Викторина по сказкам «знаешь ли ты сказку?»
методическая разработка (старшая группа)

  • Чтение сказок «репка», «красная шапочка», «золушка», «лиса  и волк», «конек - горбунок», «з поросенка», «дюймовочка», «золотой ключик», «муха- цокотуха», «волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «снегурочка», «сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «доктор Айболит»,   беседы  по содержанию;
  • Рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по сказкам;
  • Рисование и лепка  героев сказок;
  • Инсценировка сказок; настольные игры, пазлы;
  • Подготовка эмблем для команд, разучивание девизов команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_viktorina.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной  викторины  по сказкам

«знаешь ли ты  сказку?» в старшей группе.

Цели:

  • Закрепить и расширить знания детей о сказках, познакомить с новыми понятиями «народные» и « литературные» сказки;
  • Пробудить интерес в детях к театрализованной игре; развивать интонационную выразительность речи; обогащать словарный запас детей;
  • Способствовать развитию речи, воображения, мышления, памяти;
  • Воспитывать такие качества , как дружелюбие, товарищество, взаимовыручка;
  • Вызвать положительный эмоциональный отклик.

Оснащение:

  1. Выставка книг народных и литературных сказок;
  2. Выставка рисунков  и аппликаций по сказкам;
  3. Выставка  поделок из пластилина и природных материалов;
  4. Проектор, презентация с иллюстрациями сказок.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок «репка», «красная шапочка», «Золушка», «лиса  и волк», «конек - горбунок», «3 поросенка», «Дюймовочка», «золотой ключик», «муха- цокотуха», «волк и семеро козлят», «маша и медведь», «снегурочка», «сестрица - Аленушка и братец - Иванушка»,  «доктор Айболит»,   беседы  по содержанию;
  • Рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по сказкам;
  • Рисование и лепка  героев сказок;
  • Инсценировка сказок; настольные игры, пазлы;
  • Подготовка эмблем для команд, разучивание девизов команд.

Дети делятся на 2 команды.

1 команда «мудрецы». 

Наш девиз:

« мы едины, мы непобедимы.

Сказки  мы читаем,

Много сказок знаем».

2  команда «весельчаки».        

Наш девиз:

«дружно сказочки читаем,

Дружно песенки поем.

Вместе нам совсем не скучно,

Всех мы в гости к нам зовем».

Ход викторины:

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы  с вами побываем в гостях у сказки. С самого раннего детства мы  слышим  сказки. Их нам читает  мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами, мы слушаем сказки в детском саду. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сегодня мы с вами вспомним сказки, сказочных героев, узнаем много  нового,  отдохнем вместе со сказкой, побываем на выставке книг и рисунков.

Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

Воспитатель:

Ребята, а кто придумывает сказки?

А придумывали сказки люди и рассказывали их друг другу.

Так через века дошли сказки и до нас. Называются они народными. А еще есть сказки литературные. Их придумал и написал  один человек - писатель или поэт.

 А какими словами начинаются сказки?

(жили - были, жил – был…)

Воспитатель:

 А что такое сказка?

( необыкновенная история с людьми, животными. С героями случаются необыкновенные  приключения, волшебство. В сказках говорят звери, птицы, вещи).

Воспитатель:

А какие волшебные предметы  помогают сказочным героям путешествовать?

(сапоги – скороходы, ковер - самолет, летучий корабль, клубочек, ступа, метла, серый волк, сивка - бурка.)

 Воспитатель:

А как сказки заканчиваются?

(добро побеждает зло. В сказках всегда счастливый конец  и мы радуемся вместе с героями сказок)

1 конкурс «блиц-опрос».

 вопросы по очереди задаются 2 командам.

1.с кем встречается колобок во время своего путешествия?

2.кто тянул репку?

3. Какое яйцо снесла курочка?

4. К кому шла красная шапочка?

5. Крокодил, друг чебурашки?

6. Как звали 3 поросят? ( ниф-ниф, наф-наф, нуф-нуф)

7. Кто потерял хрустальную туфельку?  (золушка)

8. Что купила на базаре муха-цокотуха? ( самовар)

9. Кто разбил золотое яичко? ( мышка)

10. Чем ловил рыбу волк в сказке « лиса и волк»?  ( хвостом).

Воспитатель: молодцы! Вижу, вы хорошо подготовились. Приступаем ко 2 конкурсу « угадай сказку и назови ее героя».

Вот еще одна игра.

Вам понравится она.

Я  вопрос хочу задать

Ваше дело - отвечать.

  1. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел.

К братцу третьему потом

Прибежали в  новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется… ( три поросенка)

  1. Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта

Что беда грозит ей летом (снегурочка).

  1. Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На  столе стоит обед.

Из трех чашек похлебала,

В трех постелях полежала (Маша из «трех медведей»)

  1. Буратино и лечила, и учила.

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать (Мальвина из « золотого ключика»).

  1. Появилась из цветочка

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться крот,

Но ласточка взяла в полет

И девочку она спасла

От старого мрачного крота (Дюймовочка).

  1. Уговаривала братца

Старшая сестрица:

« ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козленка (Аленушка из сказки «сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Физкультминутка

«репка».

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движений)

Вырастала репка

Хороша и крепка, (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движений)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки

Здоровые и крепкие (показать силу).

Воспитатель: мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Ой, ребята, а кто это там к нам стучится?

Вбегает баба яга.

Воспитатель:  кто это, ребята?

Дети:  баба яга.

Воспитатель:  а что это ты тут делаешь, бабушка яга?

Баба яга.  Я заблудилась и не могу попасть в свою сказку. Может быть,  дети помогут мне.

Воспитатель: ребята, поможем старушке яге?

А что ребята могут для тебя  сделать?

Баба яга: я загадаю вам загадки и если, вы их отгадаете, я смогу вернуться в свою сказку.

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно хором отвечай.

Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Добрый доктор … (Айболит)

Любит мед, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А еще пыхтелки, кричалки, сопелки.

Ух, забавный медвежонок… (Винни – Пух..)

У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный

И любил папаша сына-

Шалунишку -… (Буратино).

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник … (Бармалей).

Она легко, как по канату,

Пройдет по тоненькой веревочке.

Она жила в цветке когда- то

Ну, а зовут ее … (Дюймовочка).

И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша,  как солнышко

Кто же это… (Золушка).

Скачет лошадь непростая,

Чудо - грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек,

По прозванью… (Горбунок).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это гена,

Это гена… (Крокодил).

Воспитатель: молодцы, ребята, отгадали все загадки Бабы Яги. И теперь она сможет вернуться в свой сказочный лес.

А сейчас следующий конкурс «волшебные слова произнеси».

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать сивку – бурку (сивка бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
  2. Вместе с али-бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами (сим- сим, откройся).
  3. Сварить кашу в волшебном горшочке (раз, два, три, горшочек вари).
  4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки

(по щучьему велению, по моему хотению ).

Воспитатель : молодцы, ребята. А сейчас сложный конкурс. Будьте внимательны.

Называется он «фоторобот».  Вы должны узнать героя по особым приметам.

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. ( винни – пух).
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. Н а голове зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез.

(чиполлино).

3.    Кукла. Место работы - кукольный театр. Отличительная черта  характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета (Мальвина ).

4. Кот. Место жительства – деревня простоквашино (Матроскин).

Воспитатель:

 Был Кащей вчера в гостях,

Что наделал, просто – ах.

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать.

Конкурс  « исправь ошибки».

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван царевич и зеленый волк»

«Лисичка – сестричка и серая мышь»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»

«Волк и семеро тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси – вороны»

«Царевна – индюшка»

«Плавучий корабль».

Воспитатель: а сейчас вы должны отгадать, о какой сказке  идет речь.

  1. В дом хозяева вошли – беспорядок там нашли (3 медведя ).
  2. Мышка к ним пришла на помощь – вытянули вместе овощ (репка).
  3. Помогла нам яблонька, помогла нам печка (Гуси – Лебеди).
  4. Нам не страшен серый волк (3 поросенка).
  5. Сяду на пенек, съем пирожок (Маша и Медведь).
  6. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки (Мойдодыр).
  7. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (Муха – цокотуха).
  8. Дерни за веревочку, дверь и откроется (Красная шапочка).
  9. Не ходите, дети, в Африку гулять (Айболит)
  10. Помогла нам яблонька, помогла нам печка (Гуси-Лебеди).

Воспитатель: вы, ребята, молодцы. Отгадали все загадки, сказки, узнали героев сказок. А теперь давайте вспомним  книжные правила. Как нужно обращаться с книгами:

1.  Книги брать чистыми руками.

2.  Книги брать чистыми руками

3.  Книги нельзя рвать.

4. Книги нельзя мять.

5. Нельзя рисовать на книгах.

6 .нельзя загибать углы.

Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными.

И последний наш конкурс – « отгадай сказку по обложке книг».

Сказки дарят нам чудеса

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой  прощаться нам

« до встречи» -

Скажем мы всем друзьям.

                Игра « узнайте сказку».

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду с вами я играть.

Все скорее в круг вставайте,

Сказки наши угадайте.

Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:

Сказки просят:

 «а сейчас вы, друзья, узнайте нас».

Хоровод останавливается, на середину выходит ребенок и загадывает загадку.

  1. В сказке небо синее,

В сказке птицы  страшные,

Яблонька, укрой меня,

Реченька, спаси меня (Гуси – Лебеди)

  1. Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (сестрица Аленушка и братец Иванушка).

3.  На  лесной опушке

Стояли 2 избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по- старому (Заюшкина избушка).

  1. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

 выглянул в окошко (Кот, Петух и Лиса).

Ответы детей.

Объявляются результаты конкурса.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы все хорошо отвечали, видно, что вы любите и знаете сказки.

Сказки дарят нам чудеса.

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой  прощаться нам

« до встречи» -

Скажем мы всем друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Знаешь ли ты сказки?"

Дети по иллюстрациям называют как сказка называется....

Конспект занятия в подготовительной группе «Знаешь ли ты сказки?»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Знаешь ли ты сказки?" Цель занятия показать уровень подготовки детей к школе с использованием игровых упражнений и ИКТ по профил...

Викторина «Знаешь ли ты сказку?»

Занятие-развлечение для детей средней группы...

Конспект НОД по развитию речи "Знаешь ли ты сказки?"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по русским народным сказкам....

Конспект НОД по развитию речи "Знаешь ли ты сказки?"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по русским народным сказкам....

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ ПО СКАЗКАМ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКУ?»

ЦЕЛИ:ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О СКАЗКАХ, ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ «НАРОДНЫЕ» И « ЛИТЕРАТУРНЫЕ» СКАЗКИ;ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС В ДЕТЯХ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ; РАЗВИВА...