Игровая программа "Ходит осень у ворот"
методическая разработка (младшая группа)

Конспект игровой программы для детей 4-5 лет "Ходит осень у ворот" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagomedova_i.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Багомедова И.Л.

Игровая программа «ХОДИТ ОСЕНЬ У ВОРОТ»

(для детей 4 лет)

Цель: создание условий для формирования экологической культуры личности ребенка, устойчивого интереса к истокам русской народной культуры.

Оборудование: овощи, фрукты, обручи, грибочки (муляжи); русский костюм хозяйки праздника.

Ход игровой программы

Зал украшен  осенними листьями. На центральной стене на осенних листьях слова: «Ходит осень у ворот». На столах  у центральной стены – овощи и фрукты в корзинках, колосья хлеба в вазе. Лавка, покрытая  рушником.

Ведущий. Сегодня мы с вами будем отмечать не простой праздник. Это праздник осенний. А где же Осень? Она ходит у ворот. В окна к нам заглядывает. А вот и хозяйка нашего праздника.

Входит хозяйка.

Хозяйка. Урожай весь с огорода убрала. Все лето трудилась, спины не разгибала. Урожай хорош получился. Вот он какой (показывает на столы, на которых выставлены овощи и фрукты) Пора гостей звать. Праздник Осени пора встречать. А вот и гости у ворот. Здравствуйте, гости дорогие, будем с вами песни петь, хороводы водить, да загадки отгадывать. Урожаю будем радоваться, да славить помощников наших. А сейчас вставайте в хоровод, да песню заводите.

Песня «ВОЗЛЕ ДОМА ОГОРОД»,  музыка Ботярова.

Хозяйка. Вспомните, кто нам помогал урожай растить, и какие слова мы им говорили?

  1. Солнышко, ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут

Пить есть хотят.

  1. Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Дам тебе веретешечка,

Насыплю горошка.

  1. Уж дождь – дождем

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

  1. Радуга – дуга

Перебей дождя!

Радуга – дуга

Не давай дождя!

Давай солнышка

Колоколнышка.

Хозяйка. Помощники приходили. Согревали землю, поливали ее. А осень пришла урожай на стол принесла. Стали люди на ярмарки собираться. Свой товар стали показывать, на чужой товар любоваться.

ЯРМОРОЧНЫЕ ЗАКЛИЧКИ:

  1. Солнце красное встает всех на улицу зовет!
  2. Разливай и квас, и мед, веселись честной народ
  3. У дядюшки Якова хватит товару всякого, тары бары, растабары расторговывай товары!
  4. Вот орешки! Хорошие орешки! Вкусные на меду, давай в шапку накладу!
  5. Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу с жару, гривенник за пару.
  6. Сами мы рязанские, сельди – астраханские!
  7. У нас в Рязани грибы с глазами! Их едят – они глядят!
  8. Тары, бары, растабары! Все распроданы товары!

Хозяйка. Осенью вечера становятся длиннее. Это пора в гости ходить, новостями делиться. Расскажите мне, что нам осень приготовила?

ОСЕННИЕ НОВОСТИ

1-й ребенок. Кончилось лето,

Кончилось лето,

И солнце не светит

И прячется где-то.

И дождь – первоклассник,

Робея немножко,

В косую линейку,

Рисует окошко.

2-й ребенок. В лесу осиновом дрожат осинки.

Срывает  ветер с осин косынки.

Он на тропинки косынки сбросит.

В лесу осиновом наступит осень.

3-й ребенок. Опустел скворечник,

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят.

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

4-й ребенок.  Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел скворечник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Хоровод  «В ОГОРОДЕ КАЛИНА»,  русская народная песня.

Хозяйка. Пока взрослые делятся новостями, дети любят слушать бабушкины сказки.

Театрализованная инсценировка: «ДОКУЧНАЯ СКАЗКА»

 «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, начинай сначала…»

Докучная сказка рассказывается с разными заданиями: царь – злой, трусливый, хвастливый, жадный, ленивый, веселый и т.д.

Хозяйка. А какие новости в осеннем лесу. Нет ли там чего необычного?

НОВОСТИ ИЗ ЛЕСА

5-й ребенок. Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Песня «ОСЕНЬ»,  музыка Кишко, слова Плакиды

Танец «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»,  музыка  Е.А. Гомоновой.

Хозяйка. А что еще в лесу происходит?

6-й ребенок. Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

7-й ребенок. Белка щелкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит дюжину за час

Будет на зиму запас.

8-й ребенок. Под корягой у дороги

Спит медведь в своей берлоге.

Положил он лапу в рот,

И как маленький, сосет.

Игра «ШЛА ЛИСИЦА», музыка Е. Туманян.

Дети в кругу. Под музыку лиса идет за кругом, вертя хвостом.

С окончанием музыки дети закрывают глаза, а Лиса кладет сзади нескольких детей грибы.

Дети оборачиваются, у кого сзади гриб, выходят в центр круга и исполняют знакомые движения под народную музыку.

Хозяйка. Поиграли хорошо, а потешьте меня еще.

Дети. Стучит, бренчит на улице.

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке –

Туда же по дорожке.

- Куда Фома едешь?

- Сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе корова?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Сам буду пить.

Хозяйка. Я  хочу похвастаться овощами.

Песня «СПОР  ОВОЩЕЙ», музыка. Силина.

Хозяйка. Осень дарит нам не только овощи и фрукты, осень дарит нам хлеб. Хлеб это наше богатство.

СТИХИ О ХЛЕБЕ

Выходят три ребенка, у одного в руках – каравай.

1-й ребенок. Вот он хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2-й ребенок. В каждый дом,

На каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

3-й ребенок. В нем земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Ребенок отдает каравай хозяйке.

Игра «ПЕРЕНЕСИ ОВОЩИ С ОГОРОДА ДОМОЙ»

Дети делятся на две команды по 7 человек в каждой. По сигналу (музыка) дети добегают до обруча, берут овощ и бегут к своей команде, кладут овощи в корзинку, передают эстафету товарищу по команде.

Хозяйка. Потрудились мы не зря, теперь и поплясать пора.

Русский народный танец «СУДАРУШКА».

Хозяйка. У осени в лесу вырос гриб большой, он ребята не простой. Здесь для всех ребят подарки  осенние лежат.

Угощение всех яблоками.

Педагог дополнительного образования Чернявская М. В.

Игровая программа «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»

(для детей 5 лет)

Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к истокам русской народной культуры.

Оборудование: изделия русских народных ремесел – вышитые и вязаные салфетки, дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле «Гжель» и «Хохлома».

Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам, гости дорогие: мамы, папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в удивительное путешествие: путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда «сказки по земле ходили», когда Емеля на печи к царю в гости ездил, Иван-царевич ходил смерть Кощея искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, в те давние времена, когда жили на земле ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки.    

А поможет нам совершить это путешествие музыка.

Звучит запись вокального фольклорного ансамбля «ВО ГОРЕНКЕ».

Ведущий. Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получился наш переход во времени или нет? Говорят, в ту пору люди сказок много знали, да не только простые, но и «докучные». А что такое докучная сказка?

Ответы детей.

Ведущий. Правильно, та сказка, которую без умолку рассказывать можно.

Вот и расскажем.

Докучная сказка «ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ…».

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочала –

Начинай сначала.

Ведущий предлагает интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов-глашатаев.

Ведущий. Хорошо вы, ребята, сказки сказывать умеете. А ведь в старину люди не только этим умением славились, еще и музыкальностью своей. Даже на ложках играть могли. Давайте и мы попробуем.

Детский музыкальный шумовой оркестр исполняет песню

«АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ».

Ведущий. Значит, вы и сказки знаете, и музыке обучены. Хорошо. Тогда предлагаю вам отправиться на праздничную осеннюю ярмарку. Там и на людей поглядеть можно, и себя показать. Ребята, а что такое ярмарка? Какими товарами там раньше торговали?

Ответы детей.

Ведущий. Давайте-ка посмотрим, что там, в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку?

1-й ребенок. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

2-й ребенок. Алый сапог в земле горит. (Свекла)

3-й ребенок. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Без счету одежек, и все без застежек. (Кочан капусты)

4-й ребенок. Ни окон, ни дверей – полно горница людей. (Огурец)

5-й ребенок. Кругла, а не месяц, желта, а не масло

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Ведущий. Да, ребята, много овощей на ярмарке. Чтобы такой богатый урожай вырастить, нужно и умение, и терпение, и чтобы погода помогла: солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберегали?

Ответы детей.

Дети исполняют закличку «ДОЖДЬ».

Ведущий. Умели наши прадеды с природой ладить! Трудно было найти тот двор, где не было бы домашних животных. Все они человеку в хозяйстве помогали. Что это были за животные – угадайте!

1-й ребенок. Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

2-й ребенок. По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

3-й ребенок. На сене лежит,

Сама не ест

И другим не дает. (Собака)

4-й ребенок. Вся мохнатенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька. (Кошка)

5-й ребенок. Кто родится с усами? (Котенок)

Ведущий. Котенок в доме не только мышей ловил, но еще и детишек забавлял, а это люди про него шуточные попевки придумывали.

Попевка «КОТЕНОК».

Ведущий. Пока мы с вами пели да загадки разгадывали, на ярмарку новый товар привезли. Да только что-то с ним по дороге случилось.

Ехали две телеги, да столкнулись, товар-то весь и смешался. Давайте поможем мастерам с этой бедой разобраться, может, и новому ремеслу научимся.

На 2-х листах нарисованы вазы, отдельно лежат узоры, дети украшают вазы элементами «Гжели» и «Хохломы».

Ведущий. Спасибо вам, ребята! Очень красивые вазы у вас получились. А вы знаете, что это за роспись на них. (Ответы детей.) Теперь точно весь товар распродан будет. А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар возили, не забывали никогда и про деток. А как вы думаете, какой товар детям понравиться мог? Правильно, игрушки. Вы хотите посмотреть, какие раньше игрушки были?

Дети вместе с ведущим рассматривают выставку игрушек: тряпичных кукол, дымковские глиняные игрушки, деревянные игрушки и матрешки.

Ведущий. А так как наша ярмарка не совсем обычная, то здесь матрешки еще петь и танцевать могут. Посмотрим?

Девочки в костюмах матрешек исполняют песню «Матрешки».

Ведущий. Что это мы с вами все по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем. Надо бы нам и свою торговлю развернуть. А ну подходи, выбирай себе товар.

Дети разбирают необходимый реквизит.

Ведущий. Значит, чем торговать будете, вы выбрали! А знаете ли вы, как к своему товару внимание привлечь? (Ответы детей.)

- Ну что же, все вы знаете – начинаем торговлю.

Инсценировка ярмарочного торга с закликанием.

Ведущий. У дядюшки Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары, растабары!

1-й ребенок. Сами мы рязанские! Сельди астраханские!

Давай – выбирай! Покупай – забирай!

2-й ребенок. Вот орешки! Хорошие орешки!

Вкусные, на меду, давай шапку, накладу!

3-й ребенок. Кому пирожки! Горячие пирожки!

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра!

Давай, налетай!

4-й ребенок. Ай, да сбитень, сбитенек!

Кушай, девки, паренек!

Кушайте и пейте, денег не жалейте!

Сбитень сладкий, на меду!

Ну-ка, меду покладу!

5-й ребенок. У нас в Рязани грибы с глазами!

Их едят, а они глядят!

6-й ребенок. У дядюшки Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары, растабары,

Разобрали все товары!

Ведущий. Молодцы, ребята, весь товар распродали! Что же вы думаете, здесь и ярмарке конец? Конечно, нет! Именно тогда, когда весь товар был раскуплен, и начиналось настоящее веселье да ярмарочные гулянья. А уж веселиться наши прадеды умели, много потешек, знали. Давайте и мы исполним потешную песню.

Потешная песенка «ДРОЗДОК».

Ведущий. А еще на ярмарках без веселых игр не обходилось. Предлагаю сыграть в «Горелки».

Игра «ГОРЕЛКИ»

Ведущий. Ну, а уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются, набегаются устанут – тут и хороводы проводить можно. А вы умеете?

Хороводная песня «КАК ПОД НАШИ ВОРОТА»

Ведущий. Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ним и наше путешествие в старину. Нам пора домой возвращаться в «свои времена». И снова нам поможет музыка.

Звучит запись хороводной песни «УЖ ТЫ, САД, ТЫ МОЙ САД» в исполнении фольклорного ансамбля.

Ведущий.  Давайте еще раз вспомним, где мы сегодня были и что видели? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Ведущий. И напоследок я открою вам один секрет. Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькими, в какие игры играли, какие песни пели и т.д. думаю, они с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в свою молодость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник «Вот и осень у ворот».

Праздник посвященный золотой осени...

Презентация "Вот и осень у ворот"

В презентации показаны фрагменты утренника в детском саду.Цели и задачи: создавать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъём Расширять знаний о признаках осени, показать уникальность ...

Сценарий осеннего праздника ,, Бродит осень у ворот"

Бродит осень у воротСценарий осеннего праздника для детей 5-6 лет. Ведущая – Дорогие гости! Мы рады встрече с вами! Дети - Мы для наших для гостейСто придумали затей…- Первая затея - п...

Сценарий игровой обучающей ситуации «Ноябрь — ворота зимы»

материал содержит загадки , русские народные игры...

Конспект игровой ситуации Тема: " Перестроение ворот"

Учить детей располагать конструктор вертикально, воспроизводить постройку по образцу; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. Закреплять знание назначения п...

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста "Бродит осень у ворот"

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста "Бродит осень у ворот"...

Познавательно-игровое занятие «БРОДИТ ОСЕНЬ У ВОРОТ»

Познавательно-игровое занятие «БРОДИТ ОСЕНЬ У ВОРОТ»...