конспект по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы, посвященный снятию блокады Ленинграда
методическая разработка (старшая группа)

Щептева Татьяна Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы,

посвященный снятию блокады Ленинграда от фашистских захватчиков

(с использованием ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blokada.odt19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26

 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы,

посвященный снятию блокады Ленинграда от фашистских захватчиков

(с использованием ИКТ)

Составитель: музыкальный руководитель

                                                                       Щептева Татьяна Владимировна

2020 г.

Цели: Ознакомление детей с историей своей страны, своего города, воспитывать детей в духе патриотизма

Задачи:

1. Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войны).

2. Вызывать у детей чувство гордости за воинов, народ, стойко переносивший невзгоды войны, за мужество и отвагу, которую проявляли люди в тот период истории.

3. Приобщать к песням, стихотворениям, танцам, относящимся к героическому периоду нашей страны.

Материал к празднику: интерактивная доска, компьютерная презентация, видео фрагменты, ноты песни «Ленинградские мальчишки», CD-записи 7й симфонии Д. Шестаковича.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о ВОВ и блокадном городе – герое Ленинграде. Разучивание стихов.

Разучивание песни «Ленинградские мальчишки». Слушание и обсуждение темы «сопротивления» – фрагмента седьмой симфонии Д.Д. Шестаковича.  

Организация детей: дети сидят на стульчиках, во время чтения стихов, пения дети располагаются в активной зоне музыкального зала.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель

Дети

Звучит музыка.

На интерактивной доске первый слад презентации. (Информационно-коммуникационные технологии ИКТ)

Ведущий (В): Сегодня мы поговорим о нашем городе, который хотели покорить гитлеровцы, но им этого не позволили сделать доблестные защитники города.

На экран демонстрируются слайды с видами Санкт-Петербурга.

(СЛАЙД 2, 3) (ИКТ)

В: Ребята, а как раньше назывался наш город? (технология исследовательской деятельности-ТИД)

(СЛАЙД 4) (ИКТ)

В: В 1941 году фашисты блокировали Ленинград. Отрезали город от всей страны. Попасть в Ленинград можно было лишь по воде, по Ладожскому озеру.

(СЛАЙД 5) (ИКТ)

На город почти каждый день обрушивались бомбежки (в небе над городом кружились вражеские самолеты). Не прекращались артобстрелы (фашистские пушки не умолкали).

ВИДЕО АРТОБСТРЕЛОВ (ИКТ)

(СЛАЙД 6) (ИКТ)

Фашисты каждый день совершали налеты на Ленинград. В этих налетах были разрушены почти все продуктовые склады города. Голод смертью шел по городу. Люди умирали у станков, на улицах, ложились спать и не просыпались.

Были введены хлебные и продуктовые карточки.

Каждый житель города получал один раз в сутки такой маленький кусочек хлеба (250 граммов – рабочим, а остальным – всего по 125 граммов, Но от голода это все равно не спасало.

(СЛАЙД 7) (ИКТ)

Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Помимо скудного хлебного пайка изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам.

Из дневника Е. Кочиной, 15.11.1941 г. «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария:  мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. В январе 1942 г. перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей на Неве и Фонтанке.

(СЛАЙД 8) (ИКТ)

В ноябре наступили морозы. Замерзла, остановилась водяная дорога. Остановилась дорога – значит, не будет подвоза продуктов, горючего и боеприпасов. Как воздух нужна дорога Ленинграду. И проложили эту дорогу по льду Ладожского озера. Нелегкой была дорога. Не всегда удачи были. Лед ломался под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха. Застывали в пути моторы, замерзали шоферы, но ледовая дорога через Ладожское озеро не переставала действовать. «Дорогой жизни» назвали её Ленинградцы.

(СЛАЙД 9, 10) (ИКТ)

В: Несмотря на очень тяжелое положение, город продолжал сопротивляться. Заводы Ленинграда работали на фронт. На них трудились не только взрослые, но и дети. Ленинградцы изготовляли: самолеты, танки, бронемашины и бронепоезда. Артиллерийские орудия, минометы, снаряды и мины.

Свидетельства того времени

Письмо 14-летнего Феди Быкова отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Федор Быков».

(СЛАЙД 11) (ИКТ)

Был январь 1943 года. Советским войскам на одном участке удалось прорвать фашистскую блокаду города. Но это была не окончательная победа. По полученному коридору сразу же стали прокладывать дорогу, чтобы обеспечивать Ленинград продуктами, горючим и боеприпасами.

Звучит запись голоса Ю. Левитана «О прорыве блокады Ленинграда»

(СЛАЙД 12) (ИКТ)

Прошел еще целый год. И вот вновь наступил январь. Январь 1944 года. Ударили наши армии с новой силой. Разбили врага и полностью освободили от фашистской блокады город Ленинград.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней (почти три года) и была самой тяжелой осадой в истории человечества.

(СЛАЙД 13) (ИКТ)

Родина высоко оценила подвиг ленинградцев. Городу Ленинграду было присвоено звание «Город – герой».

(СЛАЙДЫ 14-МЕДАЛИ ЗА ОБОРОНУ, 15 – 900 БЕРЕЗ, 16, 17 – ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ). (ИКТ)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой композитор написал симфонию в осажденном городе?

Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии.

Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Звучит запись фрагмента седьмой симфонии Д.Д. Шестаковича, темы сопротивления.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, как звучала музыка?

Ребята, а теперь скажите мне, пожалуйста, о каком празднике сегодня шла речь.

Молодцы, дети. Вот и закончилось наше занятие, ребята.

Дети входят в зал.

Встают полукругом. (Технологии создания предметно-развивающей среды (ТСПРС)

Рома: Я расскажу вам, как когда-то

Уж семь десятков лет назад

Была и кончилась, блокада,

Что сковывала Ленинград. (ЛОТ)

Даниил: Всё начиналось в 41-м:

Три месяца, как шла война,

Страна жила единым нервом,

Беда была на всех одна (личностно-ориентированные технологии-ЛОТ)

Дети: Ленинград

Тима: 120 грамм простого хлеба –

Вот весь был детский рацион.

Никто два года сытым не был,

Но много кто был погребён. (ЛОТ)

Я не поэт, и не писатель,

И слов таких не знаем мы,

Чтоб описать, как в Ленинграде

Блокадных жили две зимы.

Даня: И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда «Дорогой жизни» звала

Её народная молва. (ЛОТ)

Максим: По льду машин шли караваны,

Чтоб иногда уйти под лёд.

Ее бомбили беспрестанно,

Но день за днём, из года в год

Везли туда — еду, снаряды,

Обратно — раненых, детей.

Прощальные кипели взгляды

У не умерших матерей… (ЛОТ)

Песня: «Ленинградские мальчишки»

Марина:  (ЛОТ) Мы знали все: дороги отступлений,

Забитые машинами шоссе,

Всю боль и горечь первых поражений,

Все наши беды и печали все.

И нам с овчинку показалось небо

Сквозь "мессершмиттов" яростную тьму,

И тот, кто с нами в это время не был, –  

Не стоит и рассказывать тому.

За днями дни. Забыть бы, бога ради,

Солдатских трупов мерзлые холмы,

Забыть, как голодали в Ленинграде

И скольких там не досчитались мы.

Максим: Нет, не забыть - и забывать не надо

Ни злобы, ни печали, ничего...

Одно мы знали там, у Ленинграда,

Что никогда не отдадим его...

Но в час, когда советсткие знамена

Победа светлым осенит крылом,

Мы, как солдаты, знаем поименно,

Кому за нашим пировать столом. (ЛОТ)

Шостакович

Решительно, грозно, стремительно, как будто бы солдаты с оружием идут.

Мы говорили о празднике снятия блокады Ленинграда. О том, как жил город во время осаждения. Что были введены хлебные карточки. О том, как тяжело было людям, но они все равно выстояли. И писали музыку. Симфонию написал Дмитрий Шестакович.

Под музыку дети делают круг и выходят из зала. (Здоровье сберегающие технологии)

Выводы: проведение данного мероприятия доставило всем детям группы приподнятое настроение. В процессе праздника дети смогли не только познакомиться с историей ВОВ, но и с историей родного города. Маленькие участники были глубоко погружены в данную тему, так как в течение длительного времени проводилась подготовительная работа. Дети понимали и с удовольствием принимали участие в различных выступлениях: пели патриотические песни, читали стихи, слушали музыку Дмитрия Шостаковича. Взрослые участники ярмарки создавали необходимую атмосферу. Такие патриотические мероприятия, необходимы для ознакомления детей с историей своего народа, воспитания чувства патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

Непосредственная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе...

НОД в старшей группе ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

Непосредственная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе...

Конспект НОД в старшей группе «Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка - детский сад № 49(филиал)Колпинского района Санкт-Петербурга     Конспект НОД в старшей ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.   Виды детской деятельности: ко...

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда"

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда" Ссылки на просмотр роликов по итогам работы:https://vk.com/wall-212446883_2157  видеоролик о работе по про...