Наблюдение за рыбкой для младших дошкольников
материал по окружающему миру (младшая группа)

Серия наблюдений за рыбкой для младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_rybkoy_dlya_mladshih_doshkolnikov.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за рыбкой для младших дошкольников

Подготовила: Доронина Ирина Геннадьевна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково

Наблюдение: Кто живет в аквариуме?

Цель. Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить ее название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде.

Собрав ребят, воспитатель зовет их посмотреть что-то очень интересное: «Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет? (После паузы). Рыбка живет. Она красивая. Она живет в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая. Замечательно, что у нас есть такая рыбка!»

Можно повторить это наблюдение, собирая возле аквариума детей небольшими группами.

Вторая неделя

Во время прогулки, если позволяет погода, воспитатель продолжает знакомить детей с деревьями — может показать рябину или клен. Дети, как и раньше, гладят ствол, прячутся под кроной, собирают и осматривают листья. Играют: бегут то под клен, то под березу. В уголке природы продолжаются наблюдения за золотой рыбкой.

Наблюдение: Рыбка живая — ее надо кормить

Цель. Дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет есть, ее надо кормить.

Воспитатель, собрав детей возле аквариума и показывая игрушечную рыбку, говорит: «Смотрите, какая у меня красивая игрушка — игрушечная рыбка. А в аквариуме плавает живая рыбка. Посмотрите на нее, она плавает туда-сюда, она голодная, хочет есть. Мы ее покормим рыбьим кормом, она не ест нашу еду — кашу, кисель. У нее своя еда — рыбья». Воспитатель показывает детям корм, дает понюхать его, затем кормит рыбку. Вместе с детьми наблюдает, как она ест.

Наблюдение: Рыбка живая - она сама плавает

Цель. Дать представление о том, что живая рыбка передвигается, плавает без чьей-либо помощи.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на рыбку, спрашивает, что она делает, куда поплыла. Обращает внимание на ее плавные волнообразные движения, просит детей показать их рукой. Показывает игрушечную рыбку, спрашивает, может ли она плавать так же. Ставит ее в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается. Говорит: «Это игрушка, игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть (показывает игру — как рыбка плавает)». Потом снова обращает внимание на движения живой рыбки в аквариуме.

Наблюдение: Что есть у рыбки?

Цель. Дать первоначальное представление о строении рыбы — вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки-игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней.

Воспитатель заранее подготавливает игрушечных рыбок (по числу детей и для себя). Предлагает посмотреть и сказать, кто плавает в аквариуме. Затем из своих рук показывает игрушечную рыбку, уточняет: «В аквариуме — живая, а у меня — игрушечная рыбка. Игрушку можно брать в руки, рассматривать, поворачивать, играть с ней. Вы уже играли с такими рыбками. Я покажу, что есть у игрушечной рыбки. (Показывает, обводит каждую часть тела и называет ее.) Вот у рыбки туловище — вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост». И т. д.

Затем предлагает посмотреть на живую рыбку, найти глазами ее туловище, голову и хвост. Посмотреть на ее рот, глаза. Каждому ребенку дает игрушечную рыбку, просит пальцем показать основные части тела, задержаться на спинке и брюшке. Проверяет, все ли дети правильно держат игрушку:

«У рыбки всегда спинка сверху, брюшко снизу, покажите мне сначала спинку, потом брюшко». Затем снова предлагает посмотреть на живую рыбку в аквариуме, на то, как она плавает, и найти глазами у нее спинку и брюшко. В заключение воспитатель сообщает, что с игрушечной рыбкой можно играть, ее можно носить в руках. Отпуская детей, предлагает им поиграть с рыбками. Игрушки остаются в группе до конца дня, потом их убирают.

Воспитатель два—три раза рассказывает детям сказку «Курочка Ряба»: в первый раз (в начале недели) обычно, в последний (в конце недели) — с демонстрацией игрушек и обыгрыванием сказочных персонажей. (Сказку можно рассказывать перед дневным сном или в вечернее время.)

Наблюдение: Что делает рыбка ртом и глазами?

Цель. Познакомить с функциями глаз и рта: глазами живая рыбка видит предметы вокруг себя, ртом ест корм. Показать, что этим рыбка похожа на людей.

Собрав детей возле аквариума, воспитатель предлагает им посмотреть, как плавает рыбка. Уточняет: «В аквариуме плавает живая рыбка». Затем напоминает: впереди у нее голова, на ней есть глаза. Спрашивает у детей, есть ли у них глаза, просит показать. Затем выясняет, зачем им глаза, что они видят вокруг себя, предлагает детям то закрыть их, то открыть. Уточняет: «Когда глаза закрыты — ничего не видно. Когда открыты — видно детей, игрушки, аквариум и многое другое». Затем просит посмотреть на рыбку и сказать, что она видит глазами. Если дети не смогут ответить, воспитатель отвечает сам: «Рыбка в аквариуме видит травку, кормушку, песок на дне и вас — детей, которые стоят около аквариума. Она живая, глазами видит все вокруг себя так же, как и вы». Затем воспитатель уточняет: на голове еще есть рот, который нужен рыбке, чтобы есть. Просит детей показать свой рот, изобразить, как они едят кашу, хлеб, морковку. А затем предлагает внимательно смотреть на рыбку — что она будет делать. Сыплет сухой корм в кормушку и спрашивает: «Что сейчас делает рыбка? Куда она плывет? (Ждет ответов детей.) Зачем она поплыла к кормушке? (После паузы.) Она хочет есть, поплыла, потому что увидела корм. Чем она увидела? (Пауза.) Глазами увидела, что мы ей насыпали корм, вот и поплыла к нему. Смотрите, как она ест. Как же она это делает? (Пауза.) Открывает рот и хватает корм. Покажите, как она открывает рот. (Дети показывают.) Молодцы! Рыбка живая — плавает в воде, смотрит глазами, хочет есть, заметила корм и поплыла к нему, открывает рот и ест».

Наблюдение: Как мы заботимся о рыбке

Цель. Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме — много воды комнатной температуры, на дне песок, в нем растет трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбка хорошо себя чувствует, не болеет. Показать детям, что о живой рыбке надо заботиться — протирать стекла аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить ее.

Воспитатель заранее готовит сосуд с чистой отстоянной водой и салфетки для протирки стекол. Собрав детей, спрашивает: кто живет в аквариуме? Какая рыбка там находится: игрушечная или живая (на последнем слове делает акцент)? Уточнив, что рыбка живая, поясняет: ей нужны хорошие условия, чтобы она не болела. Рассматривает с детьми аквариум и все, что в нем находится. Предлагает показать руками величину аквариума и то, как плавает рыбка. Протирает стекла салфетками. Обращает внимание на то, что воды много, она чистая, рыбкам в аквариуме просторно и светло. Затем поясняет, что вода не горячая и не холодная — комнатной температуры, именно такая нужна рыбке. Предлагает потрогать воду в сосуде, поясняет, что такая же вода и в аквариуме. Выливает ее, поясняя: «Теперь рыбке будет еще лучше — мы ей долили чистой воды, протерли стекла, осталось только ее покормить. Это надо делать каждый день — она живая, хочет есть, каждый день ее надо кормить». Воспитатель дает корм, дети наблюдают, как рыбка его ест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в первой младшей группе на тему " Экологическое воспитание". "Наблюдение за рыбкой".

Конспект познавательного занятия в первой младшей группе на тему экологического воспитания " Наблюдение за рыбкой"....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми I младшей группы по развитию речи Наблюдение за рыбкой.

Задачи:1. Способствовать развитию наблюдательности.2. помочь осознать, что рыбка живая и нуждается в бережном обращении и уходе.3. вызвать радость от наблюдения за живым объектом.Материалы и оборудова...

Конспект совместной деятельности с детьми 2 младшей группы на тему: «Наблюдение за рыбкой»

Конспект поможет воспитателю в проведении наблюдения за рыбкой в аквариуме....

« Наблюдение за рыбкой» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе.

laquo; Наблюдение за рыбкой»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе. Программное содержание: закреплять цвета (красный, синий, желтый, зеленый),...

Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира «Наблюдение за рыбками в аквариуме» во второй младшей группе

Цель - вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности. Задачи: Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, ее строении, обрат...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за рыбками в аквариуме» (первая младшая группа)

Цели и задачи: 1. Способствовать развитию наблюдательности; 2. Помочь осознать, что рыбки живые и нуждаются в бережном обращении и уходе....

Конспект совместной деятельности с детьми 2 младшей группы на тему: «Наблюдение за рыбкой»

Цель - вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности....