Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Галкина Марина Вениаминовна

           Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galkina_m.v.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Галкина Марина Вениаминовна

МБДОУ д/с №162 город Ульяновск

Музыкальный руководитель.

           Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра»

осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование нравственности, чувственной эмоциональности, эстетического вкуса через взаимосвязь музыкального искусства и искусства живописи.

Задачи:

  • Развивать музыкальные способности в процессе слушания музыки, пения, движения.
  • Закреплять умения детей определять настроение произведений музыки и живописи по средствам выразительности:

лад, регистр, тембр, темп, динамика – в музыке;  

колорит,  композиция,  ритм – в живописи;

  • Способствовать развитию творческого мышления и воображения;
  • Побуждать детей к самостоятельным действиям в новых для себя условиях с применением знаний, умений полученных в процессе музыкальных занятий, на занятиях по изобразительной деятельности;
  • Воспитывать коммуникативные навыки детей;

Музыкальный репертуар:

  1. Песня «Осенняя шуточная», сл. и муз. Н. Куликовой.
  2. П.И.Чайковский «Октябрь.Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
  3. Песня «Хлеб всему голова», сл. В.Балачан, композитор Н.Кудрин.
  4. Песня «То не ветер ветку клонит», муз. А. Варламова, сл. С. Стромилова
  5. П.И.Чайковский «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года».

Наглядный материал:

  1. Репродукции картин  В.Коркодым «Золото осени», И.Левитана, В.Поленова  «Золотая осень», И.Шишкина «Первый снег».
  2. Репродукция картины З.Серебряковой «Хлеб»
  3. Репродукция картины Васнецова «Аленушка»
  4. Репродукция картины В.Перова «Охотники на привале»

Стихи:

  1. А.С.Пушкин «Осень».
  2. С.Антонов «Хлеб».
  3. А.Усачева «Аленушка», «Охотники на привале», «Опять двойка».

Ход мероприятия.

Дети входят в зал, встают в полукруг. Их встречает осень.

Осень: Я – Осень золотая, поклон вам мой, друзья,

Давно уже мечтаю о встрече с вами я!

И в своей корзинке подарки принесла

     Груши ярко-желтые, словно золотые.

     Яблоки янтарные, соком налитые.

     Листики резные, листья расписные.

Дети читают стихи об осени.

  1. Разноцветная подружка

Эта осень хохотушка:

То нарядится в бордовый,

Желтый, красный и лиловый,

Спрячется в траве на грядке -

Так играет с нами в прятки.

2. То бросается листвой,

То пошлет вдруг дождь косой.

На такую озорницу

Невозможно рассердиться.

И кричим мы ей в ответ:

-Соберем тебя в букет.

Будешь в вазе красоваться,

И зимой нам улыбаться.

Дети исполняют песню «Осенняя шуточная», сл. и муз. Н. Куликовой.

Осень: Народную мудрость вы познавали,                                                                                                            Пословицы, приметы вы изучали!                                                                                                                  

Вот сейчас и узнаем, кто назовет больше пословиц и примет об осени.

Конкурс 1: «Осенние пословицы»

- Осень — запасиха, зима — подбериха.                                                                                             - От осени к лету поворота нету.                                                                                                                     - Тёплая осень — это к долгой зиме.                                                                                                  - Цыплят по осени считают.                                                                                                            - Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.                                                                        - Теплая осень – к долгой зиме.                                                                                                                   - В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.                                                                               - Бабье лето ненастно – осень сухая                                                                                                       - Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.                                               - Придет осень, за все спросит.                                                                                                       - Осень — погод восемь.                                                                                                                  - Первый снежок не лежок.

 Осень: В следующем задании нужно  найти лишнюю картину.

Осень: А поможет правильно выполнить задание музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь»                                                                          

Конкурс 2: «Лишняя картина»  Внимание детей обращается на картины художников: В.Коркодым «Золото осени», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», И.Шишкин «Первый снег».

Осень: И художники, и композиторы, и поэты восторгались осенью в своих произведениях.

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса», - писал в  стихотворении «Осень» А.С.Пушкин.

Конкурс 3: «Подбери картину к музыке» 

  1. Задание. Подобрать картину к песне композитора  Н.Кудрина на стихи  В.Балачан  «Хлеб всему голова».  (Картина З.Серебряковой «Хлеб»).   

После правильного выполнения задания дети читают стихи С.Антонова «Хлеб»:

Знаете, однажды я увидел,

Как старик прощения просил:

Он буханку хлебушка обидел,

Тем, что вдруг на землю уронил.

«Ты прости меня, краюха хлеба,

Я неловким стал на склоне лет.

Станет пусть свидетелем синь неба,-

Ничего важнее хлеба нет».

Он погладил хлебушек немного

И куда-то вдаль побрел один.

Помните о хлебе, ради Бога.

С хлебом наш народ непобедим!  

  1.  Задание. Подобрать картину к песне композитора  А. Варламова на стихи С.Стромилова  «То не ветер ветку клонит».  (Картина Васнецова «Аленушка»)

После правильного выполнения задания дети слушают стихи  А.Усачева «Аленушка»:

 Закатилось в чаще солнышко,
Хмурый лес вокруг стеной.
Пригорюнилась Алёнушка,
Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,
Ни родимого отца.
Слёзы капают на камушки
У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,
Кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою
Отражаются в воде.

И родимая сторонушка
Всё печальней и грустней.
Жаль не ведает Алёнушка,
Что случится дальше с ней.

Повстречает счастье девица
И любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться,
Зная сказку наперёд.

3 Задание. Подобрать картину к музыке П.И.Чайковского «Сентябрь. Охота»

из цикла «Времена года». (Картина В.Перова «Охотники на привале»).

После правильного выполнения задания дети инсценируют стихи  А.Усачева «Охотники на привале»:                                                                                                  

Нету радости в болоте,                                                                                                                                                 Если нет в болоте уток.                                                                                                                                      Нету прелести в охоте

Без историй, баек, шуток.

Нету времени чудесней,                                                                                                      Чем рассказы на привале.                                                                                                           А рассказа нету, если                                                                                                                           Вы немного не приврали.                                                                                                                                                        

  – А со мной такой был случай:                                                                                                                       Стал я целить в русака,                                                                                                             Вдруг орел летит из тучи,                                                                                                             Зайца хвать – и в облака!                                                                                                          

Утки рядом вдруг вспорхнули.                                                                                                                Я подумал: «Вот дела!» –                                                                                                                     И подбил одною пулей                                                                                                        Утку, зайца и орла…

4. Задание.  Подобрать картину к музыке К.Богомолова «Гусли». (Картина Маковского «Бабушкины сказки»)

После правильного выполнения задания дети слушают стихи  А.Усачева «Бабушкины сказки»:

За окошком воет осенний ветер.
Дети сидят тихо во светелке.
– Расскажи, родная, как Иван-царевич
По лесу скакал на Сером Волке.

Бабушка отложит рукоделье.
И мгновенно просветлеют лица…
И поедет на печи Емеля,
И взлетит над облаком Жар-птица.

Затихает мышь над потолком,
И сверчок за печью замолкает.
Только ветер злиться за окном,
Что его послушать не пускают.  

5. Задание.  Подобрать картину к песне композитора  В.Шаинского  на стихи М.Пляцковского «Учат в школе» (картина Ф.Решетникова «Опять двойка»)

После правильного выполнения задания дети инсценируют стихи  А.Усачева

 «Опять двойка»:

Мамочка, расстроившись, присела,

А сестра с укором посмотрела:

- Опять двойка,

Братец Колька!

А за сестрой с усмешкой

Младший брат сказал:

- Вот так тебе и надо,

Раз гулять меня не взял.

  И только преданный Дружок 
  Не огорчается нисколько — 
  Он счастлив, что домой пришел 
  Его товарищ лучший Колька! 
    

Он тычет в друга мокрый нос: 
 "Я рад тебе, чего ж ты грустен?" — 
 Не понимает славный пес, 
 Что больше их гулять не пустят!

Конкурс 4: «Угадай мелодию»                                                                                     Осень: В этом конкурсе нужно отгадать знакомые, любимые вами мелодии песенок, которые приятно петь в любое время года и осенью, и летом и зимой.

  1. Голубой вагон
  2. Настоящий друг
  3. Улыбка
  4. Песенка крокодила Гены
  5. Чунга-чанга
  6.  Колыбельная медведицы

Награждаются победители викторины.

Осень: Жалко с вами расставаться,

             Но пришла пора прощаться

             Осень вы не забывайте,

             Через год меня встречайте!

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дружно мы осень встречаем" (осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: развитие эстетического вкуса, творческих способностей, устной речи, памяти и мышления; расширение кругозора детей; формирование у них ответственного отношения к окружающей природе; воспитание лю...

"ЗАГАДКИ ОСЕНИ" Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста. В сценарий включён музыкальный, игровой материал по возрасту. Ведущие: Осень-Непогодушка и Осень Золотая....

Интегрированный досуг по теме : «Золотая карусель осени» (осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.)

Развлечение для воспитанников и их родителей  в соответствии с ФГОС. Цель- формирование нравственности, чувственной эмоциональности, эстетического вкуса через взаимосвязь музыкального искусства и...

"Календарь Осени" сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения "Календарь Осени" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: обобщение   представлений детей об осенних явлениях природы посредством музыкально-игровой ...

Сценарий осеннего праздника «Осенняя ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника "Осенний сундучок" для детей старшего дошкольного возраста комбинированной направленности

Осень приглашает детей на праздник в сказочный осенний лес, где дети встречают волшебный сундучок. Но показать, что прячет волшебный сундучок, не торопится. Дети отгадывают осенние загадки, танцуют и ...