Презентация проекта "На волжских просторах"
проект (подготовительная группа)

Шалина Людмила Николаевна

Презентация проекта "На волжских просторах" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_na_volzhskih_prostorah.docx83.09 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

«На волжских просторах»

в подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Учить детей восхищаться красотой реки Волга посредством художественных поэтических произведений.
  • Закрепить и обобщить представления детей  о России, о малой Родине, об образе жизни людей, населяющих территорию Поволжья, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Закреплять умение различать и правильно называть предметы национальных костюмов народов Поволжья.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
  • Развивать чувство ритма, цвета, формы, ориентировку на ограниченной площади, мелкую моторику.
  • Развивать творческую активность, воображение, образное мышление, эмоциональную выразительность речи.
  • Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
  • Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантное отношение  к другим народностям.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, познавательный интерес к родному краю, чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми: «Большая и малая Родина»,  «Ай, да валенки!»,  «Ох, лапти мои!»; о быте, праздниках  людей разных национальностей.
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
  • Рассматривание национальной одежды народов Поволжья.
  • Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
  • Рассматривание иллюстраций о Волге.
  • Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
  • Разучивание танцевальных народных движений народов Поволжья.
  • Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
  • Выставка предметов народного творчества русского народа.
  • Знакомство с народным орнаментом народов Поволжья.
  • Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.
  • Заучивание стихов о Волге,  Родине, народных праздниках татар, мордвы, чувашей, национальной обуви (валенки).
  • Разучивание песен «Росиночка -- Россия», «Наша речка».
  • Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русский народный костюм).
  • Составление национальных орнаментов.
  • Подгрупповая работа тифлопедагога: «Украшение национальной одежды и обуви» (русский сарафан, валенки, татарское платье).

Ведущая: Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дай,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Ведущая:  Почему, теперь ответьте,

                   Он так называется?

Ребенок:   Потому что вдоль по Волге

                   Край наш простирается.

Ведущий: Знают все, что нашей Волги

                   Путь лежит не в чистом поле.

                   По холмам бежит, петляет

                   И впадает в Каспий – море.

Ребенок:    Меж болот из малого колодца 
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь - ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки, 
И снега, и ливни летних гроз,- 
И течёт она рекой широкой, 
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий - 
Из лесного края в край степной. 
И зовут её рекою Волгой - 
Матушкой, кормилицей родной.
Волга - рекам родины царица. 
Ни одна не может с ней сравниться. (С. Маршак)

Ведущая:  Красоту просторов волжских

                   Воспевают все поэты.

                  Как прекрасна наша Волга

                  Осенью, зимой и летом.

Ребенок:  Реки Волги красота,
                 Словно юности мечта,
                 Словно солнце на заре,
                 Словно неба высота.
                  Я люблю поля, озера, люблю небо и леса,
                  Но как бальзам для ран душевных
                  Твоя дивная краса.

                  Крутой берег порос лесом, плещет серебром вода.
                 Волга-матушка, река, ты разгульна и вольна.
                  К морю воды ты несешь, поишь села, города.
                  Песни звонкие твои в моем сердце навсегда.
                  (Н.Халикова «Волга»)    

Исполняется песня «Наша речка» (дети садятся).

Ведущая: Чем издавна был славен край?

                  Своим гостеприимством!

                  Множество народов в нём

                  Живёт в тесном  единстве.

У каждой из народностей

Традиции свои.

Из года в год, из века в век

Культуру берегли.

--Скажите, представители каких национальностей  живут у нас в Поволжье? (русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и т.д.)
Ведущая:   Как хорошо, что встретились

    Мы вместе в зале нашем.

    О народностях Поволжья

    Мы вам сейчас расскажем.

1)Тема «Национальный костюм».

Ведущая : И начнем мы с национального костюма. Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов,  образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным  историческим памятником.

Как называются предметы национальных костюмов  Поволжья, мы расскажем в игре  «В какой одежде ходили прежде?»

Вопросы:

  • Назовите главные части русского мужского костюма (косоворотка, порты).
  • Как называется основная часть русского женского костюма? (сорочка, сарафан)
  • Что обозначает слово «панар»? (мордовское национальное женское платье)
  • Назовите предметы татарского народного костюма (рубаха-платье, шаровары, камзол).
  • О чем могут «рассказать» женские головные уборы? (богата  или бедна владелица головного убора, замужем она или нет, где она живет)

--Я предлагаю игру «Чей головной убор?» (картинки)

  • Кокошник -- …. русский женский головной убор.
  • Калфак --….        татарский женский головной убор.
  • Тюбетейка -- …. татарский мужской головной убор.
  • Панго --…            мордовский женский головной убор.
  • Тухья --….            чувашский женский головной убор.

Ведущая: А сейчас – музыкальная пауза.

                   Как будет музыка звучать,

                   Предлагаю в круг вам встать.

                   И под музыку народную

                   Всем потанцевать.

Дети выполняют народные танцевальные движения в соответствии с музыкой определенного народа.

2) Тема «Национальный узор».

Ведущая: Чем же занимались женщины Поволжья

Вечерами долгими в пору бездорожья?

Ткачеством  и вышивкой славился наш край,

И трудились женщины с октября по май.

Мастерства секреты в семье передавались,

И следили, чтобы они не забывались.

И в наши дни узоры из старины седой

Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

Мы с вами «окунемся» в далекие года,

Узорами украсим одежду без труда.


Игра «Укрась предмет национальной одежды».

  • Татарские сапоги – ичиги.
  • Чувашский женский головной убор – тухья.
  • Русская мужская рубаха – косоворотка.
  • Мордовское женское платье – панар.

Ведущая: --            Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.

                                Посмотри, какой платок – посередочке цветок.

                                Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!

                                Сейчас девицы – девицы станцуют танец непростой.

Исполняется «Танец с платками».

3) Тема «Национальные праздники».

Ведущая: -- Друзья, мы с вами проживаем

                      В красивом и богатом  крае.

                      Все народы свои праздники помнят

Их любят, о них говорят.

Про обычаи русского народа

Мы спросим сейчас у ребят.

  Назовите любимые праздники, обычаи и традиции  русского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду и дома (осенины, Новый год, Рождество, старый новый год, масленица, пасха, Троица, колядки, гадания, венчание, крещение  и др.).

  А сейчас мы вас познакомим с национальными праздниками народов Поволжья.

  1. Ребенок:  -- Манкун – чувашский народный праздник.

Ведущая: -- Это праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой. По легенде, Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце. И победили. Солнце взошло на небо «пританцовывая», т.е. торжественно и радостно.

Ребенок: Злая Вупар Солнце с неба украла.
Она его год в плену продержала.
Батыры Солнце решили спасти,
Они на восток решились идти.
Семь дней, семь ночей сражались - неделю.
И вот наконец слуг Зимы одолели.
Старуха к Шуйттану под землю сбежала,
Там больше солнца она не видала.
И тут же за солнышком мама пришла.
Свое Солнышко мама на ручки взяла,
Своим молоком его накормила -
Вернулись к Солнцу прежние силы!
С тех пор этот День запомнился нашим -
И чествуют праздник Манкун все чуваши.  (Недозорова Даша)

Ведущая: -- Русская масленица – проводы зимы, встреча весны. Все весну встречают, всех в гости зазывают.

Ребенок : (русская народная закличка на масленицу)

От души вас поздравляем

И сердечно приглашаем.

Все заботы бросьте,

Приходите в гости.

Прямо к нашему крыльцу

К нам на масленицу.

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

На сметане пышками,

пирогами пышными.

Февралю помашем,

Марту «здравствуй» скажем!

Ребенок: -- Мордовский праздник – «Белая береза».

Ведущая: -- «Акша-келу» (праздник Белой березы)  отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.

Ребенок:   Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен.

Нет дерева сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.  (В. Рождественский «Береза»)

Ведущая: -- Татарский праздник – Сабантуй. Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».

Ребенок:- Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!
Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник САБАНТУЙ! (А. Кулибина « Сабантуй»)

Ведущая: Но самое интересное на этом празднике – это спортивные соревнования. И я приглашаю вас поиграть в татарскую игру

«Бег с коромыслом».

4) Тема «Устное народное творчество». 

Ведущая: 

Известно нам всем: имеет каждый народ

Пословиц и поговорок большой набор.

Они – воплощение народной мудрости,

Хвала труду, осуждение глупости.

Благодаря им можно решить,

Как  в сложной ситуации надо  поступить.

-Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?

Татарские:

  • Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий человек.
  • Соседская курица индюком кажется.
  • Чужая душа - бездонное море.
  • Небо украшают звезды, мужчин - борода, женщин – волосы.
  • Хочешь яблока - ухаживай за яблоней.

Чувашские:

  • Красота на время, доброта навеки.
    Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
    Мать - святыня, с ней не спорят.

Мордовские:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Где много нянек, там дети больше болеют.
  • Не прыгнув в воду, не научишься плавать. Плохому человеку – все плохие.
  • Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Ведущая  загадывает загадку про валенки:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже любят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой.

---А  как еще на Руси называли валенки? (чесанки, волнушечки, самовалочки, катанки, валенухи, валенцы)

Ведущая: -- Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен, предмет национальной гордости.  Они сделаны из натуральных материалов без урона для природы и животных.

Ребенок:          Прибежали с улицы, 
                          Снег стряхнули быстро.
                          Лужи! Мама хмурится: 
                         «Марш на печь, артисты!»
                          Выстроились валенки
                          Дружно возле печки,
                          От больших до маленьких – 
                          Словно человечки,
                          Плотно к стенке рядышком 
                          Прислонили пятки,
                          Птичьей стайкой варежки 
                          Сверху. Всё в порядке! (В. Гаевская) 

Ребенок:          Подшивает валенки
                          Дедушка Макар.
                          Старенькие валенки - 
                          И хозяин стар.
                          Как дорожка, тянется
                          За иголкой нить.
                        Эх, подошвы новые -
                        Долго не сносить!
                        Как наденет валенки 
                        Дедушка седой -
                        В них пойдет по улице,
                        Словно молодой! (В.Степанов) 

Музыкальная загадка – Песня «Ох, лапти мои…»

Ведущая :-- Про какую русскую народную обувь эта песня? (про лапти)

Производство лаптей – исконно русский народный промысел. Лаптям посвящаются сказки, рассказы, песни, пословицы и поговорки:

  • Без шубы и валенок – зима без конца.
  • На одну ногу валенок не надевают.
  • Лапти новы, да текут.
  • Не учась, и лаптя не сплетешь.
  • Одна нога в лапте, другая – в сапоге.
  • Языком и лаптя не сплетешь.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • Сапог лаптю не брат.
  • Без меры и лаптя не сплетешь.

Игра «Бег в лаптях».

Ведущая:           - Ох, какие молодцы!

Парни наши удальцы.

И девчата все под стать,

Им не станут уступать!

5) Тема «Родина моя».

Ведущая: -- Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где все ему кажется особенным и родным.

Ребенок:

                                   «О, край ты мой! О, Родина моя!

                              Как ты мила мне, как прелестна!

                              Как ты красива и чудесна!» -

                              Скажу я это не тая.

                              О, Родина, ты славилась веками!

                              Тебя народы славили твои

                              Поэмами и прозою, стихами

                              И песни в дар тебе несли.

                              Когда смотрю я вдаль на чудо,  

                              На красоту земли твоей,

                              И понимаю я, что в мире

                              Нет места ближе и родней.

                              Я знаю, что ничто на свете

                              Не разлучит меня с тобой.

                              Мы все твои навеки дети,  

                              Гордимся мы родной землей! (Н. Агишева)

Дети исполняют песню «Росиночка – Россия».

Ведущая: Очень много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце!

                             Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!

                             Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский)

А сейчас, честной народ,

Всех приглашаю в большой хоровод!

Исполняется «Большой хоровод».

Ведущая: --       Пусть всех весенний ветер дразнит.

                            Нам жить без праздников нельзя!

                            Не уходи из сердца праздник.

                            До новых праздников, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посиделки "На волжских просторах"

Авторы: Николаева Т.М., музыкальный руководитель и Эсметьева Т.В.,воспитатель. Интегрированное развлечение. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников. воспитание любви к родному краю:...

Проект "По просторам вселенной"

Проект в детском саду  для детей старшего возраста....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «По родным волжским просторам»

Цели: Расширить знания детей о России, населяющих ПоволжьеЗакрепить знания о быте, одежде, татар, мордвы, чувашейВоспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родном...

Конспект развлечения "Волжские просторы"

Конспект развлечения "Волжские просторы"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Страна бескрайних просторов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Страна бескрайних просторов...

Проект "Волжская ГЭС"

Проект "Волжская ГЭС"Можно ли попасть на Волжскую ГЭС?Как можно получить знания о Волжской ГЭС?[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21466348","attributes":{"alt":"","class":"me...

Презентация "По космическим просторам"

Основные сведения о Дне космонавтики, о Первых животных и людях, отправившихся в космос.Игровые задания для детей по теме презентации....