Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «По родным волжским просторам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Николаева Татьяна Владимировна

Цели:

  • Расширить знания детей о России, населяющих Поволжье
  • Закрепить знания о быте, одежде, татар, мордвы, чувашей
  • Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю

 

Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, дидактическая игра «Назови правильно», фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), дидактическая игра «Назови одежду», «Узнай растение», «Чей головной убор».

 

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

 

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини музей детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volzhskie_prostory.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

 «По родным волжским просторам»

Цели:

  • Расширить знания детей о России, населяющих Поволжье
  • Закрепить знания о быте, одежде, татар, мордвы, чувашей
  • Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю

Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, дидактическая игра «Назови правильно», фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), дидактическая игра «Назови одежду», «Узнай растение», «Чей головной убор».

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини музей детского сада.

Ход занятия.

В группу приносят телеграмму «Встречайте, скоро буду. Почемучка».

В.: Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?

В.: Как вы думаете, зачем он приезжает?

Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка.

П.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут …

Д.: Почемучка.

В.: Почемучка, а почему тебя так назвали?

П.: А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?

П.: А что такое Чебоксары, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?

Д.: Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

П.: А где протекает Волга? Где она родилась?

В.: Приглашаем тебя к карте.

Р.: Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний, прямо на Увек,

Все спешит, спешит, в себя вбирая

По пути семь тысяч рек,

Меж болот, из мелкого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку. (М. Маршак)

П.: Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?

В.: Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские и другие народы.

П.: Как много и какие все красивые.

В.: Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?

П.: Ой, и правда, вы одеты необычно. А почему?

В.: А это секрет! Оставайся снами, и мы тебе все покажем и расскажем.

Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.

Д/игра «Назови одежду».

П/игра «Скок-перескок»

П.: Как интересно и необычно. Спасибо, вам, ребята! А у меня для вас письмо.

В.: «Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех»

В.: Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:

Пошмак су, почерек су

Син мине яхишто

Битяэрем аллансын

Кулларым ачарсым.

Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

В.: А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан). А мужчины? (Тюбетейки).

В.: Ребята, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?

В.: А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)

Х.: А я приготовила вам игру. «Найди головной убор»

П/и «Каравай».

Х.: Радыхнын, турган конеэ

Без петердек ах калаг

Менэ тундый кинлектэ

Менэ тундный тэбэнэк

Ак калаг ат калаг

Телегэнецне алда кач!

В.: Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания!

П.: Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?

В.: Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

Волшебный ларец:

Позвони в бубенец,

И попали во дворец.

Открывается палата,

Посмотрите, чем она богата?

Нет ли там чудовищ?

Много ли сокровищ? (Да)

В.: Сейчас мы это узнаем.

Воспитатель открывает ларец, и дети рассматриваю украшения мордовских женщин.

В.: Дети, что это?

Д.: Это украшения!

В.: Кто их носил?

Д.: Женщины!

В.: А из чего он сделан?

В.: А это что? (Нагрудное украшение)

В.: Из чего сделан? (Из бисера)

П.: А это что? (Пулай – пояс).

П.: А из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?

В.: Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.

Д/игра «Что растет»

П/игра «Раю-раю)

П.: Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.

В.: Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах

П.: Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята!

Дети приглашают в гости к бабушке Лие.

Встречает хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорогого гостя – и ворота настежь!

В.: Видим, что рады вы нам.

Х.: Я гостей ждала, да блинов напела. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.

Р.: Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

П.: А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?

Д.: Да, про блины! (Песня «Блины»)

В.: Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)

П.: А почему Русь деревянной называют?

Х.: Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).

В.: Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.

Р.: В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой –растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

П.: А теперь я вам загадаю загадки, отгадка тоже здесь, в избе.

Что за урод, нога и рот,

Ничего не вижу, ртом таскаю

Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

П.: Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.

В.: Да, мы тоже частушки знаем.

Я пойду, разойдуся

По зеленой, по траве,

Заиграли гармонисты,

Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна плясать пойду,

Нас идут четыре.

В чебоксарах родились,

В Чебоксарах мы живем,

Мы девченки-волжанки,

И нигде не пропадем.

Х.: На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру «Русский хоровод».

Х.:

Как для вас мои друзья,

Наварила, напекла,

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов,

Не найду едоков.

Хозяйку потешьте –

Блинов моих поешьте.

Не красна изба углами –

Красна пирогами.

Д.: Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

П.: Вот здорово-то как!

В.: Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат!»

П.: А вы пословицы о дружбе знаете? (ответы детей)

В.: Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех домов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Казачья станица"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее. Знакомство дошкольников с бытом и традициями казаков....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Земляки-герои"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее....

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Мой родной город- Чебоксары"

Познавательное занятие о родном городе -Чебоксары. Цель занятия- воспитание патриотизма, любви к  малой Родине, расширить знания о родном городе....

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)

Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. П...