Конспект тематического занятия в старшей группе с нарушениями речи на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Михальская (Щукина) Светлана Николаевна

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных, зимних условиях; формирование навыков сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект музыкального тематического занятия в старшей группе с нарушениями речи на тему "Зимующие птицы"

Цель и задачи:

Воспитательные. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных, зимних условиях; формирование навыков сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.

Развивающие. Развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц; развитие восприятия, зрительного внимания, быстроты реакции; развитие памяти, мышления, воображения; развитие общей моторики, координации в движениях и в пространстве.

Обучающие. Углубить и расширить у детей представления о зимующих птицах; стимулировать проявление речевой активности; развивать танцевальные навыки, чувство ритма, музыкально-слуховые ощущения; развивать навыки передачи музыкального образа в движении. Создание хорошего настроения, веселой, дружественной атмосферы.

Материалы и оборудование: аудиозапись музыки Поля Мариа, шумовые эффекты - запись голосов птиц, нотное приложение Шуберт «Экосез»,  картинки с изображением зимующих птиц – дятел, сорока, ворона, свиристель, воробей (или презентация), детские музыкальные молоточки,  картонные маски «воробьи», маска кота.

Ход занятия

В начале занятия предложить детям не просто зайти в зал, а превратиться в стаю птиц. Подумать, какой именно птичкой ребенок хочет быть. Вообразить себя в роли этой птички, и, с началом музыки "залететь" друг за другом, полетать в разных направлениях по залу не наталкиваясь друг на друга.

  • Музыкально-ритмические движения:

1. Под музыку Поля Мориа "Alouette" (из телевизионной передачи «В мире животных»). Дети свободно перемещаются по залу в разных направлениях. Легкий бег на носочках с плавным опусканием и подниманием рук, изображая "полет птиц" (с окончанием музыки дети останавливаются).//  реагировать на характер музыки - плавная, летящая, порхающая; двигаться в соответствии с темпом, динамикой. Ориентироваться в пространстве.

Музыкальный руководитель:  Ребята, вам понравилось летать как птицы?... Вы представили себя птицами?...( ответы детей) А какими именно птицами вы себя представили? Оля, какая ты была птичка? (ответ), а ты, Ваня, какая птица? (ответ)... Замечательно... как много к нам разных птичек сегодня прилетело!// закреплять названия зимующих птиц, развивать воображение и эмоциональную отзывчивость//  

 Наши птички так обрадовались, увидев друг друга, что принялись радостно плясать и скакать...

2. Упражнение "Попрыгунчики" музыка "Шуберта "Экосез". все дети - "попрыгунчики" - выполняют энергичные прыжки по показу воспитателя сначала на месте, затем на муз. акцент - с продвижением вперед, с поворотами на месте и прыжки в разных направлениях по всему залу. Затем, с окончанием музыки, найти себе пару и попрыгать вместе, взявшись за руки, можно тройками.//  Учить слышать музыкальный акцент, вовремя среагировать и поменять  движения одновременно всем вместе. Слышать сильную долю в музыке и прыгать именно на сильную долю. Ориентация в пространстве. Развитие коммуникативных навыков. Умение взаимодействия с группой детей и в паре - согласовывать свои действия с действиями партнера.

Музыкальный руководитель:

Как вы здорово плясали и немножко подустали.

Хоровод мы заведем и вместе все мы отдохнем.

Раз, два, три...раз, два, три - круг скорее собери. (дети берутся за руки, образуя один большой круг) // развивать быстроту реакции, ориентацию в пространстве; сопоставление движений в соответствии со сменой характера музыки 

3.  Танцевальное движение "Хороводный шаг" под любую русскую народную мелодию. // Закрепление танцевального движения "хороводный шаг". Носочки ног направить друг за другом. Двигаться в соответствии с характером музыки неторопливо, оттягивая носочек.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, красивый вы хоровод завели, а теперь можете пройти и сесть на стульчики. (дети проходят и садятся на стульчики). Ребята, а скажите мне пожалуйста, как называются птицы, которые не улетают на зиму в теплые края? (зимующие). Молодцы, вы знаете! Да, верно, зимующие птицы остаются с нами зимовать и мы часто их видим даже на наших улицах, на ветках деревьев, дома  -  за нашим окошком. А почему, как вы думаете, зимующих птиц мы так часто встречаем в городе? (потому, что они хотят кушать и в городе они могут найти себе корм) Да, это вы верно подметили. А чем питаются зимующие птицы?....(ответы)... Конечно, они едят замершие ягоды на деревьях, семена растений, спрятавшихся насекомых. Отыскивают корм вблизи жилья человека. Но и мы с вами можем помочь птичкам в поиске корма, а как? (мастерить кормушки) Да! Я предлагаю вам прямо сейчас смастерить воображаемую кормушку - домик для птичек и покормить их.

  • Развитие чувства ритма "Тук-тук, молотком"  

Тук-тук, молотком

Мы построим новый дом

Тук-тук, мы стучим

Дом для птичек мастерим

(дети отстукивают кулачком о кулачок ритм. По показу педагога, дети повторяют по фразам. Можно предложить детям взять музыкальные молоточки и простучать этот ритм по колену. Игровой момент : простучать по спине соседа).

Музыкальный руководитель: Да, славные кормушки у нас получились. Ребята, когда придёте домой, вы можете сами смастерить кормушку, какую захотите. Нужно только немного фантазии. Попросите родителей - они вам обязательно помогут. Положите туда корм. Отнесите обязательно в парк или в лес и не уходите сразу, а где-нибудь в сторонке подождите и понаблюдайте какие птички туда залетят и сколько? Может вы кого-то и узнаете, а потом расскажете все нам. Нам будет очень интересно!                            

// сотрудничество с родителями, творческий подход, развитие интереса и инициативы. Воспитание бережного отношения и любви к птицам

А сейчас, ребята давайте попробуем представить, что мы уже с вами очутились в лесу. Прислушаемся к звукам зимнего леса. Ведь зимой в лесу тоже может звучать необыкновенная музыка, а какая она будет, и кто ее исполняет, мы сейчас узнаем. Попробуйте угадать что за птица будет петь. Закрывайте глазки и внимательно слушайте... представьте себя, гуляющими по зимнему лесу...

  • Слушание. Звуковые эффекты "Голоса птиц" (дятел, сорока, ворона, свиристель, воробей)

(После каждого прослушивания спросить голос какой птицы, по мнению детей, звучал. Одобрять любые ответы, корректируя. Сопровождать слушание показом картинок или презентации с изображением данной зимующей птицы; Сопоставление птицы и действия - проговорить четко "дятел - стучит, воробей - чирикает, сорока - трещит, ворона -каркает, свиристель - свистит)// Развитие слухового и зрительного восприятия, воображения. Умение сосредоточенно слушать. Развитие речи, мышления.

Муз. рук: Как вы замечательно слушали, ребята. Вы меня так удивили своими ответами! А теперь, хотите поиграть? (да!) тогда поиграем в игру "Воробушки и кот Васька".

Описание игры «Воробушки и кот Васька»: под веселую, быструю музыку ребята-«воробушки» летают по залу. С окончанием музыки выбегает ребенок – «кот» и ловит воробушек. Задача детей-«воробушек» быстро сесть на корточки и поднять согнутые в локтях руки над головой, изображая крышу домика. Со словами "кот искал, кот искал, но добычу не поймал", «кот» возвращается на место. (На детей-«воробушков» надеть шапочки с изображением воробьёв, на кота - шапку кота. Игра повторяется 2-3 раза. Можно заменить кота другим ребенком или предложить воспитателю сыграть роль кота) // развитие внимания, быстроты реакции, ориентации в пространстве. Заряд положительными эмоциями от совместной игры

Муз. рук.:  Как здоровы мы поиграли! Вам понравилось? (да) Мне тоже! А что вам понравилось больше всего?... Что запомнилось?... (Ответы детей). Прекрасно! Молодцы! Можете погладить себя по голове и сказать: «Я молодец!» А теперь, до свидания! Не забудьте про наш разговор о кормушках. Поговорите о них и о зимующих птицах дома с родителями. Расскажите им, что вы  узнали об наших пернатых друзьях! (под музыку Поля Мориа дети выходят – «вылетают» как птицы из зала)