Логопедический праздник "День рождения Бабы-Яги"
методическая разработка (старшая группа)

Барабашова Людмила Николаевна

Каждый из нас сохранил в своей памяти воспоминания о детских праздникахПраздник даёт возможность отдохнуть от будней, весело провести время с друзьями. Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы логопеда в дошкольном учреждении.

Участие детей с нарушениями речи в логопедических праздниках помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_baby-yagi.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Закреплять приобретённые произносительные умения.

Активизировать творческие способности.

Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

Совершенствовать умения словоизменения и словообразования.

Закрепление графического образа печатных букв.

Развитие зрительно–пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. Развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.

Оборудование:

Костюм Бабы Яги, кочки с буквами, шапочки: синичка, цветы, солнышко, жаворонок, заяц, петух, пчела, крылья бабочек, костюмы лягушек, картинки цветов, насекомых, птиц, цифры, банки с вареньем, лыжи, коньки, скейт, зонтики, клубок ниток, стакан сока, шипучая таблетка, музыкальные инструменты.

Гости собрались в зале. В избушке Бабы Яги слышен шорох, шум и ворчание Бабы Яги.

Баба-Яга:  (поет) 

Хороша я хороша,

Да плохо одета.

Никто замуж не берет

Девушку за это.

Это же сколько лет то я уже живу? День рождения то у меня когда? Вот узнать бы да как отпраздновать! Если праздновать, то гостей звать, кормить надо чем-то, а при нонешней, как там, бишь, её… а-а, анфляции, поди-накорми их.  О-о, гости собираются. А вы, это, угощение то принесли? Или как? В связи с резким повышением цен на продукты питания, продукты приносить с собой в трёх экземплярах: для себя, для соседа и для Бабы-Яги, чтобы  не быть съеденным. Ой, да о чем это это я? Знать бы когда этот день рождения? Помог бы кто, что ли? О!!! А я сейчас позвоню. Але! Алеее! Это служба спасения? Помогите вспомнить! Да что со связью то?

Дети с логопедом в спальне

Логопед:  Ребята, вы слышали, Бабе Яге помощь нужна.  Поможем ей?

(Ответы детей)

Логопед:  Баба Яга  живет в густом лесу. Путь туда лежит очень опасный. Надо быть готовым к любым неприятностям. Вы готовы? Только будьте внимательны! Ой,  болото преградило нам путь.

(Звучит аудиозапись голоса Водяного)

Водяной: Кто это мой покой тревожит?

Логопед: Водяной, мы спешим на помощь Бабе Яге. Помоги нам пройти по твоему болоту. На нем такие необычные кочки. Ты тут что-то придумал?

Водяной: Ох, не зря я учился в школе водяных наук.  Чтобы не утонуть в болоте, вам нужно наступать на кочки, на которых написаны гласные буквы. Вы знаете гласные буквы?  Идите только по кочкам с гласными буквами.  

Логопед: Ребята, вспомните гласные буквы. Смотрите внимательно. Наступайте  на кочки аккуратно след в след!

(Дети идут через болото по кочкам - кругам с буквами).

Логопед: Ну, вот, прошли болото и оказались на лесной опушке, у избушки Бабы Яги. Ребята, а какие деревья растут в этом лесу? Как называется такой лес?

(Ответы детей)

Логопед:  Какой  чудесный воздух в еловом лесу!  Вдохните воздух. Вы чувствуете, как здесь пахнет?

Дыхательное упражнение «Ах, как пахнет».

Стучат в дверь избушки.

Логопед:  Баба Яга, Баба Яга!

Баба-Яга: А,  что там за шум на болоте? (Выглядывает в окошко). О, а я думаю, чего это русским духом то потянуло?  Вон оно чего.  Угощение то само пришло.  Кто такие?  Откудова будете, то?

Ответы детей

Логопед:  Баба Яга ты звонила, помочь просила. Тебе помощь наша нужна?

Баба-Яга: Ой, нужна, вот так нужна! (ребром ладони по шее). Вы это, проходьте, садитесь, в ногах правды нет.

Дети проходят в избушку Бабы Яги, садятся на лавочки.

Баба-Яга:  (недоверчиво) А вы сможете помочь, много ли вы знаете?

Логопед:  Конечно, много знаем. Дети в саду занимаются с учителем-логопедом.

Баба Яга: А кто это?

(Ответы детей)

Логопед: Вот послушай, как наши ребята научились правильно выговаривать звуки.

Знайки: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Непоседы:  «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно! »

Ружье, заряженное пробкой,

Ёрш подарил рыбешке робкой.

С тех пор драчливый черный рак

Не затевает с нею драк.

Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты всё шумишь, не спишь.

Мышонок  шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Баба-Яга: Здорово вы научились. Со мной не сравнитесь, конечно.  Это я лучше вас умею. Меня в школе нечистой силы тоже так учили.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Видишь, хобот у меня.

А сейчас я дудочка

Дудочка-погудочка.

Словно белка я, без спешки,

Ловко щёлкаю орешки.

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь.

Язык мой - кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

А я вот сейчас вас проверю по- своему. (Баба Яга произносит слова неверно)

Маска, санки, шамолет – кто ошибку здесь найдет?

Сапка, суба, рот и нос – где ошибка? – вот вопрос.

Лена, вожка, стув, сова – правильно звучат слова?

Тигл, колова, волобей – найди ошибки поскорей!

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

Логопед: Баба Яга, так мы к тебе поиграть пришли?

Баба Яга: А я помню, зачем вы пришли?  Чему учили - помню. А самое главное не помню.  

Логопед:  (пытается перебить) Ну так вспоминай.

Баба-Яга: Не перебивай! Сама собьюсь, когда надо будет! Ну вот, перебила. (Вспоминает.) А-а, вспомнила: вот у вас есть день рождения?

Ответы детей

Баба-Яга: А я не помню  когда у меня день рождения.

Логопед:  А мы тебе сейчас расскажем о временах года, а ты выбирай.  

Пальчиковая гимнастика «Круглый год»

Баба-Яга: А сейчас какое время года?

Логопед: А ты послушай.

Диалог Г. Сапгир «Лесной разговор»

— Синица-певица,
Что видела в нашем лесу?
— Летала, видала
Весну на грачином носу.
— Синица-певица,
Откуда так пахнет весной?
— Лиловый подснежник
Проклюнулся в чаще лесной.
— Синица-певица,
А день-то сегодня каков?
— Высокое небо
И пёрышки в нём облаков.
— Синица-певица,
Так что же мы в почках сидим?
— Ещё не пора вам,
Листочкам, порхать, молодым.
— Синица-певица,
Когда же, когда же, когда?
— Спросите у Солнца.
— У этого тёплого? Да?

Логопед:  Весной много света и солнца. Она будит  природу после зимнего сна. Весной все расцветает.

Баба-Яга: А у меня на опушке тоже цветы расцвели и бабочки порхают.

Танец цветов и бабочек

Логопед:  Давайте насекомых посадим на цветы, найдем им домик. Сколько слогов в названии насекомого, столько слогов должно быть и в названии цветка-домика. Для жука – мак. Почему?

Ответы детей

Игра «Найди цветок»

Баба-Яга: А после весны, какое время года? 

Ответы детей

Логопед:  Лето  самое теплое время года. Его главный цвет зеленый. Это время года дарит силу растениям и животным. Летом  много ягод и цветов.

Мы тебе сейчас покажем сказку, которую ребята сочинили по мотивам рассказа Д. К. Ушинского «Утренние лучи»

Инсценировка сказки

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: «Как я люблю лето, когда много свежей зеленой травки»
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов: «Ж-ж-ж, соберу нектара много, будет вкусненький медок»
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленьким ребяткам. Они проснулись, потянулись и улыбнулись.

Баба-Яга: А уж как на моем болоте лягушки квакают летом с утра.

Танец лягушек.

Баба-Яга: А птицы то своих птенцов летом летать учат. Вот, послушайте, как они щебечут. А вот  я вас сейчас проверю. Вы знаете, как у птиц птенцы называются?

Игр. упр. «У кого кто?» (У кукушки – кукушата. И т.д.)

Игр. упр. «Сколько птиц на дереве» (цифры и картинки  птиц)

Баба-Яга: А после лета? Какое время года после лета? Сколько месяцев у осени? Как они называются?

Ответы детей

Ребенок: Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Танец с зонтиками.

Логопед:  Осенью все вокруг становится золотым и багряным. Её краски – самые яркие и богатые. Осень дарит урожай  фруктов и овощей, чтобы сделать запасы к зиме.

Баба-Яга: Это да. Это я сделала. (Перечисляет) Мухоморов насолила? Насолила. Зелье наварила? Наварила. И на десерт кое- что приготовила. Вот у меня сколько варенья. Вот я вас сейчас проверю. Знаете ли вы,  из каких ягод,  какое варенье варят?

Игр. упр. «Из чего какое варенье?»

Баба-Яга: Прошла осень. А после осени, какое время года наступает? Сколько месяцев у зимы? Как они называются?

Ответы детей

Ребенок:  Белоснежные постели

По лугам и по полям.
В белых шапках сосны, ели,
Видит зимний сон земля…

Логопед:  Зима дарит природе отдых. Деревья сбрасывают листву, многие животные засыпают. Зима украшает природу инеем и снежинками, поэтому похожа на сказку.

Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш-ш (Дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону)

Завьюжит вьюга: в-в-в-в. (Круговые движения руками)

Закружит метель: у-у-у-у. (Дети кружатся и садятся)

Баба-Яга: (достает из сундука коньки, лыжную палку, скейт). Вот да, вот это у меня для зимы. Эх,  люблю я все это?

Логопед: Ребята, а какой предмет лишний?

Ответы детей.

Баба Яга: А вам зимой, что нравится делать? Вот скажите мне, умники-разумники, как называется человек, который бегает на коньках?

Упражнение на словообразование.

Конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

Логопед:  А мы с вами слепим снеговика.

Музыкальная игра на ускорение.

Логопед: Все, Баба Яга, мы тебе обо всех  временах  года рассказали.

Баба-Яга: Как все? Вот прямо обо всех? Точно, точно?  (Обращается к детям) А вы точно мне все рассказали? Ничего не утаили. В какое же время года мне выбрать день рождения? (Ходит) 

Ой! Я все давно решила! 
Мне сегодня – триста лет! 
Сто уж было, двести – было, 
Значит, точно – триста лет!
Будет! Будет седни праздник: 
Бабке Ежке – триста лет! 
Я вас в гости приглашаю, 
Всех! На праздничный обед! 

(В сторону) Тем более угощение само в гости пришло.
Эх, давно я не водила 
Хороводов на лугу, 
И наряд я  новый сшила, 
Щас надену, побегу! 

( Баба Яга уходит)

Логопед: Ребята, вы слышали? Баба Яга съесть нас хочет. Что же делать?

(Появляется Волшебница Добродушия)

Волшебница Добродушия:

- Добрый день, ребята, меня зовут Волшебница Добродушия! Я всегда чувствую, что кому-то нужна моя помощь. Я помогу вам поделиться  своими самыми добрыми, радостными и приятными чувствами с Бабой Ягой.

В книге заклинаний сказано:

«Если создадите круг добра,

И любовь добавите в него,

То нектар волшебный оживёт.

И своё подарит вам тепло!»

- Все вместе вокруг чаши с нектаром создадим круг добра.

Вот клубок доброты, мой помощник поможет вам взять  ниточку в руку. А теперь пожелайте Бабе Яге что-то доброе и приятное.

Дети говорят пожелания.

-Я желаю вам быть всегда чуткими и внимательными, смелыми и уверенными в себе.

- Круг добра мы возвели, закройте глаза и всю любовь вашего сердца подарите друг другу.

(Волшебница бросает шипучую таблетку в нектар, он начинает бурлить).

- Посмотрите, вот так чудеса! Что происходит с нектаром? Он зарядился вашей добротой и обрёл волшебную силу.

А сейчас мы с вами отдадим этот нектар доброты и любви Бабе Яге!

(Появляется Баба Яга, переодетая  в красивый наряд.

Вместо лаптей туфли на каблуках, бусы)

Логопед: Баба Яга, Волшебница Добродушия с ребятами приготовили для тебя волшебный напиток.

Баба Яга: Ага, сейчас к моим бородавкам еще какая-нибудь вылезет. Знаю я вас. Тоже ведь гадости делать любите.

Волшебница Добродушия: Ну что ты, Баба Яга. Ребята  вложили в напиток  всю свою любовь и доброту.

Баба Яга пьет нектар.

Баба Яга: (ощупывает себя) Странно. Рога не выросли. Прыческа на месте.  Ой, и что-то мне есть вас расхотелось. И что-то со мной неладное творится. Всех люблю и такая я добрая. Как это получилось? Вы, наверное, какие-то волшебные слова знаете?

Логопед: Мы знаем пословицы и поговорки о добре и доброте.

Делай добро и жди добра.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело два века живёт.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Добра желаешь — добро и делай.

Добрые слова дороже богатств.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Добро творить — себя веселить.

Красота до вечера, а доброта навек.

Логопед:  Ребята, а давайте устроим Бабе Яге праздник, поздравим ее с днем рождения.

Ребенок: На  день рождения,
У бабушки  Яги.
На столе румянятся
Горкой  пироги!
Ребенок: Прибрано в  избушке,
А для  куриных ног
Есть  в чулане парочка
Новеньких  сапог!
Ребенок: Бегала  бабуся,
В бигуди с утра!
И гостей  встречала
Посреди двора!
Ребенок: Мы пришли тебя поздравить,
С днём рождения.
Ты садись скорее сюда,
Слушай поздравления!

(Садятся с Бабой Ягой)

Логопед: Баба Яга, ребята тебе сейчас частушки споют.


Частушки

1. С днём рожденья поздравляем
В этот светлый день тебя,
Ведь не зря же здесь собрались

Твои лучшие друзья!
2. Сколько лет тебе - не знаю,
И зачем мне это знать,
На огромном торте свечки
Можно взять и посчитать!
3. Я смотрю на стол и вижу
Очень вкусный каравай.
Я сегодня на диете
Ты меня не выбирай!
4.  День рожденья - чудо-праздник,
Он бывает раз в году.
К тебе в гости Крокодила
С Чебурашкой приглашу!
Все: Пусть исполнят они песню
Про волшебный вертолёт,
Тот, который к дню рождения
"Эскимо" нам привезёт!

Баба-Яга: Ох, спасибо, мои золотенькие. 
Сяду я с вами, посижу, да совет один скажу: 
Раз, два, три, четыре! 
Разбросай по всей квартире 
Погремушки, колотушки 
И катушки, и вертушки, 
Барабаны, молоточки, 
Тапки, шапки и платочки! 
Раз, два, три, четыре, пять – 
И не вздумай убирать! 
Мы сейчас на инструментах 
Будем весело играть! 

Игра на музыкальных инструментах.

Логопед:  Баба Яга, а у нас в детском саду ребятам в день рождения поют песенку «Каравай»

Баба-Яга:  И мне спойте.

«Каравай»

Общий танец

Баба-Яга: Ах, какой замечательный праздник вы мне устроили.

Надоела мне жизнь болотная...
Мухоморы ем, неохотно я.
Буду жить, как все -
Ступу выброшу
В доме каменном
Жилье выпрошу!
Поклянусь своей костяной ногой
Стану завтра же я совсем другой!
Ни к чему теперь делать гадости!
Обещаю есть только сладости!
Закажу себе
платье новое!
Пусть кричат мне вслед:
"БАБКА КЛЕВАЯ!!"

Пирогов то я напекла с утра,

Угощать мне вас подошла пора.  

Баба Яга  угощает детей пирогами.

Дети с логопедом берут пирог и идут в группу.