Край, в котором мы живём!
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Николаева Ольга Константиновна

Сценарий мероприятия, посвящённого 165 летию Самарской губернии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_kray.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Край, в котором мы живём!

Цель.        Продолжать воспитывать у детей любовь и развивать интерес  к родному краю, к малой родине – Сергиевскому району.

Задачи:

−        активизация и уточнение знаний воспитанников о родном крае, о народах его населяющих посредством народных игр, пословиц, народной музыки и песен, традиций;

−        способствовать воспитанию чувства гордости за принадлежность к своей нации, любви к своей малой Родине на примере своих родителей;

−        способствовать развитию коммуникативных качеств личности, доброжелательного, уважительного  отношения друг к другу.

        Ход мероприятия.

Ведущий 1.     Добрый вечер,  дорогие гости, родители, ребята!

Ведущий 2.    Мы живём в самом большом государстве мира – Российском.

Ведущий 3.  Россия – это наша общая, большая Родина! Она собрала всех своих сыновей и дочерей под свои крылья и оберегает их, как оберегает мать своих детей от невзгод. Это значит, и всех нас тоже.

Ритмическая композиция «Моя Россия» (песня «Моя Россия» (А.Волков – Т.Иванова) исполняет Образцовый ансамбль народной песни «Забава», с.Сергиевск, Самарской области, песенный сборник «Сергиевск 300 лет»)

 

Ведущий 1.   Сегодняшняя наша встреча посвящена 165 летию Самарской губернии. Самарский край – это край, в котором мы живём.

Воспитанники.

Люблю тебя, Самарский край,

До самых волжских берегов!

Любое место выбирай

Среди заманчивых лугов!

Здесь много доброй красоты

И нежной мудрости берёз,

Становишься сильнее ты

И душу трогаешь до слёз.

Кругом цветочные ковры

И земляничные поля,

Смотри на всё да не соври,

Скажи: «Божественна земля!»

И синева небес пьянит,

Наполнен воздух чистотой,

Самарский край меня пленит

Своей природою простой!

(Ахметьянова Юлия, г. Самара)

   

Ведущий 2.   Уголок России – отчий дом…  Наш «уголок России» – Сергиевский район, край, в котором мы живём, в котором многие  родились.

Песня «Наш край»

(слова: А. Пришельца, музыка: Д. Кабалевского).

Ведущий 3.  В Сергиевском районе так же, как и в Самарской области, как и в нашей  матушке России живут народы разных национальностей, со своими обычаями и традициями.

Ведущий 1.  Живут    здесь как коренные народы, например, чуваши, - в районе есть чувашские поселения, мордва, татары, отдельно татарских поселений нет в нашем районе, но может быть так, что в одной части поселения живут татары, в другой части - русские, в третей – например, мордва! Таким образом, образуя этнические группы. А может быть население – смешанным. Есть также народы, перекочевавшие в наши края. Большие группы из них составляют армяне, казахи, украинцы и другие народы.

Ведущий 2.   Каждый народ хочет  - чтобы дети росли здоровыми, чтобы было кому передать духовные ценности.

Ведущий 3.     А дети любого народа хотят быть похожими на взрослых, подражают взрослым в играх.

Ведущий 1.     Игра для ребёнка – это здоровье, в игре развивается речь, общение, фантазия и творчество… Именно через игру идёт приобщение к родной культуре, её традициям.

Ведущий 2.      Заглянем в чувашскую деревню. Ребятня собралась на лужайке поиграть.

Чувашские народные подвижные игры «Серелер»,

«Хищник в море».

(Фоном звучит чувашская народная песня «Где ты, наша молодость» в исполнении народного хора чувашской песни «Асамат», с. Кармало-Аделяково, Сергиевского района, Самарской области, песенный сборник «Сергиевск 300 лет»)

Ведущий 3.      Делу время потехе час. Родители позвали ребят домой.

     Родители зовут детей: «Сын!»; «Дочь!» (на чувашском языке).

     Родители говорят чувашские народные пословицы.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Без нитки и ветхого одеяла не сошьёшь.

(Бабушка Максима Глухова, воспитанника группы «Вишенка», говорит пословицы на чувашском языке, также помогает родителям позвать детей обращениями «сын», «дочь» на чувашском языке).

     Родитель говорит татарскую народную пословицу:

Какова еда, такова и миска, каков человек, такова и одежда.

Ведущий 2.    Какому народу принадлежит эта пословица?

     Ответы детей.

Ведущий 3.     Татарские ребята устроили соревнования.

Татарская народная подвижная игра «Спутанные кони».

Ведущий 1.    А татарские мальчики очень любят бороться.

Татарская народная подвижная игра «Бой на кушаках».

        Фоном для игр звучит татарская народная мелодия.

Ведущий 2.     Народы, которые укоренились на Сергиевской земле, пришли со своей мудростью.

     Участники говорят армянские народные пословицы:

Кто много читает, тот много знает.

Какие труды, такие и плоды.

Арсен Аракелян (воспитанник группы «Вишенка») читает стихотворение на армянском языке, а его мама говорит вышеуказанные пословицы на армянском языке.

Ведущий 1.  Армянские мальчики так же стремятся продемонстрировать свою ловкость и силу.

Армянская народная подвижная игра «Перетяни палку».

Фоном для игр звучит армянская «Лезгинка».

Ведущий 3.     Культура армянского народа не менее интересна. Вот это армянский народный музыкальный инструмент (показывает и вместе с участниками называет (дудук)).

      Дети проявляют желание послушать, как он звучит.

Ведущий 1.     Мы послушаем, как звучит дудук,   и немного отдохнём.

     Звучит музыка армянского композитора Ары Геворгяна, в которой выделена тема для дудука.

Кинезиологическое упражнение «Успокойся».

Ведущий 3. А мы с вами сейчас в поселении, где в одной её части живёт мордва, в другой – русские и имеет смешанные русско-мордовские традиции.  

      О чём же гласит мордовская народная мудрость?!

     Участники говорят мордовские народные пословицы:

Теплее материнского сердца нет ничего.

Хороший человек без друзей не живёт.

        Лыкова Т.В.- мама воспитанницы старшей группы «Одуванчик» Лыковой Полины говорит данные пословицы на мордовском языке.

Ведущий 2.       А с русской стороны звучит ответ:

            Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать.

             Не будет скуки, коли заняты руки.

        Говорят родители старшей группы «Одуванчик».

Ведущий 1. Скоро праздник, почитаемый многими народами – ТРОИЦА. Вот как жители обеих частей села его празднуют.    

     Мальчики заносят берёзовую ветку.

Мальчик.   Где девчата?

Все мальчики.   У Полины во дворе!

     Приходят в Полинин двор.

Мальчики.   Здравствуйте девчата! С праздником! (кланяются).

Девочки.   Здравствуйте ребята! С праздником!  (поклон).

Девочки и мамы  украшают ветку лентами и заводят хоровод вокруг украшенной берёзки.

Хоровод «Во поле берёза стояла».

(Русская народная песня)

Мальчики. Эй, девчата!

                Приглашаем вас

                На кадриль сейчас!

Кадриль «Ещё не кому берёзу сечь-рубить».

(Звучит плясовая песня Самарской области, Сергиевского района, запись от Садомовых, исполняет народный фольклорный ансамбль «Вольница», Сергиевского района,  песенный сборник «Сергиевск 300 лет»)

Ведущий 3. Зайдём к Ольге.

Все.   Здравствуй,Ольга! С праздником!

Елена.   С праздником! Зарю размыкайте!

Русская народная игра «Заря - заряница» (играют девочки).

Ведущий 2.   Зайдём к Евгении в двор. У неё самые вкусные (называет традиционные блюда на Троицу). Кто же тебе помогает?

Евгения.    Да есть у меня один помощник.

Мордовская народная игра «Чёрный баран» (играют мальчики).

        Мама Полины Лыковой, воспитанницы старшей группы «Одуванчик», с помощниками – на мордовском языке, воспитанники поют текст к игре на русском языке.

Ведущий 3.  А вот Наташин двор, она всегда хорошо привечает.  Давайте к ней зайдём,  да пляску заведём.

Танец с элементами мордовского народного танца «Мордовочка моя».

(Звучит песня в исполнении группы «Садко»).

Ведущий 1. И так продолжалось от дома к дому до тех пор, пока празднующие не достигали моста через речку в центре села. Когда обе части села, мордва и русские, встречались у моста, заводили игру.

Народная игра «А мы просо сеяли».

Ведущий 2. На этом уличное действо заканчивалось, молодёжь расходилась по родным.

Воспитанники.         «Моя малая Родина»

                   

                    Много разных чудес на свете,

        Много разных краёв, деревень.

        Сергиевск – лучший на свете.

                    Нет прекрасней его и милей!

        

        Есть озёра и в нашем районе,

        Голубое -  прекраснее всех.

        Как прелестны бездонные воды,

        Что искрятся на солнце весь день.

        Из земли бьёт целебный источник,

        В Серноводске такой лишь один.

        Он излечит народа болезни,

                     Ты лечится к нему приходи.

        О, как мило жить в этом районе!

        Слушать музыку этих полей,

        Засыпать под ветвями берёзы,

        Слышать шелест листочков, и трель.

        Слушать песни знакомые с детства,

        И бродить одному по лесам.

                    Очарован тобой, край родной мой,

                    Я люблю тебя, Сергиевск мой.

                                                                   (Мария Моисеева, уч. 11 кл.Суходольская  СОШ №1, 2009 г.)

Танцевальная композиция «Сергиевск».

(Звучит «Сергиевская - Задорная» - Н.Карлин, в исполнении Образцового ансамбля народной песни «Забава» и Народного хора русской песни, с.Сергиевск, Самарской области, песенный сборник «Сергиевск 300 лет»).

        Используемые источники:

−        Н.В. Горина, Л.А. Николаева «Первоцвет». - Самара: Сипкро, 1999.

        А.В.Кенеман, Т.И.Осокина «Детские народные подвижные игры». – М.: И-во «Просвешение», «Владос», 1995 г.

−        Е.И.Подольская «Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». – В.: И-во «Учитель», 2009.

−        К.М. Фечина «По – над садом…». – Самара: ООО «Офорт», 2007.

−        Альбом «Сергиевский район». – Самара: Издательский дом «Агни», 2009.

−        school101sam.ucoz.ru/forum/33-18-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край в котором мы живём

Цель: познакомить с историей названия города, формировать представления детей о родном городе, обогащать и расширять знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать реч...

Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями корен...