Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Казачья станица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Свищева Ольга Владимировна

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее. Знакомство дошкольников с бытом и традициями казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

в подготовительной группе

«Казачья станица»

МБДОУ «Преображенский детский сад №1 «Аленушка»

Старший воспитатель Свищева О.В.

Цели : познакомить детей с историей образования станицы Преображенской; познакомить со старинными казачьими домами; рассказать о традициях бережного отношения казаков к своему жилищу; продолжать знакомить с бытом казаков; активизировать словарь (станица, хутор, курень, низы и т.д.); воспитывать интерес к изучению прошлого нашей станицы.

Место проведения: краеведческий музей станицы Преображенской, зал «Казачья горница».

Материалы : макет казачьего куреня, фотография храма Преображения, куклы и одежда для них, чайные приборы.

   

Ход занятия.

  Здравствуйте, ребята, рассаживайтесь поудобнее, да приготовьтесь слушать. Расскажу я вам сегодня о временах давних. Давнным – давно, в 1835 году царь Николай  I  приказал казакам с Дона переселиться на новые места. На берега реки Бузулук переселились казаки. Переселившаяся станица была наречена Преображенской. Потихоньку жизнь на новом месте налаживалась. Люди строили себе дома, обзаводились хозяйством. На средства прихожан в станице была построена деревянная церковь в честь святого Митрофана Воронежского. К сожалению, никаких изображений этой церкви не сохранилось. Потом этот храм стал тесен, и в станице построили новую каменную церковь. Назвали этот храм Спасо-Преображенским.  Посмотрите вот на эту старую фотографию. Так выглядел наш храм раньше. Присмотритесь внимательно, на фото можно увидеть фрагмент плетня, который служил казакам вместо забора. (Дети рассматривают фотографию).

     Каждый год в нашей станице проводились четыре ярмарки. Что такое ярмарки? (Предположения детей). Каждая из них имела свое название и соответствовала  временам года : весенняя называлась Сорокомученица,  летняя - Преображенская,  осенняя - Рождество Богородицы,  зимняя - Николаевская. На ярмарки собирались жители всех хуторов, приезжали купцы со своим товаром.

     В станице была церковно-приходская школа для детей, пять училищ, где можно было научиться ремеслу (профессии). Особо станичники гордились своей паровой мельницей.

    Очень давно для житья казаки строили землянки – курени. Рыли в земле ямы, сверху накрывали их ветками и засыпали землей, оставляя узкий проход, по которому можно было вползти в землянку. Поэтому, приглашая в гости, хозяева говорили : «Влазь в курень». Казаки станицы Преображенской строили дома из дерева и камня, мазали их глиной. По традиции дом называли «курень», что означает «круглый». Давайте рассмотрим, как выглядел курень. (Рассматривание макета «Казачий курень»).  Комнаты в доме были смежными, и можно было переходить из одной в другую по кругу. Ставили курень крыльцом на улицу, окнами в поле, а за домом располагались огороды. Перед куренем в палисаднике казачки выращивали цветы. Окна в куренях закрывали от жары ставнями – деревянными дверцами. Все комнаты куреня называли по-разному: горница, кунацкая, девичья, детская. Как вы думаете, как использовались эти комнаты? (Предположения детей). В кунацкой жили неженатые сыновья, а в девичьей – незамужние дочери. Младшие дети, жившие в детской, без разрешения не заходили в комнату родителей и в кунацкую, ведь там хранилось оружие: сабли, ружья, копья. А теперь давайте пройдем в казачью горницу. Вспомните, как казаки приглашают гостей? (Влазь в курень).

   Дети проходят в горницу, садятся на лавку.

   Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.

   Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

    Стены комнат в куренях украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать в куренях появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец. На кровать ставили горкой подушки, накрывая их накидками. На спинки кровати вешали занавески.

   А теперь пройдите в центр горницы. За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья располагалась обедать. Садитесь за стол. Из какого материала сделана посуда? (Из глины). А ложки? (Из дерева). Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал порядок, спешил, тот мог получить ложкой по лбу. Знаете ли вы, какие блюда подавали на стол казачки? (Лапшу, борщ, уху, студень, кулеш, узвар) А из таких глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток?  (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины. Давайте заварим и попробуем казачий чай. Вот сухая мята, понюхайте, как приятно пахнет. Я кладу ее в котелок и заливаю кипятком.

    (Дети сидят за столом и пьют чай)

    Вот мы и побывали с вами в казачьем доме. Вспомните, как он называется? Какие комнаты были в курене и что в них располагалось? Чем отличается наше современное жилище от куреня казаков? (Ответы детей).

    А теперь пора в детский сад. Давайте поблагодарим хозяйку музея Анну Васильевну. (Дети благодарят работника музея).

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Земляки-герои"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»

Воспитывать добрые чувства, любовь к людям, животным, милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему, утешить. Развивать находчивость, сообразительность. Направлять волю ребёнка на позн...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....