масленичные приговорки и выкрики

Звучит  музыка. Дети с воспитателями проходят по игровым площадкам: «Резвушкино», «Топотушкино», «Петрушкино», «Тумаково».  На каждой площадке свои Зазывалы. Дети играют, смотрят представление, им выдаются призы-жетоны.

Аудиозапись народной музыки

Жетоны

Массовые пятачки:

Выступление Зазывалы

Организация игровой деятельности

Дети выбирают пятачки  и знакомятся с правилами игры

Пятачок «Резвушкино»

Проводятся русские народные игры: «Попади в цель», «Прыжки в мешках», «Попинуха»

Мешки, мячики-попинухи, мишени. мячи.

Пятачок «Топотушкино»

«Катание на каруселях», «Кто кого перепляшет»

Костюмы для детей,

Пятачок«Тумаково»

«Молодецкие забавы»

Проводятся игры: «Стенка на стенку», «Перетяни канат», «Кулачные бои».

«Бой петухов»

Костюмы для детей, канат

Театр кукол

Скоморохи организуют театрализоаванную деятельность.Кукольная  сценка «Ерема да Матрена»

 (Выступление взрослых)

Звучит  «Барыня», Выступление участников сценки

Масленичные приговорки и выкрики

Театральная ширма, куклы, аудиозапись народной песни Барыня»

Ярмарка

Раздача угощения

Выступление Коробейника (масленичные приговорки и выкрики)

Дети принимают участие в беседе, знакомятся с правилами

Продаются  за жетоны: «петушки» на палочке, баранки, блины, оладушки, сувенирные пряники.

Костюм Коробейника, короб, угощения.

Прощание с Масленицей

После того, как дети побывали на всех «пятачках» Зазывала вновь собирает всех на центральной площадке.

Все становятся вокруг Масленицы и поют песню «Чучело».

Масленицу поджигают.

Кукла Масленицы

Выступление Зазывалы

Организация совместной исполнительской деятельности

«Блины» (обрядовая песня)

Аудиозапись русской народной песни «Блины» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по познавательно-речевому развитию для детей старшего возраста «Остров сокровищ»

Цель: Создание психолого-педагогических условий для закрепления математических знаний, умений и навыков старших дошкольников.Задачи:*Образовательные: 1. Закрепляем навыки конструирования.2....

конспект образовательной деятельности по «художественно-эстетическому развитию» аппликация на тему «Перекресток» для детей старшего возраста.

Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в игре - викторине "Правила дорожного движения". Продолжать совершенствовать прием силуэтного вырезани...

Сценарий открытого мероприятия: Познавательный досуг в ДОУ для детей старшего возраста по теме " Путешествие по Дальнему Востоку"

Сценарий открытого мероприятия Познавательный  досуг для детей старшей группы:« Путешествие по  Дальнему Востоку»  Сценарий открытого мероп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «День государственного флага» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему Учить детей составлять описательный рассказ, про флаг, называя характерные признаки (внешний вид, цвет, форма). Расширять сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «В царстве Математики» для детей старшего возраста.

Направлена на закрепление навыков порядкового и обратного счёта в пределах 10; знания о «соседях» числа;  о понятиях «<,>,=»; о названиях геометрических фигур, их кл...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Прогулка по лесу» для детей старшего возраста

Цель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.Задачи:Образовательные: - расширять представление детей о разнообразии растительного мира;- дать знания о видовом разнообразии ле...