Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клюкина Галина Юрьевна

Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. Поэтому мне захотелось рассказать и показать своим детям красоту, важное значение в природе и  многообразие животных и растений.  Именно болота! Использовала на занятии Кейс- технологию. И не ошиблась! Занятие получилось интересным, познавательным для детей. Дети с удовольствием и интересом выполняли задания, высказывали свои предположения,  получили знания. За активную работу дети получили угощение - ягоды клюквы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого занятия18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Познавательное развитие. Природное окружение

Группа: старшая

Тема: Водоемы родного края

Цель: формировать познавательный интерес к миру живой природы; познакомить с водоемом «Болото», о разнообразии животных и растений болота.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний детей о водоёмах Формирование у детей представления о болотах как части природы, об их ресурсах и значении для Земли. Расширять представление об особенностях природной местности Карелии - край, болот, рек и озер. Продолжать знакомить с картой, ее обозначениями. Дать знания о водоеме –болото. Его значение в природе.

Развивающие: Продолжать развивать умение выражать свою мысль в предложении, обогатить и активизировать словарь по теме занятия («болото»; названия животных и растений, обитающих на болотах). Развивать логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе и подгруппах

Предварительная работа: рассматривание карты Карелии, иллюстраций водных объектов (озеро, море, река); беседа о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Оборудование и материалы: сундучок, полоски (голубая, зеленая, коричневая),колокольчик, магнитная доска, магниты, картинка «Болото», картинки с изображением обитателей болота (растения и животные), лягушка, указка, стрелки, округлые и волнистые формы, 2 карты: географическая и топографическая, ягода клюква(для угощения)

 

Деятельность воспитателя

(партнерская позиция) с использованием технологий/техник деятельностного типа

Деятельность детей

(субъектная позиция)

На ковре.

Колокольчик поёт, всех ребят ко мне зовёт!

Дети здороваются с гостями. Стук в дверь. Воспитатель вносит сундук.

- Кто-то принес для нас сундучок. Вот он! Что же в нем? Вам интересно узнать, что в нем? Мне тоже интересно.

-Каждый из вас хочет вынуть, то, что там находится?! Давайте придумаем как?

- Как нам разобраться со всеми этими предметами? Давайте подумаем вместе.

-О чем может рассказать  карта Карелии? (географическая)

- А есть еще и другая карта Карелии(топографическая) и к ней прикреплены разные формы.

- А на что они похожи? Какого они цвета?

- Что такое озеро?

Река? Похожи ли они?

Река и озеро – это водоемы.

- Может бы  вы еще что-то заметили на карте?

- И похожие полоски на картинке (знак болота)

 Что же они могут обозначать на карте?

- Может нам подскажет лягушка? Где она живет?

- А что такое болото? (картинка-фото)

-  Как вы думаете, как появляется болото?

 - Да у лягушки есть письмо. (3 конверта с цифрами) – Как будем открывать конверты?

 Прочитаем?

« Когда-то было небольшое озеро Берега его густо поросли разными влаголюбивыми растениями, и травами.  Каждый год травы больше и больше разрастались, переплетались стеблями и закрывали воду, перегнивали. И образовался толстый слой земли - торф– почти до дна достает. От того и пружинят кочки, когда идешь по болоту – под кочками вода

- Ребята, а вы догадались для чего полоски?

Теперь вы сможете составить схему болота (из полосок)

(под знаком вопроса выставляются карточки процесса образования болота:

Синяя полоска – первый этаж (вода)

Коричневая полоска – второй этаж (торф)

Зеленая полоска – третий этаж (трава)

Кто живет на болоте? Какие насекомые, животные, птицы?

- Куда мы поселим комара? Где он живёт? (на 3 –й этаж)

-  Куда поселим лягушку? (1 этаж)

- Почему? А на какой еще этаж мы можем поселить лягушку? (3 этаж) Почему ей нравиться 3 этаж?

Куда поселим утку? (3 этаж)


Физминутка «Зелёная лягушка».

Здесь сидеть мне неохота,      (движения головой к левому-

                                                правому плечу, руки  на поясе)

Лучше прыгну я в болото.      (прыжки на месте)

Я – зелёная толстушка,          (хлопок в ладоши)

Все зовут меня … лягушка.   (прыжки на месте)

-  В конверте разрезные картинки. Что же мы можем узнать?  Картинок много. Хотелось бы их собрать побыстрее. Как нам это сделать?

- Кто же нарисован на картинках?

-Как вы думаете, а где живут эти животные?

- А мешочек еще есть… Что же в нем?

- Посмотрим?

- Угостимся?

Да тут еще есть и картинки! Что за растения? Где же они растут? Кто назовет их?

У нас еще  стрелочки  остались.(схема для кластера)

О чем же нам помог узнать сундучок?

Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах, люди должны беречь и охранять.

Ответы детей

Предложения детей

Дети вынимают предметы называют их, рассматривают.

(Дороги, леса, озера, реки)

(Озеро, река)

(Голубые, синие)

(вода)

Предположения детей.

Размышления детей, принимаются все ответы.

Болото

Ответы детей.

По цифрам

Дети выкладывают полоски

(живёт на растениях)

(вьют гнезда, ловят насекомых).
(Лягушки могут жить и на земле, и в воде, поэтому их назвали земноводными животными).
(можно спрятаться среди растений и найти пропитание- насекомых, траву).

Разделиться на пары

Дети собирают картинки.

Дети рассказывают

На болоте.

Ответы детей.

Наклеивают или на магниты картинки (животных, птиц схема -болото

Ответы детей

Рефлексия

Было ли вам интересно  выполнять задания?

Что было трудно?

Ответы детей

Перспектива

О чем можете рассказать родителям, братьям и сестрам.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»

Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи:      1.  Развивать у детей любознательность,  интерес к ...

Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....

Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст

Конспект познавательного занятия  «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...