Проект "Хлеб всему голова"
проект (подготовительная группа) на тему

Недбайло Ирина Артуровна

Сценарий заключительного праздника для подготовительной группы в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

 

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.

 

Задачи: 1. Расширять знания детей о хлебе и народных традициях посредством творческой деятельности.

              2. Развивать умение детей самостоятельно находить информацию, обрабатывать ее, выбирать наиболее ценную (для создания презентаций)

              3. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде

 

Предварительная работа: в группах – разучивание стихов, песен, потешек, пословиц, поговорок, загадок о крестьянском труде, о хлебе, о сельхозмашинах, о взаимосвязи деревни и города.

Постановка танцев.

Чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Экскурсии на кухню, где дети наблюдали за выпечкой пирогов и булочек.

Дома с родителями поиск информации о хлебе, о сельскохозяйственной технике, про труд пахарей, мельников, пекарей, для создания презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Хлеб всему голова" 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Хлеб всему голова"

Сценарий заключительного праздника для подготовительной группы в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.

Задачи: 1. Расширять знания детей о хлебе и народных традициях посредством творческой деятельности.

              2. Развивать умение детей самостоятельно находить информацию, обрабатывать ее, выбирать наиболее ценную (для создания презентаций)

              3. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде

Предварительная работа: в группах – разучивание стихов, песен, потешек, пословиц, поговорок, загадок о крестьянском труде, о хлебе, о сельхозмашинах, о взаимосвязи деревни и города.

Постановка танцев.

Чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Экскурсии на кухню, где дети наблюдали за выпечкой пирогов и булочек.

Дома с родителями поиск информации о хлебе, о сельскохозяйственной технике, про труд пахарей, мельников, пекарей, для создания презентаций.

Ход праздника.

Звучит песня « Русские края» муз. П. Аедоницкого, сл. Ю.  Полухина. Дети с песней  хороводом входят под музыку в зал, в конце хоровода встают врассыпную (или полукруг).

          1. Россия,  Россия – наша страна, очень и очень большая она.

           Россия - Родина, наш дом, где вместе с вами мы живем!

       

            2. Как красива земля в стороне родной:

            И леса, и поля, и простор степной

            После дождика цветы распускаются,

            В небе радуга-дуга улыбается.

            Здесь мой дом и семья, здесь мои друзья.

            Ведь Россия моя – это ты и я.

         

          3. На ветру шумят рябины, каждый слушать их готов!

           Сколько песен у России? Столько во поле цветов!

           И слова ее простые душу трогают до слез.

           Сколько песен у России? Столько в рощицах берез!  

         

            4. В песнях издавна Россия прославляется!

            Пусть звучит ее напев - не кончается.

«Моя  Россия» муз. Г.Струве

Дети садятся.

Ведущая - Сегодня у нас необычный осенний праздник. А о чём мы сегодня с вами будем говорить – отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. Догадались? (Хлеб)
Видеоряд? (или слайд – хлеб)  - Может быть другой текст.

Ребята, посмотрите, как оформлен сегодня наш зал. Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от сегодняшних зёрен, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил человека печь хлеб.

В России именно в октябре, осенью, отмечают праздник - День рождения хлеба. Радуются трудовые люди – собран богатый урожай с просторных полей нашей огромной, необъятной Родины, России. И сейчас танец «Россия» исполнят наши девочки.

Танец «Россия» (8 девочек).

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(А. Коршун)

И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью.

 А главный хлеб на Руси — это, конечно же, каравай. Ну, а женщин, которые раньше преподносили хлеб, называли каравайщицами – от слова КАРАВАЙ. Относились к ним с почтением.

 Вот и я прошу нашу каравайщицу встретить гостей хлебом-солью!

Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц». Каравайщица выходит с хлебом-солью, (рушник)  делает круг, показывает детям каравай. Выходит на середину зала, кланяетя.

 Каравайщица:

Праздник хлеба мы встречаем

 Круглым пышным караваем,

 Он на блюде расписном

 С белоснежным рушником.

 Каравай мы вам подносим,

 Поклоняясь, отведать просим.

Вот и наш именинник – каравай! (Ставит хлеб на стол перед гостями.)

- Здравствуйте, ребятушки мои, здравствуйте гости дорогие!  Мы с вами встретились в поре багряной, осенней. Осень золотистая — хлебом колосистая!

Но прежде чем угостить вас хлебушком, мне бы хотелось узнать, знаете ли вы ребята, как хлеб растят?

Ведущий – Дорогая каравайщица! В нашей группе целый месяц проходил проект под названьем - «Хлеб всему голова!» У нас были занятия, мы создали мини-музей хлеба в нашей группе, была экскурсия на хлебозавод и т.д.…….

 И наши дети много узнали, как выращивают хлеб, как его собирают. И сейчас, дети тебе расскажут об этом в стихах.

Презентация и рассказ детей. Дети выходят все сразу.

Ведущий - Всё начинается весной. Давайте послушаем стихотворение «Золотой дождик»   - в нём рассказывается о том, как сеют хлебные зёрна.

Слайды -

1 Ребёнок – По земле сырой, не жёсткой, там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки в чёрной пашне пролегли.

И до вечера, и позже, до полночи  с темнотой,

Зёрна сыпались, как дождик, точно дождик золотой. (Е. Трутнева)

Ведущий – Прогревает солнышко землю, и зёрнышко превращается в маленький росточек, а из него в зелёный колосок. Послушаем об этом стихотворение «Чудесное зёрнышко».

Слайды –

2 Ребёнок – В этом крошечном зерне, как в чудесной почке,

До чудесных тёплых дней спрятаны листочки.

Стебелёк и колосок бронзового цвета –

Станет мне под поясок он к началу лета.

В кулачке у колоска зёрнышки – малышки,

В каждом зёрнышке – мука, пироги да пышки.

Прибегут за стол ко мне весело ребята –

В каждом солнечном зерне щедрый праздник спрятан. (Т. Золотухина)

Ведущий – Посмотрите, ребята, какое красивое хлебное поле. (Слайд). Вот и созрел урожай, расскажите об этом в стихотворении «На колхозных полях».

Слайды –

3 Ребёнок – Проходит лето, жать пора – полны зерном колосья.

Работа c раннего утра кипит у наc в колхозе.

Рожь наливается зерном тяжёлым, урожайным,

И солнечным, погожим днём в поля идут комбайны.

Грузовики спешат, гудят – везут с полей пшеницу.

Колхозный урожай богат, мы можем им гордиться! (Н. Забила)

Ведущий – А сейчас наша пеня о хлебе.

Песня «Колосок» - м/р. №5 (2014) стр.8.

Дети полукруг.

Каравайщица:

 Хлеб созрел, но к нам на стол

 Прямо с поля не попал.

 Едет хлеб на мельницу,

 Мельницу чудесницу!

Ведущая: А сейчас мы поиграем в игру:

«Кто быстрее отвезет колоски на мельницу» (эстафета).

Атрибутика: Колосья пшеничные (у одной команды) и ржаные у другой.

                       2 машины, 2 ленты, вазы для колосьев, мельница.

 Ход игры

 1. Колоски пшеницы перед двумя командами,

 2. Собираем по очереди колоски.

 3. Связываем сноп веревкой.

 4. Сноп кладут в машину и шофер везет на мельницу.

Ведущий: А на мельнице из колосков получится мука. А из муки – …

 Каравайщица: Подождите, подождите! Давайте у ребят спросим, что из муки можно приготовить? (Пироги, булки, ватрушки, печенье, пирожные, торты).

У меня есть волшебный, хлебный кроссворд. Вы готовы его отгадать?

Мука, трактор, хлеб, тесто, сито, зерно, каравай.

3. Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелый. (Хлеб)

 1. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

 От рождения седая мать по имени... (Мука)

 6. Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

 Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

7. Самый главный на столе, всех накормит он в семье.

По кусочку нарезай пышный, свежий …….- каравай.

2. На бескрайних он просторах

 Днём и ночью пашет поле.

 Он рычит на всю округу,

 Пашет поле острым плугом. (Трактор)

ИЛИ

Он пашет, сеет, боронит.

 Весь день на месте не стоит.

 Силач, железный тянет плуг,

 Он в поле людям - лучший друг.

 А урожаев важный фактор!

 Вы отгадали? Это - ... ТРАКТОР

4. Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

ИЛИ

Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,

Недосмотришь — упадёт,

Но не больно ему. Что это?

5. Купили новенькое, муку просеивать.

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно всё в дырках. (Сито)

 Ведущий.

Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба.

 -Говорят в народе:

 Кто трудился от души

 -Веселись теперь, пляши!

 Мальчики приглашают девочек на польку.

Танец «Полька». (Дети стоят.  Не садятся.)

Каравайщица: А сейчас ещё одна интересная «хлебная» игра, становитесь дети в круг.

Игра с мячом.

Каравайщица задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Молодцы! Вы хорошо играли. (Сели).

 Ведущий: У нас сегодня почетные гости, это наши родители.

 Мы для них тоже приготовили конкурс.

Конкурс для родителей «Закончи пословицу».

 Кто пословицу отгадает,

 Тот баранку получает! Отвечать по одному, поднятием руки.

 1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

 2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

 3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)

 4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

 5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

Воспитателям придумать ещё!

Связка баранок у каравйщицы.

Ведущий задаёт вопросы, каравайщица награждает баранками.

Ведущий:  В праздники на Руси любили устраивать игры и состязания. Состязались в пляске, в уме, в удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня тоже проведем игру «Чей плетень лучше?»

«Игра  Плетень» (2-3 раза).

 Ведущая:

 Эй, девчонки хохотушки,

 Запевайте-ка частушки!

А мальчишки подпевайте

От девчат не отставайте.

Дети исполняют частушки о хлебе.

 1. На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Хлебные частушки.

 2. Хлеб я ем с утра до ночи

 Булки с ночи до утра

 Очень весело проходят

 В нашей группе вечера.

 3. Хлеборобы землю пашут,

 Пекарь служит у печи .

 Ну, а все ребята наши

 Любят булки, калачи.

 4. Лучше нету ничего

 Чем ватрушка с молоком

 Тетя Люба - повар наш

 Что ещё нам к чаю дашь?

5. Люлюшки - ой - люлюшки

 На поле сели гулюшки,

 Нам, ребята, все равно,

 Мы убрали все зерно.

 6. Нынче был неурожай

 По причине дождика,

 Станет хлебный каравай

 Подороже тортика.

 7. Хлеб в Москве подорожал,

 Весь народ волнуется,

 Пояс туже завязали

 И петух, и курица.

8. Пироги так хороши,

 Просто объедение.

 Повар наш нам напечет

 Всем на день рождения.

9. Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Угадай по вкусу»

 Игра  «Угадай по вкусу». На подносе нарезаны кусочки (в них шпажки) разных хлебобулочных и мучных изделий. Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб, батон, тортик, пирожок и т.д.)

Ведущий: Ребята, а в день рождения, что принято дарить имениннику?

 Дети: Подарок!

 Ведущая: А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню.

 

Каравайщица

Каравай заводит дружбу
С тем кто с детства любит труд

Если ты с работой дружен -
Выходи смелее в круг,

 Выходи в хоровод,

 Именинник песни ждет!

Хоровод «Каравай»

Дети идут по кругу хороводом и поют. В центре ребёнок с караваем.
Поют:

К дошколятам на машине  
Каравай приехал ныне.
Каравай в круг вставай.
Кого хочешь выбирай.

Ребёнок с караваем громко говорит:

"Я выбираю пекаря"
Подходит к ребёнку. Кланяется, отдаёт ему каравай. В круг выходит «пекарь».(И т.д. по тексту песни.)

Он не грел на печке бок.  

Каравай ребятам пёк.
Пекарь с нами поиграй.
Кого хочешь выбирай.

Пекарь - Я выбираю мельника!

Не молол он чепуху,                        
А смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй
Кого хочешь выбирай.

Мельник - Я выбираю пахаря!

Он в тенёчке не лежал,                  
А хлеба растил и жал.
(Все останавливаются. "Пахарь" поднимает каравай над головой. Дети поднимают руки вверх - показывают каравай)
А награда - урожай!
Всех на праздник приглашай!
(Все кланяются, как бы приглашают).

Музыка «Русские края»

Ребёнок остаётся держать каравай, в середине зала, остальные врассыпную.

Каравайщица: Теперь вы знаете, как выращивают хлеб на Руси и сколько для этого требуется терпения, труда, мудрости. Потому-то и говорят: «Хлеб - всему голова!»

Ведущий: А главное, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины. Берегите, хлеб!

1 ребёнок – Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятка рук.

2 ребёнок – Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб  - хозяин дома, всему он голова!

3 ребёнок – Крепкою державой его звали встарь,

Хлебушек по праву в государстве – царь!

Ведущий приглашает родителей, детей и каравайщицу в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...