Статья «Музыка - особый ключ к достижению духовной и физической гармонии ребёнка».
статья (старшая группа)

Горковенко  Татьяна  Александровна

 Музыка -  особый ключ к достижению духовной и физической гармонии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor.docx29.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыка -  особый ключ к достижению духовной и физической гармонии ребёнка»

        Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

        О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека.  Прослушивание лучших музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические процессы. Исследования современных ученых подтверждают, что фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И.С. Баха стимулирует творческое мышление; произведения П.И.Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В.А. Моцарта повышает общий тонус. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание, укрепляет голосовые связки.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой увеличивает объём лёгких, упражнения В.В. Емельянова укрепляют голосовые связки.Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

        Музыка - это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.Сегодня мы всё чаще обращаемся к музыкальному «лекарству», которое через подсознание действует на душевные силы человека и помогает победить недуг.

        В настоящее время происходит процесс модернизации структуры и содержания Российского образования. С введением ФГОС ДО, стало необходимым использование новых педагогических технологий, инновационных приёмов и методик.

        Приоритетными направлениями деятельности нашего образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

        1. Работа с семьями воспитанников с целью вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми.

        2. Осуществление деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

        Для каждого педагога, как и для каждого родителя, главное, чтобы дети были здоровы.

 Малыши, малыши, малыши, для меня вы все хороши.

        Ясные глазки, пухлые ручки, плаксы, смешные мои почемучки.

         Я тепло своё подарю, и станцую, и песню спою.

        И в моих руках музыка  - особый ключ к достижению духовной и физической гармонии ребёнка.        

        На сегодняшний день для педагога, работающего в детском саду, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

        Необходимо разнообразить традиционные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья: проводить интегрированные музыкально–валеологические занятия; применять новые формы взаимодействия с семьёй и педагогами ДОУ по музыкальному воспитанию дошкольников с включением вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и дома.

        Цель моей работы, как музыкального руководителя, организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи: Выявить и развить музыкальные и творческие способности детей.

        Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья.

        Формировать привычку к здоровому образу жизни.

        В своей работе каждый музыкальный руководитель должен использовать программы и методические пособия и по музыкальному воспитанию, и по воспитанию здорового ребёнка.

        В традиционных видах музыкальной деятельности, таких как восприятие музыки, детское исполнительство, детское творчество, музыкально-образовательная деятельность используются здоровьесберегающие технологии.

        Например, каждое музыкальное занятие начинается с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен сопровождается игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных  инструментах, а танцевальная импровизация совмещается с музыкотерапией.

         Основные формы организации музыкальной деятельности детей – это непосредственно образовательная деятельность «Музыка», «Праздники и развлечения», «Организация самостоятельной   музыкальной деятельности детей» и «Музыка в повседневной жизни детского сада»

         Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая детей музыке, педагог укрепляет их здоровье физическое, эмоциональное, психическое. Образовательная деятельность проводится преимущественно в игровой форме, продолжительность  не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для развивающего эффекта  на занятиях используются различные методы: наглядный, словесный и практический. Для достижения оптимальных результатов образовательной деятельностинеобходимо равномерно распределять психофизические  нагрузки, а также использовать разнообразные методы и приёмыс учетом возраста детей. В музыкальной деятельности применяются  дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка, комплексно вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

        Работа музыкального руководителя осуществляется по направлениям:

  1. Музыка и духовная гармония.

 Задачи: развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств;

формирование позитивного отношения к окружающему миру;

        развитие творческих способностей.

         Развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств: во время музыкальной деятельности дети узнают средства музыкальной выразительности, сравнивают музыкальные произведения по жанру и характеру, сопоставляют музыкальные произведения с произведениями литературы и изобразительного искусства.Знакомство с классической музыкой, фольклором, историей помогает ребёнку узнать и полюбить традиции и идеалы русского народа.

        Формирование позитивного отношения к окружающему миру одна из основных задач. Через музыкально-ритмические движения ребёнок удовлетворяет потребность в двигательной активности. Театрализация вводит в мир игры и сказки. Игра на детскихмузыкальных инструментах создаёт ситуацию успеха, которая так важна для каждого ребёнка.

        Сюжетно-ролевые игры, хороводы, кукольные или пальчиковые театры, инсценировки развивают творческие способности детей.

        Второе направление  работы– музыка и физическая гармония.

        Задачи: укрепление голосовых связок, дыхательного аппарата;

        формирование правильной осанки;

         развитие речевого аппарата.

        Артикуляционная гимнастика и фонопедические упражнения используются для укрепления ещё неокрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, это способствует развитию носового, диафрагмального дыхания. Основными задачами дыхательных упражнений является укрепление физиологического дыхания детей, формирование правильного речевого дыхания.(короткий вздох – длинный выдох).

        Во время музыкально-ритмических движений у детей формируется правильная осанка. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

         Пальчиковые и речевые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, улучшают координацию пальцев рук.Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К речевым играм добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи  идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевые игры пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

         На мой взгляд,проведение интегрированных  занятий  позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены, а такжепозволяет сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, развить эмоциональную сферу ребёнка..

        Все педагоги  комплексно решают задачи физического,    интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей, подготовки их к школе, активно внедряя наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии.

        Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, и логопеда, и психолога, и инструктора по физической культуре  способствует развитию эмоциональной сферы,развитию речевого аппарата, формированию физических качеств.Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: поёт вместе с музыкальным руководителем (не заглушая детское пение), участвует в музыкально-ритмических движениях, активизируя малышей, играет на музыкальных инструментах вместе с детьми.  Воспитатель не должен оставаться  наблюдателем, он осуществляет эмоциональную поддержку малышам, помогает детям, испытывающим затруднения.

        Все формы взаимодействия с родителями направлены на вовлечение родителей в организацию совместной деятельности с детьми и укрепление семьи.Стало традицией участие родителей в праздниках, конкурсах, играх.

         Результатами музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными);

        стабильность физической и умственной работоспособности;

        повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей.

         Вся наша педагогическая деятельность направлена на то, чтобы у ребёнка сформировалась привычка жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

        Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это очень важно для формирования полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.Мы вместе с детьми поём, танцуем, играем в сценках и спектаклях. Все счастливы, находясь в ситуации успеха. А я погружаюсь в мир детских эмоций и, забывая о реалиях жизни, живу тем, что происходит здесь и сейчас. Меня радует, что дети  умеют выразительно и пластично двигаться, чувствуют музыку, могут передать смену эмоций и настроения в пении, в слове, в жесте, и всё это доставляет им радость и  удовольствие. Я счастлива, когда маленькие артисты сами хотят кружиться, услышав прекрасные звуки вальса, танцевать вприсядку под задорную русскую кадриль. А как сладостны мгновения гордости за успехи своих воспитанников! Ведь это не «я» или «дети» выучили песню, танец, а мы вместе.

        Воспитать ребёнка… Это очень сложно. Это огромная ответственность. Это большой труд. И это выбор,  призвание, судьба. Как не навредить, не разрушить хрупкую гармонию  детского восприятия мира, не обмануть доверия малышей? Только пропуская все события через сердце, болея душой за каждое достижение ребёнка, искренне радуясь и совершая открытия с детьми каждый день можно стать другом и примером для беззащитного росточка.

        В душе каждого малыша звучит музыка  и от нас зависит, чтобы она не замолчала, а звучала всё сильнее и ярче, освещая и согревая жизнь растущего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребенком Консультация для родителей старшей группы.

Наиболее простым способом достижения взаимопонимания с малышом является музыка, благодаря которой он раскрывается с лучшей стороны....

Развивающая среда- как механизм, моделирующий развитие духовного и физического облика ребёнка.

Развивающая среда- это единство социальных и природных факторов, которые прямо или косвенно, мгновенно или долговременно могут влиять на жизнь малыша. Именно в этот момент когда ребенок впервые пришёл...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Статья: "Духовно - нравственное воспитание личности ребёнка".(Для воспитателей и родителей).

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве. Я как воспитатель считаю,...

Статья "Музыка и всестороннее развитие ребёнка"

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, приобщаясь тем самым к различным видам художественн...