Конспект развлечения "Деревянное чудо"
материал (подготовительная группа) по теме

Соколова Наталья Ивановна

Материал будет полезен воспитателям детских садов и просто ценителям народного искусства, расширит представления об особенностях и секретах русской деревянной куклы - матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyannoe_chudo_-.docx210.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

для детей старших и подготовительных групп

на тему:

«Деревянное чудо»

D:\Documents\7группа\DSCN3331.JPG

Цель:

- приобщать дошкольников к национально-культурным традициям русского народа через актуализацию и расширение знаний о деревянной игрушке – матрешке.

Программное содержание:  

- показать детям на примере деревянной игрушки – матрешки – тесное взаимодействие  изобразительной деятельности и устного народного творчества;

- закрепить с дошкольниками знания об истории возникновения, видах и особенностях и секретах русской деревянной куклы;  

- доставить детям радость, желание играть командой, оценивать свои действия и действия товарищей.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Секрет деревянной игрушки»:  

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Матрешки»;

- загадывание загадок о матрешках; заучивание стихотворений.

Оборудование и ТСО:

- для эстафет: 2 деревянные ложки, 10 маленьких матрешек, 2 набора пазлов, плоскостные матрешки, 3 набора матрешек;

- музыкальный центр, музыкальные фонограммы, фотоаппарат, мультимедийная установка с проектором, диск с видеороликом о матрешках;

- подарки – плоскостные матрешки для каждой группы участников.

Оформление зала: На сцене – декорации с изображением матрешек, на столе – матрешки-игрушки.

Действующие лица: ведущий, Петрушка.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Здравствуйте!» — скажем, солнцу и птицам,

«Здравствуйте!» — добрым улыбчивым лицам.

«Здравствуйте, девочки!», «Здравствуйте, мальчики!»

Дети (хором): «Здравствуйте, все!»

Воспитатель: Сегодня мне хочется, дети, поговорить о самом важном и дорогом для вас – игрушках. Вы любите играть? (Ответы детей). У каждого народа свои игры и игрушки. Но есть у русского народа деревянная игрушка, которую знают и любят во всем мире. Дети, отгадайте, пожалуйста.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Дети: «Нет».

Гармошка? Дети: «Нет».

Это русская… Матрешка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в пестром сарафане.

Петрушка: (Из-за занавеса раздается голос). Конечно, матрешка. Я очень люблю играть с матрешкой.

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам в гости пожаловал?

Петрушка: Здравствуйте! Здравствуйте! (Петрушка кланяется ребятам). Это я – Петрушка. Вы что не узнали меня?

Воспитатель: Узнали. Здравствуй, Петрушка! Мы с ребятами рады тебя видеть на нашем празднике.

Петрушка: Ребята, давно мы с вами не виделись. Я проходил мимо и случайно услышал ваш разговор о матрешке. Очень нравится мне эта деревянная игрушка.

Воспитатель: Петрушка, очень хорошо, что ты к нам пришел, оставайся у нас на празднике и узнаешь много интересного о своей любимой игрушке.

Петрушка: Спасибо, ребята. Останусь на празднике с радостью. (Петрушка садится к детям).

Воспитатель: Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

И немного, и немало…

Всем забавой она стала.

Матрешка создана по образу русской девушки. У матрешки, как и у русской девушки, есть свой маленький секрет. Именно он делает ее неповторимой и желанной для всех детей. О матрешкином секрете нам расскажут дети из группы № 11.

Ребёнок 1: Подарили мне матрёшку.

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, а что там?

(Ребенок открывает первую матрешку и передает второму ребенку).

Ребёнок 2: Там еще одна матрешка,

Улыбается дурёшка,

Хоть и жаль её ломать,

Буду дальше разбирать.

(Ребенок открывает вторую матрешку и передает третьему ребенку).

Ребёнок 3: Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

(Ребенок открывает третью матрешку и передает четвёртому ребенку).

Ребёнок 4: Половинку отвинти

Полную, притёртую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

(Ребенок открывает четвёртую матрешку и передает пятому ребенку).

Ребёнок 5: Эта кукла меньше всех,

Даже меньше, чем орех,

Вот поставленные в ряд

Сёстры куколки стоят.

«Сколько?» - спросим мы опять,

И ответят куклы (хором): «Пять!»

Воспитатель: Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет.

Вместе в Ванькой-встанькой, как живая,

Покорят кукла белый белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

(Дети встают в круг, танцуют под песню «Матрёшка»)

Воспитатель: Как же появилась матрёшка? Однажды русский купец привёз из Японии деревянную игрушку в виде старичка с большой головой. Старичка звали Фукурума. Игрушка  разбиралась на две половинки, внутри находились игрушки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щёчки. И назвали Матрёшкой. Игрушка получилась на славу. Об этой деревянной кукле споют частушки девочки группы № 10.

Частушки

Ребёнок 1: Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Ребёнок 2: Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам идём.

Ребёнок 3: Шли подружки по дорожке

Было их немножко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

Ребёнок 4: Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках

Ребёнок 5:Мышку встретили подружки –

И попрятались друг в дружке,

А которая осталось,

Больше всех перепугалась.

Шли года матрёшки меняли форму, наряды. Умельцы, целыми городами

и сёлами занимались изготовлением матрёшек. И в каждой области были свои секреты, оттого и матрёшки получились разные. Наиболее распространённые матрёшки: Загорская, Полхов – Майдановская Семёновская.

(Дети с плоскостными матрёшками выходят и читают стихи)

Ребёнок 1: Я – Загорская матрёшка,

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Ребёнок 2: Из города Семёнова

Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

Ребёнок 3: Я – матрёшка из Майдана,

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными:

Спелыми и красными.

Ребёнок 4: Рубаха, чёрная понёва,

Яркий ситцевый платок,

«Это кукла из Воронежа!» -

Смело скажет нам знаток.

Воспитатель: Ох, и русские матрёшки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с ними дети

В нашем садике играть.

Танец-игра «Мы – весёлые матрёшки»

Воспитатель: Мы – весёлые матрёшки –

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

Мы – весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одёжки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

Петрушка: Я тоже хочу поиграть с ребятами.

Воспитатель: Конечно, Петрушка, поиграй!

1 эстафета «Перенеси матрёшку»

Две команды по 5 человек, 2 деревянные ложки, 10 маленьких деревянных матрёшек, 2 стула. Петрушка строит в две колонны, раздаёт по 1 матрёшке каждому игроку и 1 ложку первому игроку.

Петрушка: Дети, вы по очереди несёте в ложке матрёшку, ставите на стул, возвращаетесь назад и передаёте эстафету другому участнику. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

В ложке – яркая матрёшка,

Потому нельзя бежать.

Матрёшку уронить нельзя.

Понятно всем, мои друзья?

Раз, два, три! Начни!

2 эстафета «Собери матрёшку»

Две команды по 7 человек, 2 стола. Петрушка строит детей в круг, раздаёт по одной части картонной матрёшки.

Петрушка: Дети, вы должны из отдельных частей собрать матрёшку. Раз, два, три! Начни!

3 эстафета «Кто быстрее?»

10 человек, 7 матрёшек, стол.

Петрушка: Дети, вы под музыку будете идти вокруг стола, по окончании музыки вы должны схватить одну матрёшку. Тот, кто не успеет взять матрёшку, выходит из игры.

Воспитатель: Какие хорошие эстафеты, Петрушка! Дети вдоволь наигрались с матрёшками. Спасибо тебе большое.

Матрёшки танцуют.

Матрёшки смеются

И радостно просят

Всех нас улыбнуться!

Вы протяните друг другу ладошки

И будьте дружны, как эти матрёшки.

Петрушка: А у меня есть подарок для ребят – видеоклип о матрёшках.

Воспитатель: Здорово! Давайте скорее вместе смотреть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»

Беседа с дошкольниками о народных промыслах....

Конспект НОД "Чудо-воздух"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО "Познание" для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-воздух" (для муниципального конкурса "Воспитатель года 2013")...

Конспект НОД "Чудо ягода - рябина"

Цель: Дать представление о природе родного края.Программное содержание:Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека.  Развивать у детей познавательный интерес к по...

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

конспект занятия в старшей группе...

Конспект занятия "Чудо в паутине"

Вашему вниманию представлен конспект занятия, которое я использовала при участии в районном конкурсе "Воспитатель года 2012"...

Конспект занятия "Чудо -дерево"

Чудо-деревоЦели занятия:Продолжать учить детей нарезать и скручивать полоски бумаги; Систематизировать знания детей о разных видах деревьев (лиственные и хвойные);Учить работать коллективно, согласовы...

Конспект занятия "Чудо-дерево"

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....