Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Сказка про глупого мышонка» авторская работа Олеси Емельяновой
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Костова Валентина Михайловна

Инсценированное произведение: С.Я. Маршак «Сказка про глупого мышонка» Постановка О. Емельяновой

возраст детей: 5-6 лет

Вид инсценировки:  Театрализованное выступление,

подготовка к инсценированию (использование приемов подготовки к восприятию произведения, знакомство с произведением, подготовка атрибутов, распределение и заучивание ролей);

 

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки  С.Я Маршака «Сказка про глупого мышонка» с его приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: чтение сказки, показ иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр мультфильма Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: «Выход  мамы утки», «Встреча с тетей свинкой», «выход тети Клуши» и т.д.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркивались мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети,наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, наметили по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myuzikl_po_motivam_proizvedeniya_s.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мюзикл по мотивам произведения С.Я. Маршака

«Сказка про глупого мышонка»

Жил да был малыш-мышонок,
Капризуля – просто жуть!

Спи, моя радость, усни. 
В доме погасли огни. 
Птички затихли в саду. 
Рыбки уснули в пруду. 

Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит. 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Мышонок (капризно)

Не хочу я спать нисколько!

Мама-мышь снова укладывает Мышонка.

Мышь (ласково)

Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(снова начинает петь колыбельную)
Баю-баю, мой мышонок…

Мышонок опять выглядывает из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Утку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку важно выходит Утка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

                                             Утка (важно)

Здравствуй, деточка! Я Утка!

Утка укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.

Утка (громко поет)

Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!
После дождика в саду
Червячка тебе найду!
Спи скорее засыпай,
Червячков во сне копай!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Утка уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Жабу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Жаба и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Жаба (монотонно поет)

Ква-ква-ква, не надо плакать,
Разводить в кроватке слякоть!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара,
Дам сороконожку,
Дам жука и мошку!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Слишком скучно ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Лошадь уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Свинку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Свинья и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Свинья (поет хриплым голосом)

Буду, буду хрюкать,
Деточку баюкать!
Баю-баюшки-хрю-хрю,
Две морковки подарю
И ведро помоев!
Спи, ну, что ж такое!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Свинья уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать,
Стала Клушу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Курица и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Курица

Здравствуй, детка! Я наседка!

Курица достает Мышонка из колыбельки.

Курица

Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.

Курица засовывает Мышонка себе под крыло и начинает баюкать.

Курица (поет)

Куд-куда-куда-куда…

Мышонок вырывается.

Мышонок (капризно)

Это сущая беда!
Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Кошку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Кошка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Кошка

Здравствуй, сладенький! Я Кошка!

Кошка берет Мышонка на руки и начинает баюкать.

Кошка (поет вкрадчивым сладким голосом)

Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, чтобы спать,
Не нужна тебе кровать,
Не нужна подушка,
Спи, моя игрушка!

Мышонок (сонным голосом)

Голосок твой так хорош…
Очень сладко ты поешь.

Мышонок засыпает.

Рассказчик

Тут собачка прибежала

злую кошку испугала.

Выбегает собачка лает. Кошка убегает с ним со сцены.

Мышонок (обнимает маму мышь)

Солнце светит на дорожку,
В небе радуга цветет.
Ни одна на свете кошка
Лучше мамы не поет!
Я капризничать не стану
Ни за что и никогда,
Если есть на свете мама,
Остальное – ерунда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (средняя группа)

Задачи:обучающие:знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;обучение детей сотрудничеству, изображению повадок живо...

Инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Заключительный этап проекта "Домашние животные"- инсценировка по мотивам сказки  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»....

По мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Сценарий праздникаВ первой младшей группе «Василек»...

Инсценировка сказки по мотивам С.Я.маршака "Сказка о глупом мышонке"

Авторская методическая разботка по художетскнно=эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста: Инсценировка "Сказка о глупом мышонке"...

Театрализация сказки С.Я.Маршака " Сказка о глупом мышонке"

Ребёнок 4 – 5 лет постепенно переходит: – от игры ” для себя ” к игре, ориентированной на зрителя; – игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; – игры в малой гр...

Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...